Введенский Толгский женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
Монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче. Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку. Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…».
К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него
Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.
В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым.
Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем, в конце XVI века при игумене Феодосии был построен каменный храм.
Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма.
Монастырь обнесен каменной оградой, в которой устроено девять башен. Точное время ее построения неизвестно, предположительно — конец XVII века. К тому же времени или к началу XVIII века относят и сооружение еще одной церкви на территории монастыря — в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Церковь эта отличается своеобразным куполом. К ней был пристроен двухэтажный корпус, в котором по распоряжению светских властей с 1757 года жили на пропитании военные обер-, унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе. С 1793 года корпус обращен в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в этом корпусе были размещены классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище.
В XVIII — нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством.
В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928 г.).
В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан.
7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).
Большая часть построек монастыря — замечательные памятники русской архитектуры — пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.
Сюда стали собираться и первые насельницы, которых не испугала временная неустроенность монастырского быта.
26 мая 1988 года возрождающийся Толгский монастырь праздновал обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова), которые пребывают в обители по сей день. 29 июля 1988 года, в освященной владыкой Платоном Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия.
25 сентября 1988 года настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря Святейший Патриарх Пимен назначил игумению Варвару (Третьяк).
Главная святыня обители, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г.
В монастыре хранится частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа (одеяние Христа, полученное по жребию одним из воинов, присутствовавших при Распятии (Ин. 19:23–24), к которой верующие могут приложиться во время богослужения.
26 мая 1988 года были обретены и перенесены в Толгскую обитель мощи учителя современного монашества, святителя Игнатия Брянчанинова. В
Также в Толгской обители хранятся частицы:
Гвоздя, которым был распят Господь наш Иисус Христос;
Ризы Пресвятой Богородицы;
Туринской плащаницы;
Хитона Крестителя Господня Иоанна;
и частицы мощей:
Свт. Николая Чудотворца;
Свт. Спиридона Тримифунтского (и его башмачок);
Свт. Григория Богослова;
Вмч. Варвары;
Мучеников младенцев Вифлеемских;
Прп. Сергия Радонежского;
Св. бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана;
Благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев;
и иконы с частицами мощей:
Свт. Феодосия Черниговского;
Свт. Питирима Тамбовского;
Свт. Луки
Мч. Иоанна Воина и вмч. Никиты;
Мч. Наталии;
Свщм. Илариона (Троицкого);
Прп. Лаврентия Черниговского;
Прп. Варнавы Гефсиманского;
Блаж. Матроны Московской;
Блгв. царевича Димитрия Угличского.
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Построен в 1672 году.
Престол: главный — в честь святителя Николая Чудотворца.
Богослужения в храме совершаются по четвергам, если нет полиелея.
Во второй половине XVII века при возведении каменной ограды был построен парадны въезд в монастырь - Святые ворота. Со стороны Волги к проезду примыкали две круглые башни. При игумене Гордиане на средства ярославских купцов Семена и Ивана Матвеевых-Сверчковых в 1672 году строительство ворот с надорванным храмом было завершено. В 1684 году на пожертвования Н. Я. Львова была сделана южная пристройка к воротам. В 1691 году, когда артель художника расписывала Введенский собор, украсили живописью и стены ворот.
На втором этаже над сводчатым проездом ворот располагалась квадратная в плане одноглавая Никольская церковь, состоявшая из основного помещения, трапезной и алтаря.
В XVIII веке переделали окна храма, изменили облик фасадов. В 1815 году первоначальное шатровое завершение заменили на шестигранное со шпилем. В церкви был позолоченный пятиярусный иконостас. Во время пребывания в монастыре архиереев храм была домашним при архиерейских кельях.
С конца 1920-х годов церковь использовалась для нужд новых хозяев монастыря, в 1930-х годах - под жилье. Проезд со стороны Волги был заложен кирпичом. В нем устроили гараж.
В 1990-х годах Никольский храм восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него были переданы Ярославским музеем-заповедником.
Арку Святых ворот расписала бригада мастеров А. Сурикова, реставрацию сохранившихся фрагментов стенописи выполнили специалисты ООО ЯХМ "Реставратор".
Никольский храм освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем 16 мая 1997 года.
Во время реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарной стене появилось изображение семьи последнего императора России - Николая II, выполненная к ее канонизации.
Построен в 1681–1683 гг. Освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. (большей частью восстановлена).
Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.
Богослужения в Введенском соборе совершаются только в летнее время.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Божественная Литургия
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: "Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского".
В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.
Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.
По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его "подняли" на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.
К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.
Первым в списке идет имя ярославца Дмитрия Семенова, известного под прозвищем Сибиряк. Он участвовал в росписи храмов Новодевичьего монастыря в Москве и - в составе артели Гурия Никитина - церкви Илии Пророка в Ярославле. Возможно, вместе с настоятелем монастыря игуменом Гордианом именно он разрабатывал оригинальный цикл росписей, посвященных Толгской иконе.
Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.
Среди других известных имен - Василий Осипов, один из ведущих изографии Костромы, принимавший участие в росписи Успенского собора Москвы; Василий Федоров, который сорок лет работал в Оружейной палате. Остальные - молодые мастера и подмастерья в возрасте 14-15 лет.
В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это "новаторство" с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что "... власть духовная преболе светской есть".
В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691 - алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей.
Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам "Отче наш" и "Символ веры"; пятый описывает "Страсти Христовы", шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из "Сказания...".
В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы - "по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде". Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях.
В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются "по тем же чертам". Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.
"Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции", - к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.
Под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.
В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.
В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: "Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости..."
Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.
Специалисты "Ярреставрации" в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.
В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.
7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.
В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.
Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.
В 1996 году между трестом "Ярреставрация" и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.
В 1998 году реставрацию росписей собора начала бригада художника-реставратора Е. Б. Черняева. Искусствоведы и реставраторы пришли к общему мнению, что традиционные методики для восстановления росписей Введенского храма не годятся. Перед ними стояла сложнейшая задача - максимально удерживая едва заметную авторскую линию и колористику, сохраняя фрагменты удачной реставрации прошлого, создать гармоничное, яркое, живописное убранство для действующего собора.
В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма.
25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.
Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. Самый древний из монастырских храмов.
Престолы: главный: Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, северный — Толгской иконы Божией Матери.
Святыни: В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери.
Богослужения в Крестовоздвиженском храме совершаются в осенне-зимнее время.
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Вечернее богослужение
|
Проходит в осенне-зимний период времени
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Литургия
|
3-й и 6-й Часы
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
1620 году царь Михаил Федорович пожаловал 40 рублей на строительство новой монастырской церкви. Возможно, замысел возведения еще одного храма возник после разрушения обители поляками. Теплый Крестовоздвиженский храм построили через пять лет при игумене Серапионе. В нем появился нарядный иконостас, богатая утварь; стены и своды были покрыты росписями, выполненными маслом.
В 1735 году к нему пристроили придел в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчица. После переименований - в честь Иоакима и Анны, а затем в честь святителя Арсения Тверского - в 1818 году его реконструировали на пожертвования романовской помещицы Е. И. Лотыревой и освятили в честь Толгской иконы Божией Матери.
В 1838 году при архиепископе Аврааме в храме растесали окна и подняли своды, чтобы в нем было больше света и воздуха.
В 1867 году в алтарной части устроили придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра Николаевича. Это сделали в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда 4 апреля 1866 года.
С западной стороны к церкви пристроили двухэтажный корпус с отдельным входом, который служил палатами для епархиальных архиереев, а с конца XIX века его стали занимать наместники.
В 1878 году при архимандрите Павле (Глебове) храм благоустроили. Вместо четырех старинных печей, от которых шла копоть, в подвале поставили одну духовую, чтобы тепло распределялось равномерно по всей площади. Как и в соборе, здесь положили чугунные полы. Богатый иконостас переколотили.
В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали вновь. Северный придел расширили за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, а также построили новое крыльцо.
После упразднения монастыря Крестовоздвиженский храм оставался действующим до конца 1920-х годов. Затем его использовали под общежитие, столовую, школу. На втором этаже размещался клуб, в котором работали различные кружки, духовой оркестр и кукольный театр.
В 1937 году для демонстрации фильмов в нем установили новую широкоформатную аппаратуру. Просмотру кинофильмов мешали металлические стяжки, которые бросали тень на экран. Их срезали автогеном, и под давлением тяжелого купола на потолке стали появляться трещины. В 1960-х годах стяжки попытались восстановить. Но, недолго простояв, они лопнули, и произошло обрушение сводов. Размер рухнувшего перекрытия был 130/126 метров. Около пятидесяти лет храм простоял непокрытым. Стены разваливались от сырости и деструкции кирпича. Возможность восстановления храма ставилась под сомнение. Святейший Патриарх Алексий II предлагал оставить руины храма как есть в назидание потомкам. Но все-таки было принято решение о его восстановлении.
26 сентября 1999 года храм был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.
Построен в конце XVII — начале XVIII века.
Престол: главный — в честь Нерукотворного Образа Спасителя.
В храме круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь.
Деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя был построен в середине XVI века после посещения монастыря Иоанном Грозным. В числе подарков, сделанных царем в благодарность за исцеление у Толгской иконы, был Нерукотворный Образ Спасителя. Эта икона стала святыней монастыря и почиталась как чудотворная.
Небольшой, одноэтажный каменный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя поставили в 1710-х годах. В убранстве его фасадов использовали лепнину и скульптурные элементы. Купол храма увенчан девятью главами: одной большой и восьмью маленькими.
Первоначально на южной стороне храма был устроен придел в честь Воскрешения праведного Лазаря. В 1793 году он был упразднен по ветхости, а в 1798 году усердием графа А. И. Остермана возобновлен и освящен в честь святителя Димитрия Ростовского.
К церкви с западной стороны был пристроен двухэтажный корпус, который называли больничным: в нем с 1757 года жили нуждающиеся в уходе отставные офицеры. В 1798 году здесь разместилась монастырская больница.
В 1806 году в Спасском храме расположились классы Ярославской духовной семинарии, а позднее — уездно-приходского училища. В 1836 году обветшавший больничный корпус вернули монастырю. При ремонте здания второй этаж был разобран.
В 1880 году Спасский храм реконструировали, пристроили к нему новое крыльцо. С 1888 года здесь находились подсобные службы: трапезная, кухня, посудная, хлебопекарня.
В 1911 году в храме был произведен ремонт — стены покрашены масляной краской, каменные полы заменены деревянными, купола покрыты алюминием. В церковь вели два входа — парадный и обыденный, со стороны больничных палат.
На стене бывшего больничного корпуса висят мемориальные доски, напоминающие о тех, кто нашел под трапезной храма последний приют. Захоронение в монастыре всегда было привилегией людей, жизнь которых отмечена духовными подвигами и беззаветным служением Отечеству. Особенного внимания здесь заслуживают имена Н. А. Тучкова и А. П. Мельгунова.
Выходец из угличский дворян Н. А. Тучков получил чин генерала за переход с А. В. Суворовым через Альпы. Он был участником Бородинского сражения.
Род Тучковых известен с XIII века. На Ярославской земле они оказались в XVI столетии: Иоанн Грозный выслал их сюда из Великого Новгорода. Дворянская фамилия Тучковых издавна славилась мужественными и смелыми воинами. В Отечественной войне 1812 года геройски погибли Николай и Алексей Тучковы, а Павел был тяжело ранен и взят в плен.
Полагают, что Н. А. Тучков стал прообразом Андрея Болконского, героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Историю жизни и смерти угличского дворянина писатель узнал от Н. Ф. Нарышкиной, дочери московского генерал-губернатора, находившейся в Ярославле в эвакуации.
А. П. Мельгунов, первый губернатор Ярославля, привнес в его жизнь такие важные начинания, которые определили развитие просвещения, культуры, градостроительства на сотни лет вперед.
Наместником края А. П. Мельгунов стал в 1770-х годах по воле Екатерины II, которая отзывалась о нем как о талантливом государственнике. Он восхищал ярославское общество своей просвещенностью, широтой взглядов, незаурядными талантами в разных сферах жизни. Мельгунов осуществил переустройство города по регулярному плану, открыл гимназии, первую частную типографию, создал портретную галерею благотворителей, при нем стал выходить первый в России провинциальный краеведческий журнал «Уединенный пошехонец». По его замыслу для сирот и стариков был построен Дом призрения ближнего. Более благоустроенного здания в Ярославле тогда не было. Кроме своего главного назначения он имел еще одно — в нем принимали самых знатных гостей, включая царя. Дом призрения служит городу до сих пор - в нем располагаются аудитории Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.
Алексей Петрович боролся со злоупотреблениями в государственных учреждениях, заботился о совершенствовании судебной системы и был убежден, что только справедливое и честное правление приведет к благополучию России. Залог процветания он видел в просвещении народа и его культурном развитии. При нем Ярославль приобрел вид европейского города.
В советское время в Спасской церкви находился детский сад.
В 1959 году специалисты «Ярреставрации», выполнявшие чертежи храма, констатировали, что он находится «в крайне аварийном состоянии». По основному объему здания шли сквозные трещины. В 1960-х годах силами специалистов «Ярреставрации» были проведены восстановительные работы, позволившие предотвратить его разрушение. В 1985 году по заказу управления культуры был сделан проект приспособления Спасского корпуса под павильон для отдыха с каминным залом, гостиной, кинозалом, но осуществиться ему было не суждено.
Реставрация храма началась сразу после передачи монастыря Русской Православной Церкви. В 1988 году Спасская церковь освящена архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном. В ней была возведена в сан игумении матушка Врвара, совершались многие иноческие и монашеские постриги.
Первый иконостас храм простоял до 1988 года. Иконы для него писала православная художница И. В. Ватагина из Москвы. В 1998 году по проекту монахини Тихоны (Поспеловой) изготовлен новый иконостас. Позолоты иконостаса, резные киоты и стенные росписи выполнили сестры обители.
Реставрационные работы были закончены к 1999 году.
Построен в 2006 году в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма.
Престол: главный — в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы Матушки Игумении.
Построена в 1893 г. на месте убиения поляками 46 иноков в Смутное время. Ежегодно в день убиения иноков 31 (18 ст. ст.) мая совершается панихида.
На месте погребения сорока шести иноков, погибших от рук польских завоевателей в 1609 году, долгое время стоял памятный камень. Братскую могилу посещали паломники и увозили отсюда горстки земли, считая ее святой.
На средства наместника монастыря архимандрита Германа (Ханова), и насельников в 1893 году над братской могилой была установлена часовня. В 1911 году ее расписали и пробили в стенах два окна. Внутри находилось распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. На мраморных плитах написаны имена погибших братьев.
В летнее время в часовне служат панихиды, в зимнее - в Крестовоздвиженском храме.
Богослужение в монастыре
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
16 : 00 |
Вечернее богослужение
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
6 : 00 |
Утренние молитвы, полунощница, акафист
|
|
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 00 |
Утренние молитвы, полунощница, акафист
|
|
8 : 00 |
Божественная литургия
|
|
16 : 00 |
Всенощное Бдение
|
|