«Монашество – это неисчерпаемая радость»

Игумения Евдокия (Левшук)

В 2025 году исполняется 900 лет со дня основания Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря – монашеской жемчужины Белой Руси. В преддверии дней памяти преподобной Евфросинии Полоцкой 5-6 июня (н. с.) публикуем для читателей сайта интервью из журнала «Монастырский вестник»: настоятельница Спасо-Евфросиниевской обители игумения Евдокия (Левшук) рассказала, как отмечают сестры день памяти основательницы монастыря, вспомнила обстоятельства принесения частицы мощей святой княжны-инокини в Россию в 2024 году. Матушка также поделилась воспоминаниями о своем приходе в монастырь, размышлениями о важности молитвы, о любви к монашеству и о том, почему радость сильнее всякого оружия.

Духовное торжество

Осенью 2024 года произошло знаменательное историческое и духовное событие: ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Спасо-Евфросиниевского монастыря был принесен в Россию. Матушка Евдокия, расскажите, пожалуйста, как это было.

В прошлом году ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии Полоцкой торжественно «прошествовал» по епархиям Русской Православной Церкви. Это событие значимо не только для Полоцкой обители, но и для всей Белорусской Православной Церкви. До сегодняшнего дня частицы мощей преподобной Евфросинии приносились в дар некоторым храмам и монастырям, но никогда не «путешествовали».

В связи с такими важными событиями, как 785-летие заключения союзного договора между новгородским князем Александром Невским и полоцким князем Брячиславом Васильевичем и 25-летие создания Союзного государства России и Белоруссии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии Московской был принесен в Беларусь, а ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии Полоцкой – в Россию. Специально для этого события ковчег торжественно освятили в Кресто-Воздвиженском соборе нашего монастыря.

Интересно, что мощи нашей преподобной побывали именно в тех местах, которые так или иначе имели к ней отношение – она словно соединила невидимыми духовными нитями прошлое и настоящее и своим присутствием освятила путь, непосредственно связанный с ее именем.

Каким образом частицу мощей перевозили? Как в целом прошло это мероприятие для Вас? Какие впечатления у Вас остались?

Ковчег с частицей мощей в основном «путешествовал» на автомобиле, но, например, из Санкт-Петербурга в Екатеринбург летел в самолете. Его сопровождали сестры нашего монастыря. Во время полета произошло чудо, как расценил это митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Самолет, который летел со святыней, не мог приземлиться и совершал круги, облетая Екатеринбург. Сестры, сопровождавшие ковчег, скорбели, потому что уже была ночь и непонятно, по какой причине борт никак не могли посадить. А потом вообще сказали, что в Екатеринбурге они не приземлятся, и направили самолет в Челябинск.

Как отметил в проповеди владыка Евгений, «взирая на эти события с духовной точки зрения, становится совершенно понятно, что преподобная Евфросиния пожелала обозреть нашу землю, посмотреть на спящих или неспящих и молящихся уральцев, заглянуть и на благословенную Южноуральскую землю и благословить ее своим пришествием…», а потом все-таки вернулась к екатеринбуржцам.

В России ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии пребывал с 5 сентября по 1 ноября, и за это время святыне смогли поклониться сотни тысяч верующих из двадцати российских городов. Кто-то укрепился в вере, кто-то почувствовал облегчение в своих трудах, один избавился от недуга или скорби, другой получил ответы на свои неразрешенные вопросы, третий просто испытал мир и покой в душе.

Преподобная Евфросиния – удивительная святая. Мы испытываем невольную радость от того, что принесение частицы ее мощей явилось настоящим духовным торжеством и оставило глубокий след в сердце каждого, кто прикоснулся к святыне.

«Кажется, что земля соединяется с Небом…»

Как отмечается в Полоцком монастыре день памяти преподобной Евфросинии? Как монастырь готовится к празднику? Расскажите о почитании вашей небесной покровительницы в обители.

В нашем монастыре праздник преподобной Евфросинии – это особые, торжественные и незабываемые дни. 5 июня празднуется преставление подвижницы, а на следующий день – перенесение мощей из Киево-Печерской лавры в Полоцк.

Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Сестры стараются, чтобы каждый уголок обители блестел и благоухал, чтобы вся территория была ухоженной и сияла чистотой. Многометровый ковер из летних трав и живых цветов украшает вымощенную камнем дорожку, ведущую от входной арки к Спасо-Преображенскому храму. Иконы в храмах также украшаются нежными венками из живых цветов. Ежегодно почтить память нашей святой приезжают архиереи, настоятельницы женских монастырей и многочисленные паломники из разных стран.

Накануне праздника в Полоцкую обитель приходит традиционный крестный ход из города Глубокое. Вот уже более десяти лет крестоносцы проходят около девяноста километров пешком, чтобы поклониться мощам преподобной Евфросинии и принять участие в праздничных богослужениях. Днем совершается малая вечерня с акафистом преподобной, в 17:00 – праздничное всенощное бдение, а затем трапеза в Духовно-просветительском центре монастыря.

В 22:00 в Кресто-Воздвиженском соборе начинается исповедь. В полночь совершается молебен с акафистом преподобной Евфросинии. Это очень трогательный момент, который особо выделяется среди всех праздничных служб. Людей в храме много, все стоят с акафистами в руках и поют. Тишина, спокойствие, все молятся, прославляют преподобную – весь храм. Это так сильно, необыкновенно, и кажется, что земля соединяется с Небом... И потом всю ночь, до начала ранней Литургии, многочисленные паломники непрестанно молятся у святых мощей.

5 июня после поздней Божественной литургии, которую обычно возглавляет Патриарший экзарх всея Беларуси, все молящиеся направляются к древнему Спасскому храму. На соборной площади к ним присоединяется крестный ход, следующий из Софийского собора, и затем у Спасо-Преображенского храма совершается молебен с акафистом преподобной.

А 6 июня, после Литургии, вокруг трех храмов обители совершается крестный ход в память того великого пути, который был пройден с мощами преподобной Евфросинии в 1910 году из Киева в Полоцк.

В эти дни мы всегда испытываем пасхальную радость, и хочется бесконечно благодарить преподобную за ее щедрые милости к каждому, кто с надеждой притекает к ее нетленным мощам.

«Я думала о монашестве с пятнадцати лет»

Матушка, Вы пришли в монастырь в двадцать лет. Княжна Предслава, будущая преподобная Евфросиния Полоцкая – в двенадцать. Подобные возрастные показатели в монашеских обителях сегодня большая редкость. Поделитесь, пожалуйста, как Вы решили посвятить себя Богу в столь юном возрасте?

Мы с моей мамой приезжали в Жировичский монастырь на праздники, но возможности остаться там на более длительное время не было, так как паломникам в то время негде было остановиться. Однако Господь все устраивает по Своему неизреченному Промыслу.

Однажды, когда мы были в храме, меня охватило необыкновенное желание побыть подольше в Жировичах, и я поделилась этим с мамой. Мои слова услышала одна раба Божия и сказала: «Я знаю одну монахиню в обители, напишу ей записочку, и она тебя примет». Так все и получилось. По благословению настоятельницы меня поселили в келье этой монахини на раскладушке. С этого момента монастырь стал моим родным домом.

Я летела в Жировичи, как на праздник, и ждала, когда смогу остаться там навсегда. Сердцем понимала, что мое место в монастыре. Мне казалось, что если бы мне дали черный платочек, черное платье и поставили рядом с сестрами, большего счастья мне и не надо было.

Правда, что в то время в монастырь попасть было непросто, даже очередь на годы вперед набиралась? В духовном смысле это была словно проверка истинности намерений новоначального. В наши дни такое неслыханно, невозможно представить.

Я просилась в обитель, но игумения Гавриила (Рисицкая) только разводила руками: «Деточка, ну что же делать, если власти не разрешают принимать в монастырь?» В то время обитель в Жировичах была единственным действующим монастырем в Беларуси, и там подвизались монахини, переведенные из закрытых Полоцкой и Гродненской обителей. В монастырь никого не брали. Разрешение принимать новых сестер появилось лишь в 1979 году. Я к тому времени окончила учетно-кредитный техникум и отработала по распределению в банке.

Митрополит Филарет (Вахромеев) добился разрешения на ежегодную прописку в монастыре по три сестры. Поэтому те, кто желал иноческого жития, вынуждены были ждать своей очереди на прописку не один год. Меня прописали в обители в 1981-м накануне Благовещения (6 апреля). Владыка Филарет позвонил матушке игумении и сказал: «У нас благая весть! Разрешили прописать сестричек».

Что Вы почувствовали в тот момент?

Подумала: «Милосердие Божие меня посетило».

«Не задерживаю и не отпускаю»

Мама спокойно отпустила Вас в обитель?

К вере привела меня именно мама. Она научила своих детей вере в Бога (нас у нее трое), ее родители были воцерковленными, не пропускали ни одной воскресной и праздничной службы. До храма добирались пять километров: бабушка пешком, дедушка на велосипеде.

Но когда я встала перед мамой на колени, сложила руки и попросила: «Мамочка, благослови в монастырь!», – она меня обняла и стала плакать: «Доченька, как же я тебя отпущу?» А потом сказала слова, которые я помню всю жизнь: «Я тебя и не задерживаю, и не отпускаю, чтобы ты на меня всю жизнь потом не нарекала». И я опять попросила: «Благослови, мама!» Она встала, взяла икону в святом углу, благословила меня, а уже спустя время благодарила Бога за мой выбор. Когда умер папа, мама тоже пришла в монастырь, и сейчас она монахиня нашей обители.

Монашество – это Божие призвание. И мы с мамой спустя годы рассуждали, как же промыслительно Господь меня вел. Бог кладет на сердце желание монашества и ведет Своим путем. Человек сам порой не понимает, откуда у него возникает пламенная ревность и горячее желание подвизаться, такое, что ему уже никто и ничто неинтересно. Так было и со мной. Одна монахиня мне в то время как-то сказала: «Что ты все одно: монастырь, монастырь! Еще передумаешь!» Однако, если это призвание, если Господь позовет, Он даст и ревность, и силы, и преданность.

Сколько в итоге Вам пришлось ждать исполнения заветной мечты поселиться в монастыре?

Ожидание продлилось долгих пять лет...

Жировичские огурцы и дубовые бочки

В Жировичском монастыре Вы подвизались в течение двенадцати лет. Что больше всего запомнилось Вам из того времени? Какие послушания Вы там несли?

Делала всё, что было необходимо. И на огороде трудилась, и в трапезной, и в храме, и в просфорной, и в канцелярии, была певчей и еще одно время несла послушание в Минской епархии у митрополита Филарета.

Одним из моих жировичских послушаний была засолка огурцов по фирменному монастырскому рецепту. Огурцы получались необычайно вкусными. Никто не хотел покупать магазинные банки, всем нужны были только монастырские огурчики.

Рецепт и способ засолки до сих пор помните?

Да (улыбается). У нас была большая плантация огурцов. Пророщенные семена высаживали сразу в грунт. Когда огурцы вырастали, мы их собирали в большие передники и высыпали в мешки. Потом эти мешки возили на тачках к погребу, возле которого ставили несколько больших ушатов с водой, куда и высыпали огурцы. В одном ушате мыли огурцы, в другом еще раз промывали и помещали в ведра.

В погребе стояла уже готовая, вымоченная и пропаренная чистой крапивой большая дубовая бочка. Дно бочки устилали зеленью и туда высыпали два ведра огурцов. Потом пересыпали солью по нашему специальному рецепту, опять высыпали два ведра огурцов и добавляли соль. Когда бочка была наполовину заполнена, мы выкладывали листья хрена, чеснок, зелень и опять добавляли огурцы до самого верха с горкой, потому что за ночь они оседали. Утром мы их ровняли и добавляли сверху еще немного зелени.

Затем рабочие накрывали бочку крышкой и забивали ее. В крышке было круглое отверстие, которое закрывалось деревянной пробкой. Через него я могла следить за тем, достаточно ли там рассола, так как он должен был покрывать все огурцы. Когда мы открывали бочку и брали нужное количество огурцов, я их вымачивала в течение суток и опять заливала рассолом по вкусу. После этого мы уже ставили их на стол. Это были фирменные жировичские огурчики. Крепкие, как камушки, очень вкусные и ароматные.

К сожалению, сегодня в нашем монастыре нет подобных условий для засолки. Но зато мы производим другую вкусную продукцию: изготавливаем сыр разных сортов, выпекаем хлеб, пирожки, кексы и другие хлебобулочные изделия.

Дело монаха – молитва, а работа – поделие

В Жировичах Вы встретились с известным глинским старцем схиархимандритом Иоанном (Масловым), который стал Вашим духовником. Какие его советы, наставления Вы вспоминаете чаще всего и какими из них делитесь с сестрами?

Очень часто отец Иоанн учил нас словами преподобного Амвросия Оптинского: «Никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение». При этом батюшка обязательно кланялся. Эти слова он постоянно говорил нам и просил: «Повтори, как я говорил». Мы должны были повторить, причем обязательно с поклоном. Ответишь ему без запинки, а он тут же спросит: «А еще что?» Оказывается, про поклон забыла. Почтительно поклонишься, и тогда он скажет: «Ну, вот так!» Эти три правила являются фундаментом духовной жизни.

Часто отец Иоанн, благословляя нас, повторял: «Будь внимательна! Исправляйся! Смотри за собой!» И еще говорил: «Все ангелы – я грешный, все белые голуби – я один черный вран» или «Все хорошие – я плохой», «Самое верное считать себя хуже всех. К этому надо стремиться, собой заниматься, с себя надо начинать. Если не будем с себя начинать, мы не будем расти духовно». Эти слова он подтверждал всей своей жизнью, и я их постоянно напоминаю сестрам. Попробуй, достигни! Очень непросто.

Учил молиться и говорил: «Читай молитвы с покаянием и смирением», «Дело монаха – молитва, а работа – поделие». В этом направлении мы и стремимся двигаться. Наши труды должны помогать нам молиться, а не мешать и ни в коем случае не забирать от нас молитву.

«Я тебе буду помогать, а ты – мне»

В 1985 году, когда сестры еще находились в Жировичах, на территории Полоцкой обители планировали возвести туристический комплекс. Как в итоге удалось отстоять монастырь?

Более того, в Кресто-Воздвиженском соборе намеревались сделать планетарий, в келейных корпусах – гостиницы, а уникальный Спасо-Преображенский храм XII века превратить в музей. Староста обители, впоследствии принявшая постриг с именем Таисия, ходатайствовала об открытии монастыря где только возможно, стучалась во все инстанции, в том числе в Москве и Петербурге. Ситуации порой казались неразрешимыми, и однажды она возопила: «Матушка преподобная Евфросиния, я больше не могу бороться!» Преподобная явилась ей во сне и сказала: «Я тебе буду помогать, а ты мне. Продолжай свое дело».

Действительно, с Божией помощью 6 июля 1989 года было принято решение о возрождении Полоцкой обители, и уже через год сюда прибыли четырнадцать первых насельниц. Я приехала в Полоцк в 1991-м вместе с игуменией Евфросинией (Максимчук) и другими восемнадцатью сестрами в составе второй партии насельниц.

Нам пришлось приложить немало усилий, чтобы привести монастырскую территорию в надлежащий вид. Несмотря на нелегкие и непрерывные труды, мы не оставляли молитву. Кресто-Воздвиженский собор находился на реставрации, и богослужения совершались в Спасском храме. Во время служб сестры словно обновлялись под действием благодати. Именно молитва поддерживала нас в те годы, и, несмотря на бытовую неустроенность, внутри нас пребывала неизменная радость и беспредельная благодарность Творцу и преподобной Евфросинии. Всё нами принималось как дар Божий.

Вскоре в обитель начали приходить новые сестры. В 1992 году нас было уже 44 человека, а в 1998-м – 65.

Сегодня в Вашем монастыре проживает 140 насельниц – солидная статистика для современной обители. Почему сестры сюда идут?

Преподобную любят, молятся ей, она сама призывает новых сестер и согревает своей любовью.

А еще, говорят, игумения нынешняя тоже всех привечает...

Если бы преподобная не приняла, то чтó тут матушка сможет сделать!

Наш светлый ангел

Вы приняли монашеский постриг с именем Евдокия в честь великой княгини Евдокии Московской, в иночестве Евфросинии. По Вашему мнению, что общего у двух преподобных Евфросиний? Что в этих подвижницах было такого, из-за чего их почитает теперь весь православный мир?

Обе преподобные шли к Господу, но у каждой был свой путь. Преподобная Евфросиния Полоцкая являет нам образец истинного монашеского жития, а преподобная Евфросиния Московская – образец семейного. Они не искали ни славы, ни величия, но прославились на века, достигнув святости. И хотя шли к Богу разными путями, но имели одинаковую веру и любовь ко Господу, которые пронесли через всю свою жизнь, и сегодня дарят радость каждому, кто обращается к ним в своих молитвах.

По Промыслу Божиему ковчег с частицей мощей преподобной Евфросинии Московской пребывал в нашей обители в этом году дольше, чем было запланировано изначально. Святыня побывала во всех епархиях Белорусского Экзархата и находилась в Полоцком монастыре, ожидая возвращения ковчега с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой из России. 2 ноября оба ковчега были направлены в Минский кафедральный собор для участия в торжествах по случаю 35-летия со дня образования Белорусского Экзархата и 10-летия образования Минской митрополии. Это событие явилось завершающим этапом межгосударственного проекта Союзного государства России и Белоруссии.

Матушка, чем особенно дорога Вам Полоцкая обитель?

Для меня самое дорогое в монастыре – наша небесная покровительница преподобная Евфросиния. Она сама нас здесь собрала, она нас греет, питает, милует. Основательница женского монашества, просветительница, молитвенница, подвижница, защитница, помощница, целительница, заступница, миротворица, небесная покровительница земли Белорусской, ходатаица за наш народ, наш светлый ангел..

Вот уже более двадцати лет Вы продолжаете дело, начатое великой святой. Каждый новый день Вы, игумения, начинаете с чтения акафиста преподобной Евфросинии у открытой раки с ее мощами. Вы ощущаете духовную связь с преподобной? Каково это жить под ее покровом?

Ежедневное утреннее чтение акафиста у мощей преподобной – не просто традиция нашего монастыря. Это моя внутренняя потребность, это взаимное общение с нашей святой, выражение необыкновенной благодарности за ее безграничные щедроты и милость к нам. Без ее помощи и незримого руководства мы ничего не смогли бы сделать. Она здесь игумения и хозяйка.

Акафист служится у мощей несколько раз в течение дня. Множество людей приезжает в обитель из разных уголков мира, чтобы приложиться к мощам святой заступницы и попросить ее скорой помощи. Преподобная слышит каждый вздох, возносимый от чистого сердца. В обители ведется летопись чудес, совершающихся по молитвам преподобной Евфросинии.

В каждой женской обители Небесная Игумения это Божия Матерь, а земная игумения Ее послушница. Вы согласны с этим высказыванием?

Безусловно. Нашей обителью управляют Матерь Божия и преподобная Евфросиния.

«Радость сильнее всякого оружия»

У вас распространена практика чтения Иисусовой молитвы?

Иисусова молитва является обязательной для монаха. Это часть его келейного правила. Но кроме правила я прошу сестер как можно чаще пребывать в молитве. Когда во время пострига монаху вручаются четки как меч духовный, ему заповедуют непрестанно молиться Иисусовой молитвой. Апостол Павел призывает нас быть постоянными в молитве, и святитель Иоанн Златоуст говорит: «Непрестанно пребывай в имени Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце, и да будут сии два – едино». Иисусова молитва для монаха должна стать его дыханием.

В чем главный смысл монашества?

Замужняя печется о том, как угодить мужу, незамужняя – как угодить Господу. Мы призваны к тому, чтобы день и ночь всем сердцем, всей душой, всем существом искать, как угодить Богу, как Его прославить, как Его не оскорбить. Монашество – это особое призвание и всецелое посвящение себя Господу.

В монашестве особое отношение к плоти. Согласно древней традиции, руки монаха должны быть полностью закрыты широкими рукавами рясы. Почему это важно?

Когда сестры жили в Жировичском монастыре, матушка игумения очень строго следила за их внешним видом. Она с четырнадцати лет подвизалась в первоклассных монастырях своего времени, где впитала строгие правила и внешнего, и внутреннего монастырского устроения. Эти правила неукоснительно соблюдались в нашей обители, и мы к ним привыкли.

А что символизирует покрывание лба, головы у монашествующих?

Головной убор монаха – это шлем спасения, покрывало послушания и смирения. Когда наши сестры идут на богослужение, они надевают камилавку, а в повседневной жизни – вязаную шапочку, которая закрывает лоб. Это традиция нашей обители.

Как интересно. В России богослужебный головной убор монашествующих называют клобуком, повседневный скуфьей, а камилавка это часть облачения, богослужебный головной убор белого духовенства. Мне встречались архивные фотографии монастырей, на которых некоторые сестры в необычных для современного монашества головных уборах в форме вытянутого конуса. У них есть название?

Возможно, вы говорите о «связках». Подобные шапочки носили до революции в некоторых обителях. Сейчас таких головных уборов нет.

Монастырь для Вас это...?

Родной дом. Место, куда всегда стремишься. Когда я возвращаюсь из каких-либо поездок в наш монастырь, я действительно возвращаюсь в родной дом, где всегда тепло и уютно. Несмотря на физическую усталость от дневных трудов, здесь испытываешь истинную радость и полноту жизни. Я уверена, что все, кто пришел в Полоцкую обитель, был призван самой преподобной Евфросинией. Ее имя в переводе с греческого означает «радость». Какая же это радость? Радость духовная, радость, которая неисчерпаема. У святителя Иоанна Златоуста есть слова о том, что как бесконечен Бог, так бесконечна и радость, которая исходит от Него, она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает. И именно эта радость сильнее всякого оружия, потому человек, у которого она есть, всё переносит мужественно.

Дорогая матушка Евдокия, сердечно благодарю Вас за интересную и душеполезную беседу и прошу Ваших святых молитв!

Спаси Вас Бог! Ищите единого на потребу. Просите Господа, чтобы милосердный Отец Наш Небесный помог всем нам познать волю Божию, помог захотеть ее исполнить и дал сил на исполнение.

Беседовала Христина Полякова

Фото: Елена Миронова; Патриархия.ру

Материалы по теме

Новости

Доклады

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии