Свято-Успенский Жировичский митрополичий мужской монастырь Монастыри Белорусской Православной Церкви
История
Cогласно древнему сказанию, сложившемуся к началу XVII столетия, в 1470 (по другим данным в 1473, 1480, 1494) г. близ имения Жировичи была явлена чудотворная икона Божией Матери на камне. Святой образ был обнаружен пастухами в кроне произраставшей в лесу над ручьем дикой груши. От иконы исходило лучезарное сияние, которое и привлекло внимание пастухов. С благоговением сняв икону с дерева, они отнесли ее владельцу местности, земскому подскарбию Великого княжества Литовского, Александру Юрьевичу Солтану. Вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. Вскоре хозяин Жировичского имения захотел показать находку своим гостям. Однако, открыв ларец, иконы он там не обнаружил. Вскоре те же пастухи снова обрели чудотворный образ на месте первого явления и снова отнесли его Александру Солтану. На этот раз он принял икону с большим благагоговением и соорудил на месте ее обретения деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Впоследствии рядом с храмом возникло поселение.
Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ привлекал к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.
В 1520 г. в Жировичах случился пожар, во время которого сгорел храм Пресвятой Богородицы с хранившейся в нем иконой. Почитатели чудотворного образа надеялись обнаружить каменную икону на пепелище, но все их поиски не увенчались успехом. Но, однажды, крестьянские дети недалеко от сгоревшего храма увидели Деву необыкновенной красоты, Которая сидела на камне в неземном сиянии. Не осмелившись подойти к Божией Матери, они поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, отправились к тому месту. Подойдя к камню, они увидели на нем горящую свечу и Жировичскую чудотворную икону, почти не пострадавшую от пожара. Радость людей, обретших утраченную святыню, была несказанной. В 1672 г. на месте второго обретения Жировчской иконы был построен храм в честь Явления Божией Матери, престолом которого является тот самый камень, на котором дети увидели Пресвятую Деву Марию.
В 1555 г. владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Во второй половине XVI в. при этом храме возник православный мужской монастырь.
Более чем в тысячелетней истории Православной Беларуси, как и в пятивековой истории Жировичской обители, был приблизительно двухвековой период (XVII-XVIII вв.), когда греко-католичество возобладало и в Беларуси, и в обители.
В 1629 г. в Жировичском монастыре началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX в.
В начале XVII в. имение Жировичи приобрел перешедший в унию мстиславский каштелян Иван Мелешко, при содействии которого к 1613 г. в стенах православной обители утвердился греко-католический базилианский монастырь, ставший своеобразным духовно-политический центром окатоличивания православного белорусского народа.
На протяжении своей многовековой истории Жировичская обитель неоднократно подвергалась разорениям и опустошениям. Так, в 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировичский монастырь был разорен и сожжен войсками, однако по прошествии непродолжительного времени полноценная монашеская жизнь в обители была восстановлена. Во время Северной войны (1700-1721гг.) монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 г. на территории современной Беларуси была отмечена вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Согласно сохранившемуся преданию, тогда же в Жировичах умерло большинство монахов, а в живых остался только один иеромонах. После трагедии 1710 г. Жировичский монастырь снова возродился, а для его насельников был построен новый братский корпус, в котором ныне размещается Минская духовная семинария.
К середине XVIII в. Жировичская обитель стала почитаемым местом паломничеств в Речи Посполитой. К этому времени на дороге из Слонима в Жировичи на средства представителей знатных магнатских фамилий было установлено семь триумфальных арок, а Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировичской иконы Божией Матери.
В 1795 г., в результате третьего раздела Речи Посполитой, Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г., в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий, в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, а монастырский Успенский собор стал кафедральным.
В 20-х гг. ХIX в. в обители началась подготовка к воссоединению белорусских униатов с Православной Церковью. Указом императора Николая I от 22 апреля 1828 г. в Жировичском монастыре была размещена кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в обители была открыта (вместо существовавшего с нач. XVIII в. начального училища) греко-униатская духовная семинария, ректором которой стал протоиерей Антоний Зубко (впоследствии архиепископ Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. Помимо общепринятых дисциплин, большое внимание в семинарии уделялось обучению живописи, пению и музыке. Трудами епископа Литовского Иосифа (Семашко) (впоследствии митрополит Литовский) и его сподвижников из числа преподавателей Литовской духовной семинарии, располагавшейся в Жировичах, удалось воспитать новое поколение греко-католического духовенства, способное вернуться к вере отцов. В 1839 г. Жировичский монастырь и Литовская духовная семинария поддержали решения Полоцкого Собора, провозгласившего возвращение в Православие.
В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировичском монастыре находилась кафедра православного Литовского архиепископа. С 1845 г., в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну, в Жировичах был оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище. В 1901 г. Жировичский монастырь вошел в состав Гродненской и Брестской епархии.
В начале ХХ в. в обители подвизался священномученик Александр (Петровский; впоследствии архиепископ Харьковский), в 1913-1914 гг. на покое пребывал бывший епископ Саратовский священномученик Ермоген (Долганёв). В 1896-1906 гг. смотрителем Жировичского духовного училища был П.Ф. Полянский (впоследствии священномученик Петр, митрополит Крутицкий). Выпускник Жировичского духовного училища, священномученик диакон Иосиф Сченснович, в 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово.
В результате боевых действий Первой мировой войны в 1915 г. Жировичский монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, а сама Жировичская икона была перевезена в Москву. В период немецкой оккупации 1915-1918 гг. здания обители подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление монастырской жизни.
После заключения советско-польского Рижского мирного договора, с марта 1921 г., Жировичский монастырь находился в составе Польши. В 1920-е гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Западной Беларуси, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировичский монастырь, сорвали планы закрытия монастыря. В это время Жировичская обитель стала главной святыней и оплотом православия в Польше. В 1938 г. для духовной поддержки населения Жировичскую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Западной Беларуси.
С началом Второй мировой войны, в 1939 г., вся территория Западной Беларуси вошла в состав СССР, а Жировичский монастырь вернулся из юрисдикции Православной Церкви в Польше в Русскую Православную Церковь. С первых дней Великой Отечественной войны Жировичский монастырь оказался на оккупированной территории. По благословению митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) насельник обители архимандрит Серафим (Шахмуть) (впоследствии священномученик) вместе со священником Григорием Кударенко (впоследствии архимандрит Игнатий) были командированы для возрождения приходской жизни в Восточной Беларуси. В 1941-1943 гг. жировичские миссионеры восстанавливали приходы Минской, Витебской, Могилевской и Гомельской областей, совершали крещения. В 1944 г. архимандрит Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и скончался в лагере.
В 1945 г., уже после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, часть зданий Жировичской обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году при монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию. Вплоть до закрытия духовной школы в 1964 г. ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Жировичского монастыря.
В 1959 г. в Жировичский монастырь поступил афонский постриженик иеромонах Иероним (Коваль; † 1964), впоследствии духовник и старец насельников и мирян. Могила его за алтарем кладбищенской Георгиевской церкви почиталась паломниками. 19 сентября 2006 г. останки старца перезахоронили на территории обители за алтарем Крестовоздвиженской церкви, рядом с могилой его ученика, старца схиархимандрита Митрофана (Ильина).
В 1960 г. в Жировичи прибыли около 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. Сестры привезли в Жировичи святыни — мироточивую икону Владимирской Божией Матери, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей великомученика и целителя Пантелеимона, преподобной Евфросинии игумении Полоцкой и других святых.
С 1978 г. до 25 декабря 2013 г. священноархимандритом Жировичского монастыря был Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), с 25 декабря 2013 г. на этот пост назначен Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Павел. С 1992 г. Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального, является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в Республике Беларусь.
Наместник
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Главный храм монастыря – Успенский собор, соединил в себе черты барокко, рококо и классицизма. Его высота – около 40 м., длина – 55 м. Главный престол собора освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор имеет два боковых придела: правый – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и левый – в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Свято-Успенский собор, являющийся главным храмом обители, был построен в 1613 — 1650 гг. (по другим источникам, в 1628 — 1644 гг.). Фундатором (спонсором) выступил владелец Жирович Иван Мелешко, кастелян смоленский, а деньги на внутреннюю отделку собора пожертвовал канцлер ВКЛ Лев Сапега.
Успенский собор — величественный и большой храм. Его высота — около 40 м., длина — 55 м. Он сочетает в себе такие стили, как барокко и классицизма, а также черты византийской (базиличной) церковной архитектуры. Не всегда собор выглядел так, как сегодня. Первоначальный план, очевидно, был так и не реализован: остались, например, неоконченными две башни на главном фасаде. Как свидетельствуют источники, собор был поврежден войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году; потом ремонтировался и перестраивался.
В 1821 г. была начата реконструкция собора, при этом башни были разобраны, внешняя отделка выполнена в стиле позднего классицизма. Окончательно работы над собором были завершены при ремонте 1867 г. Собор также был поврежден во время военных действий в Первую мировую войну. Интересным фактом является и то, что за годы уже Второй мировой войны ни одно из строений монастыря не пострадало от бомбежек и обстрелов.
Старожилы рассказывали, что перед входом в собор долгое время можно было видеть огромную воронку от бомбы, но в куполе собора не было ни одной пробоины. Под зданием находились большие подвалы, где в 17 — 18 столетиях размещалась братская усыпальница; здесь же были похоронены многие знатные люди своего времени. В первой половине 19 в. эта усыпальница была замурована, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище.
Храм строился в эпоху расцвета белорусского храмового зодчества, стиля барокко. Несмотря на перестройки и изменения внешнего облика, внутри Свято-Успенский собор сохранил свое барочное архитектурное убранство. Исследователи полагают, что в первоначальном виде собор мог иметь трехглавое завершение и центрическую планировку, что роднит его с современными по времени строительства православными Богоявленским собором в Могилеве и Благовещенским собором в Супрасле. Первоначально храм имел только центральный иконостас, который хорошо сохранился до нашего времени. В 1779 г. для росписи этого иконостаса, а также иконостаса Явленской церкви был приглашен мастер Григорий Медведский. Иконостас собора выполнен в характерной барочной манере. Привлекают внимание иконы апостолов, центральный образ «Спас Вседержитель» в серебряном окладе. Боковые иконостасы по времени относятся к ремонту храма в 60-х гг. XIX столетия, равно как и серебряные ризы на образах. На стенах храма сохранились росписи разного времени. Так в плафоне (под куполом) можно видеть изображения четырёх евангелистов, относящиеся к 18 столетию. Росписи на столбах и стенах, выполнены в послевоенное время, изображают наиболее чтимых святых, в том числе белорусских, а также большие церковные праздники.
Камень и место, на котором Пресвятая Богородица в 1520 г. во второй раз явила Свою икону, сразу же стал благоговейно почитаться в народе. С течением времени (примерно в 1672 г.) здесь была построена церковь в честь Рождества Божией Матери, более известная под названием Явленской. Это самое старое здание монастыря. Сам камень был помещен в алтаре под престолом. В 1769 г. храм был полностью перестроен – разобран фасад, достроен притвор и хоры.
В плане храм представляет собой прямоугольник размером 8/20 метров. Внутренний объем церкви небольшой, иконостас относится к концу XIX века. Под ее полом находится небольшая усыпальница, где в 1881 году был похоронен проживавший в Жировичах на покое архиепископ Минский Михаил (Голубович), ближайший соратник митрополита Иосифа (Семашко) в деле воссоединение униатов. В настоящее время в летний период в храме совершаются ранние Божественные литургии и молебны с акафистом Божией Матери.
Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Но примерно в 1520 г. во время сильного пожара храм сгорел, и чудотворный образ исчез. Однако, милость Царицы Небесной не оставила скорбных людей. Вскоре икона была вновь обретена. Крестьянские дети, игравшие на склоне холма, недалеко от сгоревшего храма, увидели Деву необычайной красоты, сидевшую на камне.
Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили сообщить о необыкновенном видении родителям. Когда жители села вместе со священником пришли на это место, то обрели на камне пропавшую икону, а сам камень запечатлел на себе след стопы Божией Матери.
Камень, на котором явилась Пресвятая Богородица, быстро сделался местом особого поклонения. Приезжавшие в Жировичи паломники начали откалывать от камня фрагменты. Чтобы сохранить валун и отметить место чудесного второго обретения иконы, была построена церковь, в наши дни получившая название Явленской.
Монастырское предание хранит память еще об одном явлении здесь Пресвятой Владычицы Богородицы. Во время Великой Отечественной войны в Явленской церкви немцы сделали склад боеприпасов. Часовые по ночам стали замечать какую-то Женщину, которая приходила неизвестно откуда, приказывала немцам уйти из этого места, а потом бесследно исчезала. Немцы вначале собирались поймать незнакомку (называли Её партизанкой), архимандриту Серафиму было предъявлено требование представить объяснение по поводу предполагаемого укрывательства партизан. Он же предложил осмотреть Обитель. Когда производился обыск, в Явленской церкви немецкие солдаты увидели икону Божией Матери, в Которой и узнали увиденную ими Женщину. Немцы быстро поняли, с Кем имеют дело, и решили выполнить Её строгий приказ. Неожиданно для местных жителей фашисты покинули территорию монастыря и больше никогда туда не возвращались за все время оккупации.
Построена в 1769 году. Каменный однонефный храм-кальвария, посвященный распространенному в XVIII веке обряду, символирующему паломничество в Иерусалим.
Внутри церкви половину здания занимает лестница, копия Святой лестницы (лат. Scala Santa), которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме.
В Крестовоздвиженской церкви лестница начиналась от дверей храма. Она занимала половину внутреннего пространства и выводила на алтарную площадку, торцевая стена которой была искусно расписана перспективной живописью. Благодаря принятому архитектурному решению и перспективному рисунку достигнут иллюзорный эффект необычайной глубины храма, при сравнительно небольших размерах церкви (12х25 м). Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняли его светом и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера.
По обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой Лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами святых. Во второй половине XIX века они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Царских врат.
В 1716 г. ловчая пинская Элеонора Головщина пожертвовала восемь тысяч злотых для строительства в Жировичах храма Страстей Христовых, где бы совершались по ней панихиды. Строительство церкви было закончено к 1769 году.
Этот храм абсолютно уникален. Являясь прекрасным образцом архитектуры позднего барокко с элементами классицизма, в своем внутреннем устройстве он имеет только один аналог во всем мире. Это, так называемая, Санта Скала — Святая Лестница. По преданию, одно из зданий в Латеране, в Риме, имеет внутри ту самую лестницу, которая находилась в преторианском дворце Пилата.
По ней взошел Спаситель, чтобы предстать перед судом римского прокуратора. В более позднее время лестница была перевезена из Иерусалима в Рим. Сегодня она ведет в капеллу Святого Лаврентия. На стене, замыкающей лестницу, находится фреска, изображающая сцену Распятия. В 1777 г. в Жировичской Кальварии монахом Шалашевичем была выполнена похожая роспись, создававшая эффект глубины интерьера небольшой по внутреннему объему церкви. Боковые стены храма также были украшены росписями, изображавшими ангелов, сцены Евангельской истории. (Фрески исчезли, очевидно, в советское время, в период, когда храм не находился в ведении монастыря. Существуют фотографии начала прошлого столетия, где видны фрески.)
По обычаю паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Этот обычай сохранялся и в Жировичах. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами различных святых. Впоследствии они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от царских врат.
С 1919 г., после вхождения Жирович в состав Польши, Крестовоздвиженский храм был отобран у монастыря польскими властями и превращен в приходской костел. В таком качестве он использовался до начала Второй мировой войны. Был возвращен монастырю в 1945 г.
С 1999 г. в летний период по воскресным дням в нем совершается молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему, а в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня — ранняя Божественная литургия.
В 2004 г. был отреставрирован и освящен иконостас.
В современном храме есть три восстановленные фрески — Несение Господом Иисусом Христом креста на Голгофу, Обретение Животворящего Креста Господня равноапостольной царицей Еленой в 326 году и, в алтарной части, фреска Воскресения Спасителя. В храме была устроена первая колокольня, но вместо колоколов были металлические била. Главный фасад имеет вытянутые пропорции и завершается высоким фронтоном с башенкой. Подобная башенка возвышается над алтарной стеной.
Свято-Никольская (зимняя) церковь имеет общий вход со Свято-Успенским собором. Это каменная церковь с оригинальным мозаичным полом, что создает впечатление пещерного первохристианского храма. Церковь имеет характерную структуру трапезной, прямоугольная в плане (20 х 7 м), невысокая, с красивым полуциркульным сводом без арок, но с арочным проемами (люнетами).
В 1847 г. был устроен иконостас, вписанный под арку свода (максимальная высота 3,8 м); резьба и позолота по полименту выполнялись в Петербурге, иконы («Архидиакон Стефан», «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай», «Тайная вечеря», «Святая Екатерина», четыре образа евангелистов) писались в Академии художеств.
В 1854 году церковь была расписана: своды и стены покрыты масляной сюжетной и орнаментально-декоративной разрисовкой, украшены лепным декором растительно-геометрического орнамента; опорные конструкции — фресковыми декоративными рамами (филенками) в стиле рококо. В алтаре на горнем месте находился образ Троицы (100 Х 70 см).
В 1937 году храм был капитально отремонтирован, внутри побелен и покрашен. Среди образов богатым содержанием и отточенной живописной манерой выделяется «Святой Николай с житием» петербургского академического письма XIX века, подаренный в 1990-е годы священником из Санкт-Петербурга.
Пятый храм Жирович — это деревянная Георгиевская (Юрьевская) церковь XVIII века, построенная в виде прямоугольного сруба. Церковь находится на старом кладбище, на северо-западной окраине Жирович, на так называемой «Юрьевой Горке». Местность здесь очень живописна, с горы открывается прекрасный вид на монастырь.
С возникновением кладбища и строительством храма связаны события 1710 года. После окончания польско-шведской войны, в местности, опустошенной войной, начался упадок и болезни. Особенно жестоким стало моровое поветрие 1710 года, полностью опустошившее Жировичи и монастырь. Из всей братии в живых остался только иеромонах Николай Окуневич. В одиночку он похоронил более 600 человек, умерших от эпидемии. Некоторое время спустя на новом кладбище усердием настоятеля Георгия Шаталловича и была построена деревянная церковь великомученика Георгия Победоносца.
Церковь представляет собой простейший тип храма с пятигранным апсидным прирубом. Храм накрыт двухскатной крышей, у западного фасада имеющей небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Над главным фасадом — фигурная барочная башенка. Стены вертикально оштукатурены. Апсида выделена небольшим выступом, широко раскрывается в залу. Декоративный акцент интерьера — иконостас с накладной резьбой
Простое плановое и объемное решение, скромный набор декоративных деталей церкви приближает её архитектуру к деревянному народному жилищу. Церковь является памятником народного зодчества с чертами барокко. В этой церкви под полом находится прах известного писателя, протоиерея Плакида Янковского (1810—1872).
В день святого великомученика Георгия, 6 мая (по новому стилю), после Литургии, совершаемой в Успенском соборе, братия монастыря, учащиеся духовных школ и многочисленные паломники крестным ходом направляются в Георгиевский храм, в котором совершается водосвятный молебен