Свято-Успенский Космин монастырь с. Небылое Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами). Однако в первом сохранившемся историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку». В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года – игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда еще жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его «Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря». Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.
По преданию, изложенному в печатном Житии, составленном в XIX веке, инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном некого боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина – так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину – «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в семи верстах от основанного впоследствии Космою монастыря). В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днем путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени, и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушел в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Ее Успения.
В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники – в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной «Яхренской» иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) – в монастырь стекались многочисленные посетители. За монастырскими стенами, на площади, устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящих. В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника. Обитель славилась двумя чудотворными иконами Богородицы «Яхренской» и другими чтимыми святынями, а также небогатым, но радующим душу уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимою окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.
В 1665 году по просьбе братии и крестьян монастырских вотчин игуменом стал иеромонах Золотниковской Успенской пустыни Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. В Житии Воронежского Чудотворца о его игуменстве в Космине монастыре имеются лишь самые общие сведения. Между тем монастырские описи, составленные в 1665/1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году при передаче монастырского имущества на хранение «черному священнику» Сергию, являются замечательным свидетельством его ревностной духовной и неустанной благоустроительной деятельности. Именно в Космине монастыре Митрофан начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет эту малоизвестную обитель среди других и делает ее особенно притягательной для почитателей Воронежского Чудотворца.
По своему материальному благосостоянию Космин монастырь в середине XIX века принадлежал к числу небогатых и даже бедных обителей России и по этой причине назывался у окрестных жителей «монастыркой». Но вновь по молитвам Матери Божией Господь послал замечательного настоятеля – игумена Наума, благодаря «стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям» которого обитель была обновлена и благоустроена. В 1863 году игумен Наум открыл при монастыре училище для крестьянских мальчиков из соседних селений, обучавшихся закону Божию, чтению по-русски и по-славянски, письму, грамоте и арифметике; при училище была хорошая библиотека.
В XV–XVI веках ее церкви и другие строения были деревянными. Они быстро ветшали и на протяжении столетий многократно перестраивались. В годы польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали. Приходская церковь Воскресения Господня села Небылого тогда «запустела», а впоследствии бесследно исчезла. В то время Космин монастырь, вероятно, также был разорен. Каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. Трудами игумена Митрофана (будущего святителя Воронежского) был построен трапезный каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Его Образа – взамен ветхого деревянного, игуменские каменные кельи, полностью обновлено иконное убранство обители. Начатое в середине XVII века благодаря царским пожертвованиям и через несколько лет продолженное игуменом Митрофаном на собранные им средства строительство каменных храмов в обители завершилось в конце столетия. В 1690 году была возведена надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, оформившая главный северный вход в монастырь – со стороны села. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным храмом Нерукотворного Образа Спаса. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Строительные работы возобновились здесь только в XIX веке. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году, был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен.
В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близ лежащих сел помнят их как людей высокой нравственности, непьющих, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.
После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и камера предварительного заключения (КПЗ). В церкви Спаса – райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, потом библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, в последующие годы – столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители.
В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхренской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.
В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершенной из-за прекращения финансирования, реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме еще не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека.
Последовавшие за тем годы можно без преувеличения назвать временем возрождения духовной жизни села. Прихожане-старожилы помнят труды архимандрита Германа (Моралина, ныне митрополита Курского и Рыльского) и священников вновь открытого Никольского храма, отцов Владимира (Копанева), Николая (Кукина) и Алексея (Демьянчука). Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году, при следующем настоятеле – иеромонахе Александре (Петрове, + 2002), когда обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обитель получила статус монастыря, утвержденный постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре того же года весь монастырский комплекс был возвращен Владимирской епархии. Преемники иеромонаха Александра, настоятели иеромонахи Афанасий (Селичев) и Алексей (Яцурин) вносили свой посильный вклад в восстановление обители. Храм Нерукотворного Образа Спаса, в котором совершалось богослужение, наполнялся старинными и новописанными иконами.
Шестого июня 2001 определением архиепископа Евлогия, утвержденном на заседании Священного Синода, настоятелем монастыря был назначен иеромонах Серафим (Котенев), служивший священником в Свято-Никольского женского монастыря в селе Новом. Пятого мая 2003 года отец Серафим был возведен в сан игумена.
Монастырь живет по распорядку, утвержденному Правящим архиереем. Братия несет постоянные послушания. Послушания сменяются по благословению настоятеля. Поступающие в монастырь проходят обычный искус в устанавливаемые архиереем сроки (до трёх лет).
Богослужения совершаются ежедневно. Начало в 6 часов утра — полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, Божественная Литургия или изобразительны. В 17 часов — час 9, вечерня и малое повечерие. В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. Никольский храм монастыря открыт ежедневно с 6 до 19 часов. При храме присутствует дежурный послушник.
По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.
В приписных храмах расписание богослужений учитывает возможности прихожан.
В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.
Монастырь окормляет Отделение «Милосердия» в с. Небылое при Государственном областном учреждении социального обслуживания (ГОУСО). Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев-Польского района – 36 человек больных и 24 человека обслуживающего персонала. Ежегодно 6-7 раз совершаются таинства соборования и причащения. Поздравляем с большими христианскими праздниками с вручением гостинцев. А также общество инвалидов Небыловского округа, в состав которого входят сёла Небылое, Лыково, Горяиново, Андреевское, Звенцово и Чёково (около 90 взрослых и 17 детей-инвалидов). Помощь заключается в совершении церковных Таинств: исповеди, елеосвящения и причащения; поздравлениях и выдачи подарков на церковные праздники Рождества Христова и Пасхи. Ответственный - Митаева Любовь Владимировна – учитель трудового обучения, образование высшее педагогическое.
Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля (около 12 семей). Благотворительных организаций при монастыре нет.
При монастыре создано шесть воскресных школ. На Казанском приходе м. Лучки Воскресная школа открылась с начала 2012 года. В неё приходят до десяти человек детей. С 1-го сентября 2013 года открылись Воскресные школы при монастыре в с. Небылое и в пос. Ополье. Количество учащихся – около 20-30-ти человек в каждой. С 1-го сентября 2014 года открылись Воскресные школы в пос. Энтузиаст и в с. Малолучинское (для детей из близлежащего с. Шипилово). В ноябре 2015 года открылась Воскресная школа в с. Фёдоровское. Итого – 6 воскресных школ, в которых обучается около 135 человек детей. Все воскресные школы прошли епархиальную аттестацию 28 июля 2016 года, по результатам которой им всем был присвоен тип воскресной учебно-воспитательной группы.
Для обучения привлечено 10 учителей с высшим педагогическим образованием, стажем работы более 20-ти лет и преподающих ОПК в общеобразовательных школах.
В течение нескольких столетий обитель Космы Яхренского была центром духовной и хозяйственной жизни большой округи. На монастырские праздники – в девятую пятницу по Пасхе (в память явления преподобному Косме иконы Успения), 14/27 октября (в день празднования явленной «Яхренской» иконы Божией Матери) и 18 февраля/3 марта (память блаженной кончины и погребения преподобного Космы) – в монастырь стекались многочисленные посетители. За монастырскими стенами, на площади, устраивались многолюдные ярмарки, приуроченные к этим праздникам. Обитель влекла к себе паломников святым гробом преподобного Космы, от которого происходили исцеления с верою к нему приходящих. В печатном издании Жития преподобного Космы записаны два случая исцеления по молитвам у его гробницы: страдавшего «иступлением ума» одного человека из деревни Зернево и расслабленного отрока Стефана, сына одного монастырского работника. Обитель славилась двумя чудотворными иконами Богородицы «Яхренской» и другими чтимыми святынями, а также небогатым, но радующим душу уютом и молитвенной тишиной ее храмов, весной утопавших в нежном бело-розовом облаке цветущих вишневых и яблоневых садов, зимою окутанных морозным маревом заснеженных деревьев.
В 1665 году по просьбе братии и крестьян монастырских вотчин игуменом стал иеромонах Золотниковской Успенской пустыни Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. В Житии Воронежского Чудотворца о его игуменстве в Космине монастыре имеются лишь самые общие сведения. Между тем монастырские описи, составленные в 1665/1666 году при назначении игумена Митрофана и в 1671 году при передаче монастырского имущества на хранение «черному священнику» Сергию, являются замечательным свидетельством его ревностной духовной и неустанной благоустроительной деятельности. Именно в Космине монастыре Митрофан начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии и строительной деятельности, что выделяет эту малоизвестную обитель среди других и делает ее особенно притягательной для почитателей Воронежского Чудотворца.
По своему материальному благосостоянию Космин монастырь в середине XIX века принадлежал к числу небогатых и даже бедных обителей России и по этой причине назывался у окрестных жителей «монастыркой». Но вновь по молитвам Матери Божией Господь послал замечательного настоятеля – игумена Наума, благодаря «стараниям, опытности и даже личным пожертвованиям» которого обитель была обновлена и благоустроена. В 1863 году игумен Наум открыл при монастыре училище для крестьянских мальчиков из соседних селений, обучавшихся закону Божию, чтению по-русски и по-славянски, письму, грамоте и арифметике; при училище была хорошая библиотека.
В XV–XVI веках ее церкви и другие строения были деревянными. Они быстро ветшали и на протяжении столетий многократно перестраивались. В годы польско-литовской интервенции начала XVII века все окрестные селения сильно пострадали. Приходская церковь Воскресения Господня села Небылого тогда «запустела», а впоследствии бесследно исчезла. В то время Космин монастырь, вероятно, также был разорен. Каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия. В период строительства нового соборного храма Успения (взамен ветхого деревянного) в монастыре исчезла деревянная церковь во имя Великомученицы Параскевы Пятницы, упоминаемая в описях первой половины XVII века. В этой церкви, согласно сведениям из описей 1619 и 1635 годов, почивали под спудом святые мощи основателя обители; в самой же церкви находилась рака чудотворца Космы, накрытая его образом. Можно предположить, что новая церковь была возведена на месте двух выше названных деревянных, то есть Успенской и Параскевы Пятницы. Трудами игумена Митрофана (будущего святителя Воронежского) был построен трапезный каменный храм во имя Спаса Нерукотворного Его Образа – взамен ветхого деревянного, игуменские каменные кельи, полностью обновлено иконное убранство обители. Начатое в середине XVII века благодаря царским пожертвованиям и через несколько лет продолженное игуменом Митрофаном на собранные им средства строительство каменных храмов в обители завершилось в конце столетия. В 1690 году была возведена надвратная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, оформившая главный северный вход в монастырь – со стороны села. Позднее Никольская церковь была соединена с корпусом братских келий и, благодаря этому, с трапезным храмом Нерукотворного Образа Спаса. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. Строительные работы возобновились здесь только в XIX веке. В связи с прославлением святителя Митрофана Воронежского в лике святых в 1832 году, был устроен придел его имени над трапезной храма Нерукотворного Образа. В южной части главного алтаря Успенской церкви возобновили придел во имя основателя монастыря – Преподобного Космы Яхренского. Над корпусом игуменских и братских келий надстроили второй этаж; Никольский надвратный храм был вновь перестроен.
В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близ лежащих сел помнят их как людей высокой нравственности, непьющих, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Монастырский комплекс, подобно другим закрытым обителям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность.
После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и камера предварительного заключения (КПЗ). В церкви Спаса – райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, потом библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, в последующие годы – столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители.
В Успенском соборе под спудом пребывают мощи прп. Космы. В обители также хранятся частицы мощей преподобных старцев Оптинских, свт. Арсения Элассонского, ковчег с 20 частицами мощей различных святых, почитаются копия Яхренской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, свт. Афанасия Ковровского, прп. Амвросия, прав. Петра Великодворского, прп. Леонтия Михайловского и др.
В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершенной из-за прекращения финансирования, реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме еще не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека.
Последовавшие за тем годы можно без преувеличения назвать временем возрождения духовной жизни села. Прихожане-старожилы помнят труды архимандрита Германа (Моралина, ныне митрополита Курского и Рыльского) и священников вновь открытого Никольского храма, отцов Владимира (Копанева), Николая (Кукина) и Алексея (Демьянчука). Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году, при следующем настоятеле – иеромонахе Александре (Петрове, + 2002), когда обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обитель получила статус монастыря, утвержденный постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре того же года весь монастырский комплекс был возвращен Владимирской епархии. Преемники иеромонаха Александра, настоятели иеромонахи Афанасий (Селичев) и Алексей (Яцурин) вносили свой посильный вклад в восстановление обители. Храм Нерукотворного Образа Спаса, в котором совершалось богослужение, наполнялся старинными и новописанными иконами.
Шестого июня 2001 определением архиепископа Евлогия, утвержденном на заседании Священного Синода, настоятелем монастыря был назначен иеромонах Серафим (Котенев), служивший священником в Свято-Никольского женского монастыря в селе Новом. Пятого мая 2003 года отец Серафим был возведен в сан игумена.
Монастырь живет по распорядку, утвержденному Правящим архиереем. Братия несет постоянные послушания. Послушания сменяются по благословению настоятеля. Поступающие в монастырь проходят обычный искус в устанавливаемые архиереем сроки (до трёх лет).
Богослужения совершаются ежедневно. Начало в 6 часов утра — полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, Божественная Литургия или изобразительны. В 17 часов — час 9, вечерня и малое повечерие. В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. Никольский храм монастыря открыт ежедневно с 6 до 19 часов. При храме присутствует дежурный послушник.
По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.
В приписных храмах расписание богослужений учитывает возможности прихожан.
В двунадесятые, великие и храмовые праздники совершается всенощное бдение (начало в 17 или 21 час). В субботу по окончании вечерни совершается братский молебен прп. Косме Яхромскому. По благословению архиепископа Евстафия в монастыре установлен обязательный ежедневный крестный ход после вечернего правила.
Монастырь окормляет Отделение «Милосердия» в с. Небылое при Государственном областном учреждении социального обслуживания (ГОУСО). Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев-Польского района – 36 человек больных и 24 человека обслуживающего персонала. Ежегодно 6-7 раз совершаются таинства соборования и причащения. Поздравляем с большими христианскими праздниками с вручением гостинцев. А также общество инвалидов Небыловского округа, в состав которого входят сёла Небылое, Лыково, Горяиново, Андреевское, Звенцово и Чёково (около 90 взрослых и 17 детей-инвалидов). Помощь заключается в совершении церковных Таинств: исповеди, елеосвящения и причащения; поздравлениях и выдачи подарков на церковные праздники Рождества Христова и Пасхи. Ответственный - Митаева Любовь Владимировна – учитель трудового обучения, образование высшее педагогическое.
Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля (около 12 семей). Благотворительных организаций при монастыре нет.
При монастыре создано шесть воскресных школ. На Казанском приходе м. Лучки Воскресная школа открылась с начала 2012 года. В неё приходят до десяти человек детей. С 1-го сентября 2013 года открылись Воскресные школы при монастыре в с. Небылое и в пос. Ополье. Количество учащихся – около 20-30-ти человек в каждой. С 1-го сентября 2014 года открылись Воскресные школы в пос. Энтузиаст и в с. Малолучинское (для детей из близлежащего с. Шипилово). В ноябре 2015 года открылась Воскресная школа в с. Фёдоровское. Итого – 6 воскресных школ, в которых обучается около 135 человек детей. Все воскресные школы прошли епархиальную аттестацию 28 июля 2016 года, по результатам которой им всем был присвоен тип воскресной учебно-воспитательной группы.
Для обучения привлечено 10 учителей с высшим педагогическим образованием, стажем работы более 20-ти лет и преподающих ОПК в общеобразовательных школах.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Надвратный храм в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
1694 г.
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утреннее богослужение
|
В зимний период времени
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
В зимний период времени
|
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утреннее богослужение
|
В летний период времени
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
В летний период времени
|
Храм в честь преподобного Космы Яхромского
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утреннее богослужение
|
В зимний период времени
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
В зимний период времени
|
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утреннее богослужение
|
В зимний период времени и на престольный праздник
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
В зимний период времени и на престольный праздник
|
Подворья
Богослужение в монастыре
Каждый день
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утреннее богослужение
|
|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
Служение
Социальное служение
Монастырь окормляет Отделение «Милосердия» в с. Небылое при Государственном областном учреждении социального обслуживания (ГОУСО). Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев-Польского района – 36 человек больных и 24 человека обслуживающего персонала. Ежегодно 6-7 раз совершаются таинства соборования и причащения. Поздравляем с большими христианскими праздниками с вручением гостинцев. А также общество инвалидов Небыловского округа, в состав которого входят сёла Небылое, Лыково, Горяиново, Андреевское, Звенцово и Чёково (около 90 взрослых и 17 детей-инвалидов). Помощь заключается в совершении церковных Таинств: исповеди, елеосвящения и причащения; поздравлениях и выдачи подарков на церковные праздники Рождества Христова и Пасхи. Ответственный - Митаева Любовь Владимировна – учитель трудового обучения, образование высшее педагогическое.
Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля
Помощь малоимущим слоям населения села Небылое осуществляется экономом монастыря монахом Митрофаном в индивидуальном порядке по благословению настоятеля