Келлия преподобного Серафима Саровского. Саровская пустынь.

В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима Саровского. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям келлия была восстановлена.

Основание кельи преподобного обнаружили реставраторы во время демонтажа пола в здании храма, в котором в годы советской власти был устроен театр.

Строительство церкви преподобного Серафима или, как ее иначе называли, храма над кельей Серафима Саровского, начиналось в 1897 году. Автором проекта был архитектор А.Каменский. Церковь в прямом смысле была возведена над кельей, в которой преподобный Серафим жил и мирно почил в 1833 году. Зайти в келью, где много лет жил преподобный, стремились многие паломники, поэтому, начиная с 1864 года, ее уже не занимал никто из братии. Для очистки места под храм был разобран южный корпус, причём келья оставлена в неприкосновенности. Часть кирпича от разобранного корпуса пошла на строительство фундамента храма. Храм был полностью закончен к торжествам по случаю канонизации прп. Серафима в июле 1903 года.

В бронзовых витринах хранились: «…мантия прп. Серафима и его черная суконная шапочка, железный крест, носимый на шее, волосы о.Серафима, кожаные четки-лестовки, Евангелие, читанное им пред кончиною, часть камня, на коем он молился тысячу ночей, скамейка, сделанная его руками, сохранилась в неприкосновенности стенка кафельной печи с лежанкой.»

Прохор пришел в Саровскую пустынь, когда благочестивому юноше исполнилось семнадцать лет. Наместник пустыни старец Пахомий определил его в число послушников и отдал в научение старцу, иеромонаху Иосифу, бывшему казначеем обители.

Пробыв в Саровской пустыни восемь лет в звании послушника, Прохор, 27 лет от роду, удостоил¬ся пострижения в иноческий образ, ему дано было новое имя – Серафим.

В 1793-м году Серафим на тридцать пятом году от рождения был рукоположен в сан иеромонаха. Вскоре после этого, преподобный Серафим удалил¬ся в пустыню.

В 1810-го году, когда преподобному Серафиму было пятьдесят лет, он возвратив¬шись в обитель после пятнадцатилетнего пребывания в пустыне, поселил¬ся в прежней своей монастырской келлии, уйдя в затвор на 17 лет. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святый старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание. В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери, перед которой теплилась лампада, и обрубка пня, служившего ему стулом. Дубовый некрашеный гроб стоял в сенях, и старец молился близь него, готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления.

Двери кельи его стали открыты для всех – от ранней литургии до восьми часов вечера. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: "радость моя, сокровище мое".

Та любовь, которой был исполнен святой, привлекала к нему всех. Старец обладал прозорливостью: видел духовное устроение, помыслы и жизненные обстоятельства каждого человека. Ему была открыта воля Божия касательно всякого, так что советы его принимали как от Самого Бога.

Среди многочисленных посетителей являлись к святому Серафиму и знатные лица и государственные деятели, коим он делал соответствующие наставления, поучая их верности святой Православной Церкви и отечеству. Посещали старца и лица царской фамилии, в том числе и император Александр I.

Скончался старец в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы стоя коленопреклоненно перед аналоем.

В 1927 году, после ликвидации Саровского монастыря, монахи были изгнаны, имущество и здания конфискованы и переданы Нижегородскому управлению НКВД. Первая в мире церковь преподобного Серафима была переделана под городской театр. В самом храме разместился зрительный зал, в алтаре — сцена, в трапезной — фойе, в братском корпусе, рухлядной и келарне — служебные помещения, в архиерейском корпусе — театральный вестибюль. Келлия великого старца была разрушена.

В 2003 году к дням празднования 100-летия канонизации преподобного Серафима храм во имя святого Угодника Божия был полностью восстановлен, расписан и готов к освящению. Полностью восстановлена была и келлия преподобного внутри храма, проект которой разработан в Москве С. В. Демидовым — архитектором-реставратором высшей категории, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.

При воссоздании келлии батюшки Серафима в основу проекта были положены материалы по изучению сохранившегося основания (фундамента), дореволюционных фотографий и описаний келлии — с шатровым куполом, как она выглядела в 1903 году, а также материала обследования уцелевших келлий Саровского монастыря XVIII века. В интерьере келлии реконструирована изразцовая печь- лежанка.

На северной стене келлии, этой драгоценной святыни всего православного мира, написано явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму в день Благовещения, как это и было изображено на этом же месте столетие назад, до разрушения келлии и забвения святынь.

Келлия сохранялась в точно таком же виде, в каком она была при жизни преподобного Серафима. В переднем углу ее – образ Божией Матери «Умиление», точный снимок с той иконы, перед которой скончался отец Серафим и которая находится в Троицком храме Серафимо-Дивеевского монастыря. Аналой с крестом и Евангелием, подсвечник с зажженными свечами.