Троицкий Белогорский монастырь с.Каменный Брод Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Урюпинская
Адрес:
Россия, Волгоградская область, Ольховский район, село Каменный Брод
Телефон:
+7 961-068-61-05
E-mail:
igumenpetrkovalev@yandex.ru

monastblr@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1860
дата восстановления:
1991

История

Ольховская волость, место, где основывается монастырь, начала обживаться довольно поздно - 30-е годы XVIII в. Селения Каменный Брод и Ольховка заселялись выходцами из Украины.

Женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом. Официально же земля «удобная и неудобная в количестве 485 десят. 1995 саж, стоящая 6000 руб.» была подарена в 1874 г. его женой.
В прошении начальницы общины монахини Афанасии к саратовскому епископу Аврамию в 1893 г. упоминалось, что дворянин Персидский основал эту общину «в память посещения города Царицына в Боге почившим Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем».

Со всех сторон это место окружено белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьет родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р.Иловлю.
История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский в Москве приобрел три иконы: Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Матери Божией « Всех Скорбящих Радости» и две большие иконы Святой Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав его, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство.

Владыка назначил старшей сестрой в период 1865-1867 гг. Пелагею Николаевну Водолагину мещанского происхождения из Дубовской женской общины и четырех сестер. Община сначала управлялась двенадцатью выборными старшими сестрами. Сами общинницы числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.

Насельницы ходили по селам, прося крестьян помочь в строительстве. Сразу начали возводить каменный двухэтажный келейный корпус, на первом этаже которого, рядом с трапезной, на средства Серафимы Персидской устроили домовую церковь - теплую, однопрестольную, без колокольни в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости».

Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867 - 1868 гг. В 1868 г. настоятельницей стала инокиня Смарагда из Рыбинского монастыря Ярославской губернии, в 1869 - 1874 гг. обителью управляла Александра Агафоновна Виноградова ,бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии . Именно при ней 8 декабря 1873 г. император завизировал определения Священного Синода от 18.05.1873 г. и 14.09.1873г. об утверждении женской общины в Каменном Броде. А 16 января 1874 г. Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества.

По своей структуре женская община напоминала монастырь, отличаясь лишь тем, что ее члены следуют монастырскому уставу, не принося монашеского обета.

Две сестры обучились выпечке хлеба и других кондитерских изделий в Царицыне - и сразу заработала своя пекарня. На третий год своего существования община уже начала кормить нищих. Для постных дней Персидские разрешили в речке Иловле на их участке ловить рыбу неводом. Кормили монахинь и свои пруды, также улов покупали у дубовских рыбаков. В жилом корпусе одна келья была выделена под мастерскую, где сестры учились золотошвейному делу и вязанию кружев. Из московской епархии прибыла монахиня, владеющая этим мастерством, и стала обучать сестер. Сестры обшивали и крестьян, ходили по селам и помогали бедным многодетным семьям. В 1877 г. во время русско-турецкой войны в общине образовался так называемый «отряд сердобольных монахинь» из 10 человек. Они изготовляли корпию, бинты и белье для отправки раненым солдатам. А несколько сестер отправились работать в Царицынский лазарет.

Люди, видя их трудолюбие, также не оставались в долгу и поддерживали обитель.

В 1875 - 1879 гг. настоятельницей общины была Мария Игнатьевна Лобачева , крестьянка с. Матышева Аткарского уезда Саратовской губернии). С 1879 г - инокиня Вера (в миру Марфа Николаевна Филиппова, впоследствии постриженная в мантию с именем Афанасия . Она родилась в1825 г. в семье священнослужителя, и после смерти родителей воспитывалась у дяди - Максима Ивановича Руднева в Новосельском уезде Тульской губернии. С 1844 по 1865 гг. Марфа Филиппова подвизалась в Тульском Успенском монастыре, проведя здесь послушницей в должности просфорницы 5 лет, работала и помощницей ризничей, и на других постах. В 1865 г. ее перевели в Саратовский Крестовоздвиженский монастырь по желанию его игумении. Здесь она проходила послушания в должности помощницы ризничей, ктиторши и затем старшей церковницы по 1879 г., когда распоряжением владыки Филиппову утвердили начальницей Каменно-Бродской женской общины.

Ситуация в общине сразу усложнилась, т.к. новая начальница закрыла приемный покой для больных из числа местных жителей, а также уволила всех выборных сестер и кроме них еще человек 20 монахинь, а Персидский заступился за уволенных. Помещик обвинил Филиппову в злоупотреблениях, растрате церковных средств, подлоге и гонениях на сестер, но она была оправдана. Также она судилась с монастырским священником, как писала вдова Персидского, «из желания его иметь в общине по своему капризу». Все дело состояло в том, что Персидские часто использовали сестер, являвшихся их бывшими крепостными, на работах, а это, конечно, не способствовало устроению в общине нормальной жизни.

В 1886 г. бывшие сестры Пелагея Васильевна Акимкина и Марфа Косминовна Лукьяненко подали жалобу в Саратовскую консисторию на имя Святейшего Синода, где жаловались на свою начальницу. Согласно документам Российского государственного исторического архив, речь идет то о 14, то о 43 удаленных Филипповой насельницах. После долгого разбирательства и судов с вдовой Персидского Серафимой консистория отметила склочность выгнанных сестер и безосновательность их неоднократных доносов. Ушедшие послушницы жили в окрестных селах и даже работали в качестве прислуги у вдовы Персидского Серафимы.

В 1885 г. духовные власти приказали, чтобы насельницы, возвращенные в общину, слушали свою управительницу и не занимались ее очернительством, а саму Филиппову освободили от суда и следствия. В 1889 г. она принимает постриг с именем Афанасия. Но все эти дрязги, как писал благочинный Царицынского округа протоирей Волковский, отрицательно повлияли на авторитет общины «в глазах окрестного населения». Монахине Афанасии (Филипповой) досталось самое трудное - установить монашеский порядок в общине. Сестры, привыкшие к вольной жизни, были недовольны наведением обычной иноческой дисциплины и устава. Но те сестры, которые искали настоящей монашеской жизни, были ей за это благодарны. Все настоятельство монахини Афанасии служило подготовкой и фундаментом к будущему процветанию монастыря при игуменьях Сусанне и Еннафе.

Проблемой для общины было отсутствие своего священнослужителя. На это место 6 марта 1886 г. назначили временно прикомандированного заштатного священника Михаила Аткарского,а 29 марта сюда направили священника Мануила Мысовского из с. Пролейки. По соглашению, заключенному со священнослужителем в 1886 г., ему полагалось от общины годовое жалованье в 500 руб. и «сверх сего все прочее содержание». Священнику предоставляли от общины дом с надворными службами и отоплением.

Несмотря на все тяготы, число сестер прибавлялось, и общинная жизнь продолжалась. Рядом они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников , вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство - монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей , появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода.
Расширявшейся общине требовались средства, поэтому ее сестры занимались сбором пожертвований в разных городах Российской империи.
На 1887 г. здесь подвизаются 97 послушниц.

С 1 января 1896 г. насельницы устроили приют и начальную одноклассную школу для девочек.

После строительства первых зданий приступили к сооружению собора Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского. По некоторым данным, стройка началась в 1879 г.. Освятил храм 17 сентября 1895 г. саратовский епископ Николай в сослужении протоиерея Иакова Ивановского, благочинного отца Владимира Веселовского, священников из окрестных сел и общинного священника Михаила Малова.

В 1893 г. начальница общины монахиня Афанасии обратилась с прошением преобразовать общину в монастырь. В итоге по рассмотрении дела о переименовании Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского Консистория, в основном, по причинам материального характера (скудность средств, наличие долгов, отсутствие ограды и т.п.) отложила это событие до ликвидации перечисленных недостатков и приобретения собственного капитала суммой не менее 6000 руб.

Монахиня Афанасия, руководившая общиной, умерла 29 сентября 1893 г.

В марте 1901 г. новая начальница монахиня Сусанна сообщила о выполнении требуемых Консисторией условий и вновь просила саратовского епископа о переименовании общины, но уже в Белогорский Свято-Троицкий монастырь.
Ю.В. Полева обнаружила в Российском государственном историческом архиве письмо крестьянина Андрея Ветрова в Святейший Синод. Этот бывший молоканин, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некого старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах, по его сведениям, находилось множество святынь. В источнике говориться: "Возле пруда еще маленький прудик, возле лес под горой там святая Гора. Ступай туда тебе помещик одаст ето место онъ даже Сам будить с тобой строить Монастырь царица Небесная благословила Мужской там Есть в горах Святые Мощи тамъ есть пещеры в которых жили пустыники терчи они закрыты ето Святые Места иди туда".
Крестьянин с. Рыбинка Андрей Карпович Ветров в своем прошении в Синод в мае 1901 г. писал, что в 1863 г. именно он обратился к помещику Персидскому с желанием основать мужскую обитель. В этом документе Ветров сообщал : «Вышеуказанный помещик Персидский отделил от своих владений шестьсот десятин земли, и кроме того изъявил свое согласие принять участие в постройке зданий для обители, расходовав на этот предмет свои собственные средства. Прежде всего была сооружена каменная церковь во имя Рождества Богородицы, при ней богадельня, и больница, затем были поставлены два жилых корпуса, тоже каменных, и затем построены необходимые для обители деревянные корпуса».

29 мая 1901 г. вышеупомянутый крестьянин Андрей Ветров в своем прошении в Синод просил «переименовать эту девичью общину в мужескую, а также при общине открыть миссионерство, дабы имелась возможность дать просвещение Православной веры», живущим вокруг сектантам - молоканам, субботникам и староверам. Он ссылался на то, что в общине «нет следуемого порядка» из-за длившейся почти 30 лет судебной тяжбы, что «она в настоящее время имеет недостатки как в земле, так равно и в деньгах». Также он просил Синод «дать надлежащее разрешение изобразить икону», рисунок которой он представляет. В 1901 г. две старшие сестры обители - Ксения Бочкарева и Татьяна Сырдуева в своих пояснениях о Ветрове, поданных в консисторию, говорили, что он приезжал сюда на 2-3 недели и был обычным чернорабочим. В итоге Саратовская консистория, рассмотрев все сведения по общине, просила Синод оставить прошение Ветрова без последствия, а саму общину преобразовать в общежительный женский монастырь.
Но Синод в ноябре 1902 г. указав на недостатки в жизни общины (слабое состояние учебно-воспитательного процесса в школе, отсутствие четких отзывов о религиозно-нравственном состоянии общины и т.п.), просил епископа Иоанна дополнить все сведения.

Вернулись к вопросу о переименовании лишь в 1903 г., когда для школы был выстроен новый просторный корпус, устранены и другие недостатки. Исследовав состояние общины, благочинный протоиерей Владимир Веселовский нашел его удовлетворительным. Новый саратовский епископ Гермоген также считал желательным преобразование общины в монастырь, а Министерство внутренних дел не находило никакого препятствия к этому. В итоге Синод указом от 17 сентября 1903 г. за № 445 утвердил смену статуса общины и название Белогорский Свято-Троицкий монастырь.

Но крестьянин Ветров 12 января 1904 г. вновь подал в Синод новое прошение о преобразовании монастыря из женского в мужской, что опять было оставлено без последствий.

Последней настоятельницей монастыря стала монахиня Еннафа, при которой число сестер достигло 170 человек. В школе на 1911 г. обучались 19 девочек и 1 мальчик. Преподавание в ней велось по программе школ грамоты.
По страховой описи 1910 г. в монастыре располагались два каменных храма: Скорбяшенская церковь и соборная церковь во имя Святой Троицы, часовня с жилым помещением, большое число каменных и деревянных строений - ветряная мельница на горе, келейные корпуса, амбары и другие хозяйственные службы. Опись была подписана игуменьей Сусанной, священником Симеоном Туркиным, казначей Таисией, экономом Капитолиной, криторшей Евлампией и благочинной Марианной. В 1914 г. уже при игуменье Еннафе к этим строениям добавилась деревянная колокольня, примыкавшая к жилым кельям.

5 мая 1913 г. указом правящего архиерея за № 263 благочинным монастыря был назначен ректор Саратовской духовной семинарии архимандрит Серафим, а духовником - иеромонах Георгий из Киновинной церкви Саратова.
После революции монастырь был закрыт. Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 г.

После закрытия монастырь находился в заброшенном состоянии. Позднее здесь разместили коммуну, члены которой раскопали могилу игуменьи Сусанны, осквернили ее нетленные мощи и уничтожили их. В 1938 г. разрушили Свято-Троицкий храм.

Во время войны здесь устроили госпиталь для тифозных больных, многие из которых умерли и были похоронены вблизи в братских могилах. Над монастырем на горе стояла зенитная батарея. Уже после войны на территории обители в здании крестильни до 1959 г. размещалась МТС с парком тракторов, в домах жили семьи работников, а в здании трапезной держали скот. С 1959 г. монастырь передали государственному конезаводу. Часть стены и зданий тогда растащили на кирпичи, другую часть снесли из-за ветхости.

В 1991 году после ходатайства архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева) решением Волгоградского областного совета народных депутатов монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С этого момента монастырь зарегистрирован как мужской. Первым наместником возвращенной обители указом архиепископа Германа от 5 августа 1991 года назначается иеромонах Савва (Кудинов). Весь монастырь тогда представлял из себя несколько еле отапливаемых комнат в полуразрушенном здании и покосившийся деревянный коровник. В сохранившемся здании монастырской церкви «Всех Скорбящих Радости» до самой зимы 1991 года находились быки, поэтому домовой храм с простеньким иконостасом пришлось обустраивать в одну из комнат дальнего корпуса.

Сейчас оставшиеся от прошлых веков 6 зданий внешне приведены в относительный порядок, но еще нуждаются в дальнейшем, более детальном восстановлении. В одной из этих построек исторически находится церковь «Всех Скорбящих Радость». В ней храниться местночтимая икона Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радость". На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись "М.С.С." (монастырь святых сестер), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменно-Бродской женской обители монахиня Афанасия, в миру - Марфа Николаевна Филиппова». Полностью очищен фундамент разрушенного Свято-Троицкого храма.

С 1996 года в монастыре началось восстановление ограды. В 1999 году был совершен внутренний ремонт церкви «Всех Скорбящих Радость», проведено отопление, сделаны теплые полы, оштукатурены и покрашены стены. С 2001 года в церкви стали совершаться богослужения круглый год, до этого в зимний период богослужения совершались в домовой Свято-Троицкой церкви. С 1999 года началось строительство хозяйственных построек, которые до этого находились в центре усадьбы монастыря; определено место хозяйственного двора, где находиться новый коровник, зерносклад, птичник. В 1999 году была сооружена деревянная купель над Святым источником, который посещают множество людей в разное время года. В 2002 году на территории монастыря была пробурена глубинная скважина и построена водонапорная башня, планируется водоснабжение всех жилых и подсобных корпусов.

В 2004 году заложен фундамент и построены стены, сделаны перекрытия гостиничного банно-прачечного корпуса. В 2006 году продолжается строительство гостинно-банно-прачечного корпуса - подведено водоснабжение и начато строительство второго этажа. В 2004 году началось детальное восстановление здания бывшей трапезной, которая по благословению священноархимандрита монастыря митрополита Германа восстанавливается как архиерейские покои, келья настоятеля, гостиные комнаты и зал для приема гостей (архондарик).

Благоустроен братский корпус, капитально отремонтированы братские кельи, подсобные помещения, созданы два гостиничных номера, полностью заменена электропроводка.

Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей (Фомкин)


Храмы и Богослужения

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
1865 г.

Богослужение в монастыре


По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
11 : 0
Панихида
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
7 : 30
Часы
8 : 0
Божественная литургия


Контактная информация

Как добраться?

Ближайшие населенные пункты к Монастырю - Каменный Брод (4 км) и Михайловка (3 км), между которыми и располагается монастырь. От Ольховки до монастыря по карте 13 км точно на юго-запад.

Чтобы доехать на общественном транспорте из Волгограда, садитесь на автобус или маршрутку до Ольховки (через Иловлю). За Михайловкой поворот с указателем и крестом. Выходите здесь. До монастыря 10 минут ходьбы по дороге. Если будете ехать на машине из Волгограда, то выезжаете на третью продольную (Пост ГАИ), поворот налево к Землячке - ул.Землячка - поворот под мостом направо на Московскую трассу - перед районным центром Иловля (пост ГАИ ГИБДД 73-й км) поворот направо на Песчанку. Отсюда до монастыря 73км. Доехать до Михайловки и после неё поворот налево, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь».

Чтобы доехать на общественном транспорте из Камышина, садитесь на автобус или маршрутку до Ольховки. Пересаживаетесь на автобус до Волгограда (уточните расписание рейса на автовокзале), сообщаете, что едете в монастырь, просите водителя остановить у поворота с указателем и крестом. Выходите здесь. До монастыря 10 минут ходьбы по дороге.

На машине из Камышина - выезд на Волгоградскую трассу - до поворота на Петров Вал - поворот на Ольховку - въехать в Ольховку и на светофоре поворот налево на Солодчу - проезхать село Каменный Брод, далее 4 км - поворот направо, обозначенный крестом и указателем с надписью «Свято-Троицкий Каменно-Бродский монастырь».

Возврат к списку