Успенский мужской монастырь Саровская пустынь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Нижегородская
Адрес:
Нижегородская область, Саров, проспект Мира, 42
Телефон:
канцелярия
+7 (83130)-3-09-28

вахта
+7 (83130)-7-71-44
E-mail:
sarovmonastir@gmail.com
Сайт:
Дата основания:
1706
дата восстановления:
2006

История

Свято-Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь основан 29 июня (н.с.) 1706 года; возрожден 17 июля 2006 года. Саровская пустынь – место молитвенных подвигов и обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца – была основана во второй половине XVII века. Возник монастырь на территории Темниковского уезда Тамбовской губернии, в лесной глуши, где речка Саровка впадает в Сатис. По названию этих рек обитель и получила свое первое официальное наименование – Сатисо-градо-Саровская пустынь. Благодаря трудам и заботам ее насельников, к началу XX века монастырь стал одним из основных духовных центров земли Российской.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

В сентябре 1989 года состоялся первый приезд в город Саров приснопамятного владыки Николая (Кутепова), архиепископа Нижегородского и Арзамасского. Спустя три года, впервые после долгих богоборческих лихолетий в город прибыл настоятель вновь созданной приходской общины — о. Владимир Алясов. 5 апреля 1992 года им был отслужен первый молебен, а в августе следующего года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в Сарове был освящен храм в честь Всех Святых, возвращенный Русской Православной Церкви.

В августе 1991 года, уже после памятных событий чудесного второго обретения святых мощей преподобного Серафима и торжественного перенесения их в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Саров и на Монастырской площади, рядом с храмом, совершил Божественную литургию под открытым небом в сослужении сонма архиереев и священников. На следующий год, также при участии Святейшего Патриарха, на Дальней пустыньке — месте молитвенных подвигов преподобного Серафима — был отслужен молебен с чтением акафиста святому старцу, великому подвижнику Русской земли.

Начиная с 1996 года возобновлялась традиция ежегодного крестного хода из Сарова в Дивеево и обратно — накануне праздника обретения святых мощей преподобного Серафима.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

30 июля 2000 года впервые служили Божественную литургию на Дальней пустыньке, где была воздвигнута и освящена часовня. В богослужении приняли участие сестры Дивеевской обители.

В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса.

9 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября 2010 года архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

21 декабря 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил чин великого освящения церкви во имя Преображения Господня, находящейся в ротонде храма прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

18 июня 2013 года  - часы, установленные на Саровскую колокольню в 1965 году, были остановлены, и стрелки завершили свой бег на отметке 11 часов 20 минут.

В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.




Наместник

Игумен Никон (Ивашков)

Святые и подвижники благочестия

17 / 30 Апреля, 8 / 21 Августа, 8 / 21 Августа
9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
8 / 21 Августа, 8 / 21 Августа, 27 Сентября / 10 Октября
2 / 15 Января, 19 Июля / 1 Августа

Праздники и чтимые даты


Храмы и Богослужения

Надвратная церковь в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских.
1789 — 1799 гг.
восстановлен в 2014 г.

Первая колокольня Саровской пустыни строилась вместе с Успенским собором и была в центре монастырской территории. Когда монастырь начали расширять, монахи снесли вал и засыпали ров, остававшиеся от Старого городища. Они решили совместить новую колокольню с главным входом в обитель - Святыми вратами.

Каменная колокольня, сохранившаяся до наших дней, третья по счету (две прежние были деревянные) и является в полном смысле визитной карточкой города. Ее изображение есть и на гербе Сарова. Строилась колокольня с 1789 по 1799 год на пожертвования вкладчиков и по первоначальному проекту должна была быть пятиярусной. Но, видимо, при строительстве не хватило средств, и колокольня была выполнена в четыре яруса. Ее высота - 81 метр.

Существует версия, что проект колокольни и всего западного фасада монастыря был сделан известным зодчим К.И. Бланком. Первый ярус колокольни представляет собой высокий арочный проем, оформленный в виде триумфальной арки с пилястрами и фронтоном. Главный вход в монастырь был расписан живописными картинами на евангельские темы. Над главным входом находились помещения монастырской библиотеки. Она имела два фонда: обычный, где хранилось более 7000 томов, и фонд особо ценных раритетов, где хранились примерно 700 рукописей, в том числе летопись Саровского монастыря, написанная основателем пустыни иеромонахом Иоанном.

Во втором ярусе колокольни размещалась церковь во имя святителя Николая, освященная в 1806 году. На третьем и четвертом ярусах были колокола. Самый большой колокол, весивший 1200 пудов (более 19 тонн), занимал третий ярус. Его отливали в монастыре и назвали "Тысячник". Четвертый ярус занимали 18 колоколов. Среди них наиболее крупными были колокола весом 550, 350, 213, 134 и 86 пудов.

Большой колокол поднимали 9 мая 1829 года в храмовый праздник Никольской церкви. Саровский звон имел свою мелодию, свою последовательность. Традиционно звонарями в Саровской обители были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки вёрст по всей округе.

После закрытия монастыря все колокола были сняты. До сих пор неизвестно, где находится большой колокол. Есть версия, что он был затоплен на дне реки Сатис.

На колокольне были установлены часы-куранты, изготовленные оружейных и часовых дел мастером Кобылиным из Тулы. Курантный звон исполнял мелодию «Кто избежит тебя, смертный час?». Минутный колокол напоминал о скоротечности земной жизни.

Старинный механизм не сохранился и долгое время на колокольне были установлены просто часы (без боя), которые приводились в действие механизмом 1961 года. Сама колокольня в советское и постсоветское время служила теле трансляционной башней. Только в 2012 году с колокольни были сняли технические площадки и трансляционное оборудование, а затем установлен новый купол.

В декабре 2013 года была освящена восстановленная надвратная церковь. Богослужение возглавлял митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Храм предстал во всей красе. Были разобраны чужеродные конструкции, в том числе этажные перекрытия советского периода, заменены инженерные сети и установлены новые оконные блоки. Проведен капитальный ремонт. Церковь не только отреставрирована, но и заново расписана, поскольку прежняя роспись была практически полностью утрачена. Стиль для росписи выбран академический, как и в Зосимо-Савватиевском храме.

В 2014 году в ходе восстановительных работ были открыты Святые врата и найдена сохранившаяся роспись. В Советское время там был устроен фальшпотолок, а полукружья арок с западной и восточной стороны застеклены как окна. Когда убрали все лишнее, открылся свод с хорошо сохранившейся росписью монастырского времени – орнаменты и христианские символы. А по бокам, над дверными проемами, – остатки сюжетной росписи. Сюжеты пострадали от огромных балок перекрытий, но большая площадь росписи уцелела.

В апреле этого же года на колокольню были подняты колокола для воссозданных курантов и горожане вновь услышали мелодичный бой часов. К августу 2014 года колокольня полностью приобрела исторический вид и теперь ожидает возвращения колоколов.


Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев
1709 г.
восстановлен в 2011 г.
Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей — самое древнее монастырское творение — ему более 300 лет.

Согласно рукописи основателя монастыря иеросхимонаха Иоанна «Сказание о первом жительстве монахов», Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Монахи продолжили копать пещеры и сделали несколько ответвлений с небольшими кельями.

В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Максимальные размеры храма 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колоннами более метра в поперечнике каждая. Разрешение на освящение подземной церкви было получено с большими трудностями. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I. Они же подарили в новую церковь иконостас с иконами, служебные книги, оловянные сосуды для богослужения, облачения, деньги и величайшую драгоценную святыню — четырнадцать частиц мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом.

Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х годов. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И после ухода от должности и смерти первоначальника монастыря Иоанна церковь на долгие годы стала бездействующей.

В августе 1778 года для освящения ново построенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иероним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 метра, высотой 2,1 метра. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям.

18 июля 1903 года во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Российский Государь Николай II.

В советское время входы в пещеры были засыпаны строительным мусором. И только в 1992 году в результате раскопок, проводимых объединением "Саровская пустынь", был найден вход в пещеры и обнаружена надпись, выбитая на одном из её столбов (надпись не сохранилась), которая гласила "Лета 7199. От Рождества Христова 1691го индикта 14го маия начата сия пещера копатися. Лета 1711го индикта 6го маия освятися в них сия церковь преподобных отец Антония Феодосия Печерских".

В 1995 году пещерный комплекс был передан городскому музею. В 2000 – 2002 годах сделан плановый ремонт. За несколько лет работы вручную расчищено от наносного грунта более 300 погонных метров подземных галерей, обустроен вход в пещеры и запасный выход, укреплены опасные участки галерей, восстановлены вентиляционные шахты, по основным входам комплекса проведено электрическое освещение. В 2003 году изготовлен и установлен металлический иконостас в храме Антония и Феодосия. В 2006 году пещерный комплекс передан Русской Православной Церкви.

6 сентября 2011 года Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин великого освящения пещерного храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В настоящее время протяженность восстановленных подземных ходов составляет около 400 метров.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
1744 г.
Собор в  честь  Успения Пресвятой Богородицы был первой каменной постройкой Саровской пустыни. Он считался главным собором Свято - Успенского мужского монастыря с момента его возведения и первого освящения в 1744 году до его разрушения в советские времена. В 1778 году храм был значительно увеличен и вновь освящён.

Отличительной особенностью интерьера Успенского собора был пятиярусный резной позолоченный иконостас с иконами византийского письма, высота которого посередине равнялась 19 метрам, а по краям — 27. По легенде, рисунок этого иконостаса сделал архитектор Растрелли.

Внутри Успенский собор был богато украшен стенными росписями на темы Ветхого и Нового Заветов. У стен собора были похоронены многие саровские настоятели. С юго-восточной стороны храма, у алтаря, были погребены два знаменитых отшельника Саровской обители — преподобный Серафим Саровский и схимонах Марк-молчальник.

В 1903 году в храме Успения Пресвятой Богородицы установили раку с мощами преподобного Серафима — главную святыню обители. На зиму её торжественно переносили из летнего Успенского собора в «теплый» во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника.

В 1925 году Саровский монастырь закрыли. При закрытии Саровской пустыни 5 апреля 1927 года мощи преподобного были увезены в Москву. Успенский собор стал ветшать, и в 1951 году был снесен, а в 1954 году был взорван собор во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника.

При взрыве были уничтожены почти все фундаменты храма, и позднее только благодаря знаниям и опыту археологов московской фирмы «Симаргл» под руководством Елены Хворостовой, руководившей раскопками, удалось определить местоположение собора, а также уточнить размещение захоронений Серафима Саровского и Марка-мольчальника.

В 1991 году на месте храма членами исторического объединения «Саровская пустынь» был установлен памятный камень, а в 2002 — крест с лампадой. В 2004 году над могилой преподобного Серафима была восстановлена часовня, построенная в конце XIX века.

В марте 2016 года было начато восстановление храма. Примечательно, что воссоздание началось в десятый год возрождения Саровской обители, когда отмечалось 25-летие принесения на Нижегородскую землю святых мощей батюшки Серафима.

Проект воссоздания Успенского собора выполнен ООО «Региональный инженерный центр», и при разработке были учтены все особенности грунтового основания, связанные с высокой карстоопасностью площадки строительства, близостью расположения пещерного храма и промышленной сейсмикой, обусловленной особенностью производственных испытаний Саровского ядерного центра.

1 августа 2016 года состоялось торжественное освящение закладного камня собора в честь Успения Пресвятой Богородицы. Богослужение совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Председатель Правительства России Дмитрий Рогозин, генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Кириенко, председатель комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, руководители федерального ядерного центра и города Сарова приняли участие в закладке капсулы в основание возрождающегося Успенского собора.

Храм в честь преподобного Серафима Саровского .
1903 г.
восстановлен в 2003 г.
По южной стороне монастыря в 1903 году был построен храм во имя преподобного Серафима Саровского, имитирующий кирпичным декором формы архитектуры 17 века и накрывший своими сводами келью, в которой жил и мирно почил великий старец.
Каждый день
время
богослужение
примечание
6 : 0
Молебен преподобному Серафиму Саровском
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Божественная литургия
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 0
Божественная литургия. Молебен.
По: вск.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Параклисис
В 1903 году торжества прославления Великого русского старца собрали в Саровской пустыни сотни тысяч паломников. В тех событиях, нашедших отклик по всей России, приняли участие Государь Николай II с членами Императорской фамилии и другие высокопоставленные лица Российского государства. Русский народ любил и почитал батюшку Серафима. По историческим данным в период с 1903 по 1917 гг. по всей России во имя его были освящены или названы более 220 храмов, часовен, монастырей, обществ, учебных и медицинских учреждений, приютов. И самым первым из них был храм над кельей Великого старца в нашем городе.

Здание храма на Монастырской площади сохранилось, но с 1949 г. в нём располагался городской театр.

К предстоящим торжествам по случаю празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского в 2003 году нужно было решить непростые задачи возвращения храма.

Эти работы объединили усилия священнослужителей и православной общественности, властей Сарова и Нижегородской области, руководителей и работников многих подразделений Российского Федерального Ядерного Центра. На конечном этапе работ по восстановлению храма и подготовке торжеств в них были задействованы более двух десятков предприятий и тысячи людей в разных уголках России. Государственным заказчиком работ по восстановлению храма было назначено предприятие «Нижегородинженерстрой», генеральным проектировщиком и подрядчиком выступил Региональный инженерный центр в городе Владимире.

В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима Саровского. В ходе восстановительных работ было обнаруженооснование келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена.

Одним из знаков внимания к предстоящему событию была, подаренная Сарову в июле 2003 года и размещённая рядом с восстановленным храмом, звонница из 8 колоколов. В числе этих колоколов самый большой, 4-х тонный был подарен Президентом РФ В. В. Путиным.

30 июля 2003 года в дни празднования 100-летия со дня прославления преподобного Серафима Саровского, в присутствии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и представителей всех поместных православных церквей храм был освящен, и сейчас в нем проводятся богослужения возобновленного Саровского монастыря.

Как и 100 лет назад, на торжествах в Сарове присутствовал глава Российского государства. На этот раз это был Президент РФ В. В. Путин. И в душе каждого православного человека нашли отклик слова из праздничного послания Святейшего Патриарха Алексия II:
"Входя под своды восстановленного храма на месте келлии преподобного, мы веруем, что ныне воссоздается преемство русского духа, преемство нашей истории, трагически преломленной в ХХ веке. …Мы вместе возвращаемся на наш исконный путь, прерванный революционной смутой. …Пусть утвердится на этом пути Отечество наше и наш народ. Пусть никогда больше не омрачится Земля Российская тьмой богоборчества, вражды и распрей.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"

Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев
1745 — 1750 гг.
восстановлен в 2012 г.

В 1745 году было начато строительство, а в 1750-м освящена церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Так как она располагалась при больничных кельях, то ее еще называли «Больничной».

В той старой монастырской больнице преподобный Серафим, в то время еще послушник Прохор, три года лежал больной и там удостоился чудесного явления Пресвятой Богородицы с апостолами Иоанном Богословом и Петром, исцелившей его от тяжкого недуга. Деньги на построение этой церкви собирал сам чудесно исцелившийся подвижник. Он же, как искусный столяр, своими руками устроил для настоящего храма и престол из кипарисного дерева. Здесь он до конца жизни своей причащался Святых Таин.

В 1784 году было принято решение перенести храм на северный склон, тем самым освободив площадь перед «Святыми» вратами. Строилась церковь на средства Ивана Леонтьевича Бекетова и была «о двух этажах»: внизу теплый храм Зосимы и Савватия, на втором этаже холодный придел во имя Преображения Господня. Монастырское руководство постаралось обустроить церковь: полы выложили из чугунных плит, вызолотили иконостас «лучшим искусством, применяясь к соборному Успенскому иконостасу, чтоб ничем не хуже был» (доверили это ответственное дело крестьянину Серпуховского уезда села Хатуни Никифору Ильину). В алтаре находился престол, изготовленный руками послушника Прохора Мошнина, будущего подвижника Серафима. Главный престол был освящен 16 августа 1787 года, верхний престол во имя Преображения Господня освятили в 1789 году во время приезда в монастырь правящего архиерея.

В советское время храм был разобран вручную в 1942 году, оправдательной причиной служила нехватка строительных материалов.

В настоящее время храм восстановлен на историческом месте. Подготовка к строительству началась в феврале 2010 года. Крест на купол был поднят 29 июля 2011 года. Великое освящение храма в честь прпп. Зосимы и Савватия в нижнем ярусе состоялось 26 мая 2012 года. В верхнем ярусе - под куполом - расположен храм Преображения Господня, освященный 21 декабря 2012 года.

Храм во имя Сошествия Святаго Духа
По рассказу Николая Мотовилова, который он услышал от самого батюшки Серафима, Преподобный, выйдя из затвора 25 ноября 1825 года, направился на Дальнюю пустынку. Вблизи Богословского источника ему явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном Богословом. Божия Матерь ударила жезлом в землю "так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды". На этом месте прп. Серафим выкопал колодец. По его молитвам Божия Матерь обещала дать целебную силу водам этого источника.
По: сред.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: четв.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Божественная литургия
По: вск.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Молебен.
Эта беседа произошла «на пажнинке» батюшки Серафима на Ближней пустынке в конце ноября 1831 года, вскоре после того, как он исцелил Мотовилова. Преподав наставления, Преподобный дал возможность Мотовилову чувственно видеть, обонять и осязать благодатные действия Cвятого Духа: ослепительный свет, тепло «как в бане», неземное благоухание, невыразимые словами тишину и мир в душе, необыкновенную сладость и радость в сердце… «И приклонив ко мне свою голову, он тихонько, на ухо сказал мне: – Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: "Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то Сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!" И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима...». В конце беседы батюшка Серафим обещал своему «служке»Мотовилову: «.. Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей... тeм болeе, что и не для вас одних дано вам разумeть это, а через вас для цeлаго мира ...».

На краю горы для подвижника поставили небольшой сруб без окон и дверей. Пробраться в него можно было, пролезая под стеной. Форма нынешнего храма напоминает об этом, первом строении на Ближней пустынке.

К источнику прп. Серафима на Ближней пустынке стекалось множество паломников, происходили чудесные исцеления. Здесь побывала царская семья в дни торжеств 1903 года. А через год после этих событий у государыни Александры Федоровны родился долгожданный наследник. В 1903 году над источником была построена часовня и купальня.

В советское время все это было разрушено, источник забетонирован. Речку Саровку запрудили, образовался пруд «Боровое».

«В 1991 году члены исторического объединения "Саровская пустынь" начали поиски этого святого места… В результате проведенных поисков и раскопок место часовни над источником и купальни было найдено. Само здание не сохранилось, но фундаменты и нижние помещения, где происходило купание, оказались целыми. В эти четыре помещения вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол выстлан кафелем с очень красивым цветным орнаментом…». (Из книги А.Агапова «Саров-Дивеево»)

«Потом на Ближней пустынке был установлен памятный камень и поклонный крест, в 2003 году там поставили часовню, которую впоследствии разобрали. А в 2006 году перед празднованием 300-летия Саровского Свято-Успенского монастыря, на Ближней пустынке снова началось строительство, но уже – храма. Храм был поставлен в точности на историческом месте, к нему только были пристроены алтарь и вход. Засыпанная купальня находится ближе к пруду, теперь вся эта территория передана церкви и огорожена… Храм Святого Духа посетил Святейший Патриарх Алексий II во время празднования 300-летия возрожденной Саровской пустыни в июле 2006 года. А 27 августа Архиепископ Георгий освятил этот храм…» (из воспоминаний протоиерея Льва Юшкова)

В храме на Ближней пустынке находятся иконы, написанные в иконописной мастерской Павла Бусалаева на средства Фонда Серафима Саровского.

При освящении храма в 2006 году в него была передана первая икона – прп. Серафима с житийными клеймами, из них 5 новых, ранее не изображавшихся. Через год привезли парную ей икону прп. Сергия Радонежского с клеймами, из них два – новые.

29 июня 2010 года архиепископ Георгий освятил еще пять икон для храма Святого Духа.


Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
6 : 0
Молебен преподобному Серафиму Саровском
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Божественная литургия
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 0
Всенощное бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 0
Божественная литургия. Молебен.
По: вск.
время
богослужение
примечание
7 : 0
Параклисис
17 : 0
Молебен.


Новости

Все новости

Контактная информация

Возврат к списку