Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Псковская
Адрес:
Псковская область, Печоры, Международная улица, 6
Телефон:
+7 (81148)2-18-41

Заказ экскурсий. Звонить с 9.00 - 17.00 (перерыв с 13.00-14.00)
+7(911)8902163 /+7 (81148) 2-27-43
E-mail:
ppm1392@yandex.ru
Дата основания:
1473

История

Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена Православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.

Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь.
Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. В Ливонию он пришел как миссионер.

В то время православный люд подвергался там жестоким гонениям со стороны немцев-латинян. Опасаясь за жизнь своей семьи, о. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется во Пскове.

Здесь он впервые услышал о “Богом зданной пещере”. Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места. Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом став первой постриженницей обители.

По смерти супруги Иоанн и сам принял иноческий образ с именем Иона. Как и преподобная Васса, он также причислен к лику Псково-Печерских преподобных. Память его и преподобного Марка совершается 29 марта/11 апреля, а преподобной Вассы - 19 марта/ 1 апреля .

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов ХVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156 г.), Снетогорский (ХIII в.), Велико-Пустынский (1404 г.), Спасо-Елеазаровский (1447 г.) - уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале ХVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П. Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 г.г.).

2 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).

В монастыре в течение 1941 года произошли перемены: Архимандрит Парфений ушел на покой по старости, хотя всё ещё продолжал нести послушание эконома. Это был прекрасный хозяйственник и человек большой души. Любимым выражением отца Парфения было: «Слава Богу за всё!». До ухода отца Парфения Игумен Павел только помогал ему, но затем все неприятности, связанные с оккупацией, тяжелейшим бременем легли на плечи одного отца Павла, бывшего уже также в преклонных летах.

В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Бедствия, постигшие наше Отечество в годы Великой Отечественной войны, не обошли стороной и обитель. Подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием - воином и художником (1959-1975 г.г.). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

В тяжелое время войны обитель возглавлял игумен Павел (Горшков). После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован. Тогда, в первый год войны, братия не случайно выбрала его своим наместником. Благодаря избранной им тонкой и умной линии поведения с оккупационным режимом, сохранилась обитель со всеми ее ценностями и святынями, сохранилась братия. Мало того, уповая на милость Божию, он укреплял своей верой других, организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам в лагерном пункте №134 Пскова, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Один из них при посещении обители в 1984 году лично подтвердил этот факт.

Так святая обитель-крепость и в минувшей войне оставалась негасимым светильником православной веры, надежной опорой нашим соотечественникам выстоять в это тяжелое для всей страны время.

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель. В обители провел последние годы жизни Митрополит Вениамин (Федченков).

Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко 1975-1988), ныне Архиепископом Благовещенским и Тындинским, были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), ныне митрополита Рязанского и Михайловского, вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли.

Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

Наместник монастыря с 1995 по 2018 г. архимандрит Тихон (Секретарев) продолжил благочестивую традицию своих предшественников по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.

Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит. Началось строительство монастырского скита и на берегу Мальского озера.

1 июня 2012 года на территории бывшей воинской части был открыт Паломнический центр, который может принять большое число желающих помолиться в обители и поклониться ее святыням. Также организована Экскурсионная служба.

В монастыре по милости Божией не угасают светильники истинного благочестия, примером для которых служат уже почившие архимандриты - Иоанн (Крестьянкин), Адриан (Кирсанов), Феофан (Молявко), Нафанаил (Поспелов), схиархимандрит Александр (Васильев) - дивные старцы, которых ныне знает едва ли не весь православный мир.

Всей духовной, просветительской деятельностью монастыря руководит Высокопреосвященнейший Тихон, митрополит Псковский и Порховский, священноархимандрит Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря с Духовным Собором старцев, благословляя и освящая труды иноков.

По материалам  официального сайта Успенского Псково-Печерского монастыря


Храмы и Богослужения

Богом зданные пещеры
1392 г.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяженность около 15 м. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги.<br>

     За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем.

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер - 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись - неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое».

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, «ратных людей» - защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей - митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение - это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, - это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI - начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах - надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать - к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря - это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры - это еще и уникальный историко-художественный памятник - некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века - старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).
Михайловский собор
1827 г.
По окончании Великой Северной войны вся территория Прибалтики была возвращена России, ликвидирована опасность набегов со стороны шведов Ништадтским миром в 1721 году, граница отодвинулась далеко от монастыря, Псково-Печерский монастырь стал вполне безопасен со стороны внешней и мог свободно преуспевать в благочестии христианском.

Но в 1812 году России предстояла трудная борьба с новым завоевателем, который, легко покорив Европу, не сомневался покорить и Россию. Опасность угрожала прежде всего западным областям России. Уже Полоцк был взят и занят неприятелем. Та же участь готовилась и Пскову.

В эту трудную годину псковитяне, по обычаю предков, с живой верой и теплой молитвой обратились за помощью в обитель Печерскую, к той чудотворной святыне, силою которой они прежде были избавлены от врагов отечества.

6 октября 1812 года, во второй раз, подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ Успения Божией Матери,— тот самый образ, который в первый раз принесен был во Псков в 1581 году, во время осады этого города Баторием, и с тех пор 231 год оставался постоянно в монастыре. 7 октября с этим образом совершен был вокруг города крестный ход, и в этот самый день Полоцк был взят русскими под предводительством Генерала-фельдмаршала, Графа Петра Христиановича Витгенштейна. Этим Псков был избавлен от опасности.

Такое чудо сознал и сам граф, ибо в письме своем к Псковскому губернатору он писал: «Уведомляю Вас с тем, чтобы Вы и всем сообщили, что молитвы услышаны... разбив совершенно неприятеля под Полоцком, в то самое 7 число, (в которое Псковичи с Печерскою иконою совершали крестохождение вокруг древних стен), ночью, овладев штурмом сим городом, и, перейдя Двину, гоню его авангардами к Лепелю» (История княжества Псковского, изд. 1831 г., стр. 314).

Желая почтить, прославить и увековечить имя того, которого Господь избрал орудием избавления западных пределов наших от страшного врага, иноки Псково-Печерского монастыря приняли намерение соорудить в своей обители новый храм и поставить в нем обелиск в честь и память сего героя.

Деятельное участие принял в их благом намерении тогдашний губернатор Псковский, князь Петр Иванович Шаховской, к которому прежде всего обратился настоятель Псково-Печерского монастыря, Архимандрит Венедикт. Он просил его исходатайствовать у Псковского Архиепископа Иринея соизволение и благословение на предпринимаемое дело.

Вследствие сего, князь обратился к Псковскому Архиепископу: «Позвольте, Достопочтеннейший Архипастырь наш, беспокоить Вас представлением моим о сообщенном мне желании, при настоящих обстоятельствах, Архимандрита Псково-Печерского монастыря Венедикта, который по примеру приносимых ныне пожертвований от духовного звания, предполагает, при благословении Вашем, в память, славу и честь защитника от всеобщего врага отечества Псковских пределов, графа Витгенштейна, соорудить в монастыре храм, в котором поставить, в пристойном месте, обелиск, означающий победы сего героя, — доставившего Псковской губернии спокойствие и удаление от оной жребия, многие губернии уже постигшего. Такое здание, по прошествии всех нынешних смятений, и по водворении везде нерушимого спокойствия, приятно будет Богу, храброму защитнику Псковских пределов достойно и, украсив святую обитель, придаст оной новое великолепие. А как Псковское купечество сделало уже приношение в знак признательности своей значительным подвигам графа Витгенштейна и поднесло ему образ святого великого князя Гавриила Псковского, — дворянство, в знак благодарности также готовится единодушно воздать честь и славу его деяниям: то не благоугодно ли будет Вам, Милостивый Архипастырь, чтобы таковое предположение Печерского Архимандрита на сооружение храма в Печерском монастыре, в честь Богу и во славу защитника Псковского края, от лица всего духовенства Псковской губернии, произведено было в действо из суммы вещей, Архимандритом назначенной, и оныя, быв обращены на храм Божий, на служение Всевышнему, достойно употребятся (первоначально предполагалось продать некоторые драгоценные вещи, бывшие в монастыре без употребления, и вырученные за оныя деньги употребить на построение нового храма, на что уже испрошено было и Высочайшее соизволение, но после не оказалось в этом никакой нужды). На что и ожидать буду начальственного Архипастырского Вашего соизволения».

Получив от Архипастыря благословение, усердный градоначальник Псковский входил также представлением к Государю Императору о создании новой церкви в Псково-Печерском монастыре в память заслуг графа Витгенштейна, удержавшего пределы Псковские от нашествия врага. На Всеподданнейшем представлении его Августейший Государь собственноручно удостоил написать: «Согласен, поруча хорошему архитектору сделать рисунки и наблюдать за сею работою».

Затем князь Шаховской представлял план и фасад новой церкви Его Величеству, составленный С.-Петербургским Архитектором Руско; на что также последовало Высочайшее соизволение, июня 21 дня 1815 года.

Кроме того, князь Шаховской двукратно жертвовал на построение новой церкви по 500 рублей ассигнациями, побуждая и других к тому же как своим примером, так и словесными предложениями Псковскому дворянству и купечеству, для которых дорого было имя графа Петра Христиановича Витгенштейна.

Граф Витгенштейн, узнав, что в Печерском монастыре предполагается воздвигнуть новый храм в память избавления Пскова от врагов и поставить в этом храме обелиск в честь виновника сего избавления, хотел, в свою очередь, принести Псково-Печерскому монастырю жертву благодарения — украсить ту святую чудотворную икону, молитвам пред которой он вполне приписывает успех своего великого дела.

С этой целью он сделал воззвание ко всем подведомственным ему воинам:

«Воины, сражавшиеся при штурме Полоцка! В 56 верстах от города Пскова, в Печерском монастыре находится чудотворный образ Успения Божией Матери, который почитается всеми жителями окружностей вернейшим щитом их безопасности, изливающей на них небесное милосердие; и древний обычай существует к сему образу прибегать в смутные обстоятельства и тяжкие времена. Во время нашествия на любезное наше отечество французских войск, вся Псковская губерния и, следовательно, Печерский монастырь, находились в опасности. Для умоления Всевышнего Подателя всех благ, следуя древнему обычаю, пошли Псковские граждане в Печерский монастырь, и чудотворный образ Успения Божией Матери, после 230 лет, в кое время он же был их спасителем от врага, в первый раз, 6-го числа октября 1812 года, был поднят во Псков, принесен и с этим образом по всем обрядам совершен был вокруг города крестный ход, октября 7 числа, в тот самый день, когда Полоцк был взят (русскими). Сии два столь знаменитые и в летописях чрезвычайные события не показывают ли Божеское, удивительным образом, на Россию излившееся, благословение? В 16-м столетии (1581 год), сей чудотворный образ поднят, и враг истреблен; в 1812 году был вторично сей образ поднят, и Полоцк штурмом от неприятеля освобожден, и сильная его рать покорилась победоносному оружию российских войск. Сие было поводом испрашивания у Государя Императора о построении в Печерском монастыре новой церкви, во имя чудотворной иконы Богоматери (так первоначально предполагалось назвать новый храм) и установления ежегодного праздника, в тот же самый день, с поднятием сего чудотворного образа. Все воины, сражавшиеся за Веру, Отечество и Великого Государя, и победившие под Полоцком сильного врага, верою пламенно чувствуют в сердцах своих милосердие Всевышнего и соединятся со мною составить значительную сумму для сделания богатой ризы на Святую Богородичную икону, которая в величине около двух аршин. Я непременно препровожу в Печерский монастырь имена всех пожертвовавших для сей цели, и остаюсь в полном уверении, что всякий, не только за удовольствие, но и за счастие поставит себе участвовать в сем случае.» (Митава, Октября 10 дня, 1814 г.)

В добавление к сему объявлению Генерал-лейтенант Козачковский изложил следующее: «Его Сиятельство, господин главнокомандующий, генерал от Кавалерии, граф Витгенштейн приказать изволил мне к объявлению Его Сиятельством, о сооружении церкви Божией во Псково-Печерском монастыре добавить следующее: что в сей новосозидаемой церкви будет каждогодно, 6-го октября, отправляема панихида о всех убиенных на брани, при защите Отечества, в сражениях 1812 года при Друе, Якубове, Клястнице, Соколицах и Сивошне, Свольне и во всех пределах Полоцких. Ради чего, полки, артиллерийския и пионерныя роты могут послать списки в Псково-Печерский монастырь о всех убитых и от ран умерших, в вышеписанных делах. Из которых имена г.г. генералов, штаб и обер-офицеров пропишутся на черных досках, в вечную память славных воинов, во вновь сооруженном храме нарочито поставленных».

Воззвание благочестивого начальника нашло живое сочувствие в душах христолюбивых воинов. С 1-го корпуса было собрано 30000 рублей ассигнациями: шесть тысяч с небольшим употреблено на серебряную ризу для Печерской чудотворной иконы Божией Матери (эта вторая икона Успения Божией Матери, устроенная по образцу первой), остальные около 24000 употреблены на построение в Печерском монастыре храма. Устрояя св. храм в память чудесного события, граф Витгенштейн отказался от почести, при сем ему предложенной. В заключение письма своего от 28 июня 1816 года из Ахена к Псковскому губернатору, граф Витгенштейн говорит: «Нужным считаю повторить вашему сиятельству изъявление прежнего и решительного желания моего, чтобы внутри предполагаемого храма, кроме двух мраморных досок с сохранением имен павших на поле брани сынов отечества, не было никаких изображений в честь подвигов войск первого корпуса, а еще менее, и ни под каким видом, чего-либо относящегося до слабых заслуг, кои несправедливо мне приписывать могут».

Следуя примеру своего Благословенного Монарха: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113, 9) — этот благочестивый герой все свои заслуги с христианским смирением относил единственно к милосердию усердной Заступницы — Царицы Небесной, благоволившей подать ему невидимую помощь, ради усердной молитвы, с верою обратившихся к Ея чудотворному образу Печерскому.

В 1820 году церковь извне была построена и покрыта; оставалось устроить внутренность ее. Но так как этот труд потребовал больших издержек и немало времени, то он и окончен был не ранее семи лет — в 1827 году.

В том же году последовало и освящение новоустроенного храма во имя Архангела Михаила. (Выше было замечено, что новый храм сначала думали посвятить имени Божией Матери, как видно из воззвания графа Витгенштейна. После изменили это намерение, желая посвятить храм во имя Софии Премудрости Божией из следующих соображений: 1) есть церковь Софийская в Киеве, а Печерский монастырь Киевской Лавре во многом подобен; 2) на Николаевской башне, близ которой назначено место для построения новой церкви, местный образ Софии Премудрости Божией; 3) святому князю Гавриилу Псковскому угодно было соорудить храм во имя Софии Премудрости Божией, каков есть собор в Новгороде; 4) усердствующим к обители желательно, чтобы в такое имя выстроен был новый храм.

Но вместо всех этих соображений принято предписание Высочайшее: «Посвятить новоустроенную церковь имени Архангела Михаила», — предписание, объявленное через генерала-адъютанта Барона Дибича Г.

День освящения храма был избран — 29 июня, — день ангела графа Петра Христиановича Витгенштейна. Освящение храма совершено в назначенный день Архиепископом Псковским Мефодием вторым, именно 29 июня 1827 года. Сооружение обелиска, назначенное в новом храме, по плану Высочайше утвержденному, отменено, согласно с желанием графа Витгенштейна. Вместо обелиска сделаны и поставлены в храме две медные доски, посеребренные через огонь и местами позолоченные, с надписанием имен, доставленных к Печерскому архимандриту в ведомости, как из дела видно, при отношении инспекторского Департамента Главного штаба Его Императорского Величества от 30 августа 1825 года.

Общий счет всей суммы, издержанной на постройку Михайло-Архангельской церкви вместе с украшением чудотворной иконы Успения Божией Матери простирается до 100000 рублей ассигнациями.

Новоустроенный храм Псково-Печерского монастыря служит величественным памятником чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в 1812 г. В память того же события и современно ему установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков, с 3-го по 15-е октября ежегодно.

Михайловский собор, массивный, выполненный в классическом стиле, - крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре. Он стоит на высоком месте, в отличие от других построек обители, находящихся в "долу между гор", поэтому из всех монастырских куполов только позолоченный купол, увенчанный большим крестом, можно заметить издали на подъездах к монастырю.

У правого клироса под пышной сенью хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.

У левого клироса находится чтимая икона Божией Матери «Одигитрия», что означает «Путеводительница».

В Михайловском соборе хранится великая святыня - десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы, почитаемой во всем христианском мире и особенно - в России, где имя Татиана очень распространено. Многие паломницы, чьей Небесной покровительницей является святая мученица Татиана, специально приезжают в Псково-Печерскую обитель, чтобы приложиться к мощам своей святой, от которых происходит множество чудес.

В 1899 году русская писательница Е.А. Воронова посетила Псково-Печерскую обитель и оставила следующее описание Михаило-Архангельского собора: «Новый храм во имя Михаила Архангела и по внешнему и по внутреннему своему виду резко отличается от других церквей монастыря. Архитектура его новейшая, все иконы его в художественном отношении составляют верх совершенства: можно стоять пред ними целый день и все не наглядеться на эти чудные благостные лики. Храм этот интересен и в историческом значении. Он воздвигнут в 1827 году в намять избавления города Пскова от нашествия Наполеона, в настоящий же и благоустроенный вид он приведен при нынешнем архимандрите Мефодии, о чем гласит и доска, прибитая внутри храма, к западной стороне его. Кроме этой доски, прибиты еще две мраморные доски, на которых начертаны имена всех воинов, павших на поле брани».
Пещерный храм в честь Успения Божией Матери
1473 г.
Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери.

Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались из-за необычности местоположения храма. Тогда преподобный Иона испросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел Псковским священникам освятить храм.

Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Крестьянин Иван Дементьев отделил храму Пресвятой Богородицы участок земли с восточной стороны до ручья Каменца и к югу от пещерной церкви Успения, там, где сейчас стоят храмы Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители.

Через семь лет после освящения первой церкви основатель монастыря преподобный Иона с миром отошел ко Господу. После смерти на нем нашли вериги - глубоко вросший в тело железный панцирь. Погребли отца Иону в Богом зданной пещере, а панцирь повесили над гробом (панцирь исчез после первого разорения монастыря лифляндцами).

Место отца Ионы заступил священноинок Мисаил, который устроил на Святой горе общежительный монастырь. Построил келий и деревянную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Прошло около пятидесяти лет после освящения первой церкви, и обитель начала обильно благоукрашаться. Этому во многом способствовал дьяк (секретарь, правитель канцелярии) царствовавшего в то время великого князя Василия Иоанновича - Мисюрь ( то есть Михаил) Мунехин. Господь расположил сердце этого человека к Пскове-Печерскому монастырю, и он проявил большое усердие в устроении обители. Его попечением в горе выкопали большую - "великую" церковь Успения Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Особая духовная связь существует между Пскове-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем, который «стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность»". Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле украинского барокко). Пять темно-синих, с золотыми звездами куполов расположены не на гребне, а на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор - большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы вторично (после перестройки) была освящена в августе 1523 года при игумене Дорофее. В то же время по заказу псковских купцов Василия и Феодора иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии.

В1521 году икону Успения Пресвятой Богородицы в житии принесли в Псково-Печерский монастырь и поставили в «великом» храме. «И восхотел Бог даровать милость Свою страждущим людям и Земле Псковской, - говорит летопись, - да не будет и она лишена Его Божественной благодати, как и многие грады Русской Земли... Земля же Псковская славна и украшена этим святым местом, как светило сияя во все концы, благодаря неизреченным чудесам Пречистой... Икона же эта творит бесчисленные чудеса и исцеления и по сей день».

Множество чудес было явлено от Псково-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы. Уже освящение первого храма обители при преподобном Ионе ознаменовалось чудом исцеления слепой женщины, которая получила зрение от иконы Успения Божией Матери, называемой «старая». По преданию, эта икона чудесным образом была явлена в пещере в 1472 году. От иконы, написанной Алексием Малым, совершилось множество чудес, небольшая часть которых записана в летописи.

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление», которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

Икона «Умиление» написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями - алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова.

Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону «Умиление» носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков.

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление», которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона «Умиление», XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой.

Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами.

В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.

В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново.

За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых - преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, - Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

По традиции Псково-Печерского монастыря ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) в шесть часов утра у мощей преподобномученика Корнилия совершается братский молебен. Из года в год, из века в век молятся ему иноки.
Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
1541 г.
Недалеко от главного Успенского храма, к востоку, стоит почти современная ему церковь во имя Благовещения Богоматери.

Она устроена преподобным Корнилием в 1541 г. на место сорока-мученической деревянной церкви и назначена быть тогда трапезною.

При разборе в 1869 году каменного престола в сей церкви, на нем, по снятии верхней доски, в углублении 2-й доски, Игуменом Амвросием был найден холщовый антиминс, с восьмиконечным крестом и с следующею надпись: «Освятися алтарь Господа Бога нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычицы честнаго и славнаго ея Благовещения лета (1541) месяца Октября 15 на память святых мучеников Евлампия и Евлампии при великом князе Иване Васильевиче при архиепископе великаго Новгорода и Псковскаго владыки Макария».

В 1803 году, при Архимандрите Венедикте, в Благовещенской церкви устроен придел, во имя Благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный сюда с верхнего этажа той же церкви (под главою ее до сих пор еще остаются следы от прежнего алтаря той церкви), и другой придел, во имя Варлаама Хутынского, перенесенный сюда из палатки тем же архимандритом, в 1803 году, находившийся в колокольне.

В 1870 году, вместо означенных двух приделов устроена Сретенская церковь.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была устроена поверх соборной Успенской церкви в середине XVIII века при игумене Иосифе (1753-1785).

Впервые обновлялась при том же настоятеле, а последнее переустройство интерьера, начатое при архимандрите Гаврииле в 1987 году, завершено при наместнике архимандрите Павле.
Храм в честь праведного Лазаря Четверодневного
Против Успенского храма, на север, находится каменная церковь Праведного Лазаря. При ней находилась монастырская больница, которая была обращена в дом Настоятеля, по случаю уничтожения прежнего настоятельского дома пожаром, в 1848 году.

После постройки настоятельского дома, в нем помещался Епархиальный свечной завод, позже опять лазарет. Церковь с прилежащим к ней зданием устроена при Архимандрите Петре (Можайском) между 1792 и 1800 годами.

В храме праведного Лазаря Четверодневного круглосуточно совершается чтение Неусыпаемой Псалтири.
Храм в честь преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
1986 г.
В 1986 году в обители освящен храм в честь святого преподобномученика Корнилия, расположенный в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. Башня эта была создана по благословению святого игумена Корнилия более 450 лет назад.

Господь усмотрел Своим всевидящим оком место храму, и благодатию Божией по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и митрополита Псковского и Порховского Иоанна совершилось это чудное и славное деяние.

В прежнее время здесь кончалась оградительная стена.

Храм устроен над святыми вратами, ведущими в обитель. По преданию именно за этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую кончину.
Храм в честь преподобных отцов Псково-Печерских
1988 — 1995 гг.
Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору.

На этой горе находится сад с плодовыми деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой Святой горе.

Сзади Успенской церкви, у самой кровли и как бы над ее кровлей, с юго-западной стороны возвышаются остатки маститых величественных дубов, современных самому монастырю.

Это памятники тех лесов, которые некогда покрывали горы Псково-Печерского монастыря, - и того времени, когда жили здесь пустынноподвижники,- живые свидетели тех событий, о которых так мало сохранилось до нас письменных свидетельств.

Близ кровли Успенского храма, с западной стороны, под тенью одного из дубов, лежат два огромных камня; один глубоко врос в землю, другой далеко выдается из нее.

С последнего открывается живописный вид через монастырь и восточную ограду, вдоль по течению Каменца, на отдаленные луга и покрытые лесами горы. Здесь-то, по преданию летописца, изборские звероловы видели пустынника Марка - первого старца Печерского.

На Святой горе до 1523 года находилась деревянная церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, на месте которой устроен придел в честь тех же преподобных в Успенском соборе, с южной стороны. Во время обновления разрушившейся монастырской стены наместником архимандритом Алипием (Вороновым) на Святой горе была поставлена часовня в честь преподобных Антония и Феодосия.

В 1988 году, в день Казанской иконы Божией Матери, 4 ноября, по благословению митрополита (тогда архиепископа) Псковского и Великолукского Владимира тщанием наместника монастыря архимандрита Гавриила и братии на месте часовни была произведена закладка деревянного храма в честь Псково-Печерских преподобных.

Эта церковь принадлежит к простейшему и древнейшему типу деревянного зодчества Руси - клетским храмам. Основную часть храма составляет обычная клеть - простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Такие храмы строили на Севере при основании новых монастырей.

Освящен храм на Святой горе в честь Псково-Печерских преподобных в 1995 году.
Храм в честь святителя Николая Мирликийского
1565 г.
При входе в монастырь на левой стороне, на горе, стоит каменная церковь во имя св. Николая Мирликийского Чудотворца.

Она устроена над святыми воротами в 1565 году преподобным Корнилием при участии Павла Петровича Заболоцкого, в иночестве Пафнутия. (Он происходит из Московских бояр и участвовал в походах Ливонской войны).

Эта церковь привлекает к себе богомольцев резным изображением Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. Он держит в правой руке меч, а в левой трехглавую церковь.

При Никольском храме устроена в одно время с ней каменная небольшая колокольня, бывшая звонницей; к трем каменным столбам в одну линию, уже в позднейшее время, приделаны с трех сторон тесовые стенки с одним окном.

На колокольне висит пять, различной величины, колоколов; из них два без всякой надписи. Как видно из древней монастырской летописи, они были отбиты в 1581 году монастырскими людьми от войск польского короля Стефана Батория. Колокола эти были вывезены ими из Кобылинской области, погоста Напольного, от храма свт. Николая Чудотворца.

Два небольших колокола, в числе других, принесены сюда от Дмитриевской упраздненной церкви, а пятый средний вылит в монастыре, как видно из надписи, в лето 7109 (1601) Мая в 30 день «при державе Государя Царя и великаго князя Бориса Феодоровича всея Руси, и при Епископе Псковском Геннадие, в дом Пречистой Богородицы в Печерский монастырь, повелением Игумена Иоакима с братиею... мастером, старцем Сергием Дубининым».

И сегодня в Никольском храме совершаются богослужения по четвергам, когда Церковь вспоминает святителя Николая.
Храм в честь Сретения Господня
1870 г.
В 1870 году устроена Сретенская церковь, примыкающая с западной стороны к ризнице.

На сем храме три главы. Внутри стены его украшены священными изображениями, как и потолок.

В Сретенском храме находятся чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица» и «Взыскание погибших».

С 1 апреля 2003 года в храме находятся рака со св. мощами преподобного Симеона Псково-Печерского.

Служение

Духовно-просветительский центр


Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

Поездом до Пскова, затем с Автовокзала (200 м от ж/д вокзала) автобусом до Печор.

Возврат к списку