Воскресенский Горицкий женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Россия, Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы
Телефон:
+7 (81757)5-81-30
E-mail:
tavifa_senno@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1544
дата восстановления:
1996

История

Начало монастырю положила княгиня Евфросиния Старицкая, вдова князя Андрея Ивановича - родного дяди Ивана IV Грозного.

На левом берегу Шексны у подножия горы Мауры издревле стояли деревянные церкви Воскресения Христова и Введения Богородицы во храм. В 1544 году княгиня выстроила вместо деревянной каменную Воскресенскую церковь с приделом в честь преподобного Кирилла Белозерского, а рядом - теплую церковь с трапезной в честь образа Божией Матери «Одигитрия». Этот год и вошел в историю как год основания Воскресенского Горицкого девичьего монастыря.
Из первых лет его существования сохранились только имена игумений – Анисия, Анастасия, София, Мариамна, Анна. В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по ее изволению, и для береженья велел у нее в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». и вскоре стала насельницей основанной ею обители. Вместе с ней иноческий постриг с наречением имени Александра приняла и ее племянница Иулиания, вдова царского брата Юрия. Знатные монахини пользовались глубоким уважением сестер монастыря и проводили жизнь в правилах строгой христианской нравственности, в смирении и послушании. Монастырь начал расти и развиваться, и к 1569 году здесь было уже около 70 монахинь. .

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи.

В XVI-XVIII веках монастырь не раз становился прибежищем и для многих других женщин. Стены и храмы обители помнят и слезы отчаяния, и слезы теплой молитвы. Жены Иоанна IV – Анна Колтовская и Мария Нагая; Ксения Годунова – дочь царя Бориса, сосланная Лжедмитрием I; Касимовская царица Фатьма Салтансейтовна; Варвара Арсеньева – родственница опального семейства Меншиковых; княгиня Екатерина Долгорукова – невеста императора Петра II – все они, попав в обитель не по своей воле, имели здесь единственное упование – на волю Божию. Новые испытания начались в Смутное время. 5 декабря 1612 года польско- литовские захватчики разорили обитель, поругали храмы Божии, а многих насельниц, не успевших скрыться, замучили. От литовского разорения храмы монастыря возрождались с большим трудом. Царское жалование, сборы от перевоза через реку Шексну, от аренды монастырских земель и другие немногочисленные поступления не могли покрыть расходов на содержание и ремонт церквей и других монастырских построек, и они постепенно ветшали. Тогда знатные старицы, жившие в монастыре, вложили свои средства. И уже в 1625 году была выстроена новая Введенская церковь (за оградой монастыря), а в 1665 году отремонтированы старые храмы. Сами сестры нередко голодали, но с молитвой и трудом, со слезами и потом смогли пережить и это тяжелое время. Однако, после большого пожара, случившегося в 1693 году, монастырь снова пришел в упадок и более 100 лет пребывал в забвении. Постепенно оскудевала и духовная жизнь инокинь. Померкла слава Гориц – духовного светоча Белозерского края. Еще более ухудшили положение обители, проведенные после указа Екатерины II в 1764 году, секуляризация монастырских земель и введение штатов. Лежащие вокруг монастыря земли были отобраны в казну или отрезаны в пользу слобожан под пашню и сенокосы.

В 1811 году игуменией Воскресенского Горицкого женского монастыря была назначена монахиня Маврикия, в миру – Мария Матвеевна Ходнева, дочь белозерского помещика. Промыслом Божиим определенная в эту обитель, матушка Маврикия положила начало ее экономическому и духовному возрождению. Преодолев сопротивление многих монахинь, привыкших жить «по своему вкусу и обычаю», Маврикия в согласии со своим наставником – архимандритом Кирилло-Новоезерского монастыря Феофаном (Соколовым) добилась преобразования монастыря из особножительного в общежительный. Была устроена общая трапеза, открыты новые мастерские и небольшой кирпичный завод, что обеспечило обители твердый доход. На взятой в аренду земле сестры сажали овощи, разводили коров и коз. В рукодельных мастерских шили белье, монашескую одежду, церковное облачение, изготавливали обувь. Сама игумения показывала всем пример в труде и молитве. За 45 лет, что управляла обителью игумения Маврикия, изменился и сам облик монастыря. В 1821 году был возведен трехпрестольный собор, посвященный Святой Троице. В 1832-м в монастыре появилась двухэтажная Покровская церковь, построенная на средства княжны Параскевы Хованской. Старые деревянные стены вокруг монастыря были заменены каменными, построены длинные корпуса келий для сестер, трапезная палата, мастерская, хлебня, поварня с водопроводом, «странноприимница», больница и другие здания. Паломники отмечали особую атмосферу доброжелательности, царившую в монастыре, любовь и уважение, которые проявляли сестры к своей благочестивой начальнице. Монастырь начал расти, и к 1855 году здесь проживало уже 299 человек, из них 55 монахинь, причем все чаще стали поступать богатые женщины, вкладывавшие в казну монастыря свое состояние. Это вологодская дворянка Клементьева с тремя дочерьми, жена генерала Готовцева, княжна Хованская и другие. Подробнее следует сказать о семействе Клементьевых, оставивших яркий след в истории Гориц. Так, на средства Александры Алексеевны Клементьевой (в иночестве Агнии) были выстроены ограда, два корпуса и частично Троицкий собор. Старшая дочь Серафима (в иночестве Аркадия) стала «великой праведницей», младшая – Раиса (в иночестве Асенефа) – блаженной, получившей от Бога дар прозорливости. Воскрсенская обитель приобрела широкую известность по всей России. Труды матушки Маврикии были отмечены священноначалием и даже императорским семейством. Скончалась настоятельница в 1861 году, незадолго до смерти приняв великую схиму с именем Мария. Ее дело продолжили средняя дочь Клементьевой – Аполлинария (в иночестве Арсения), а также игумении Филарета, Нила, Арсения (Корчагина). Под их руководством во второй половине XIX века монастырь продолжал развиваться: укреплялось хозяйство, производились необходимые строительные и ремонтные работы. Благочинный обители архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иаков в рапорте митрополиту отмечал, что «Воскресенский Горицкий женский монастырь нашел в благоустройстве, как в отношении церковно-богослужебном и нравственном, так и в хозяйственном…»

К началу ХХ века монастырь превратился в одну из крупнейших и богатейших обителей Севера России. Благоденствие монастыря продолжалось до Октябрьской революции. В 1916 году в монастыре было 603 насельницы, включая 1 игумению и 95 монахинь, учитывая то, что к монастырю было приписано 3 скита: Зосимо-Ворбозомский, Фетининский и Никулинский.

А после 1917 года открылась новая, трагическая страница его истории, показавшая мужество, стойкость и духовную силу «невест Христовых» - от простых монахинь до настоятельницы. Сначала здесь была образована сельскохозяйственная артель «Колос», и несколько лет монахини жили привычной жизнью - в труде и молитве. Однако, монастырь продолжал оказывать большое влияние на местное население, и это не давало покоя новой власти. В 1932 году его закрыли, а насельницы разошлись по окрестным деревням. Начиная с 1921 года, игумению Зосиму (Рыбакову) арестовывали несколько раз. Матушка знала о своей мученической кончине, предсказанной ей в детстве блаженной странницей, и мужественно готовилась ее принять. Когда пришли ее арестовывать, радостно отворила дверь. Лампады в ее келье были зажжены, она была готова – пошла на смерть, как на Пасху. По рассказам, Матушку Зосиму расстреляли в Кириллово-Новоезерском монастыре в день праздника Покрова Божией Матери 14 октября 1937 года. Более 100 человек – инокинь, мирян и священников Кирилловского и Белозерского районов - арестовали по, так называемому «делу о контрреволюционной организации церковников», и отправили в Ленинград. Почти всем им были вынесены смертные приговоры. Стариц монастыря расстреляли в октябре 1937 года в Левашовской пустоши, ставшей печально знаменитым местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий. Сейчас в память о них на Левашовском мемориале воздвигнут 6-метровый Поклонный крест. Но и в годы гонений не прекращалось женское старчество сестер Воскресенской обители. Те немногие матушки, которые выжили в это тяжелое время, укрепляли в людях веру, поддерживали слабых, утешали плачущих, исцеляли телесно и духовно. Некоторые старицы несли нелегкий подвиг юродства. Последней из них была мать Калерия (Калинина).

После Великой Отечественной войны в стенах монастыря до 1973 года располагался Дом инвалидов. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею и ветшали. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры, во Введенской церкви - тракторная мастерская, в Покровском храме - контора совхоза.

Начиная с 1990 года, в селе Горицы началось возрождение приходской жизни вокруг Введенского храма у стен монастыря. Игумения Евфалия (Лебедева) назначена управлять монастырем. 6 октября 1999 года был открыт Воскресенский Горицкий женский монастырь В 2000 году Введенская церковь была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью становится частично отреставрированный Покровский больничный храм. С 2016 года начинает действовать по праздникам обновленный Троицкий собор, в котором с 2018 года уже регулярно проводятся богослужения в летнее теплое время.

В настоящее время обителью управляет игумения Тавифа (Федорова), продолжая благоукрашать монастырь, устанавливая в нем молитвенно-духовную атмосферу, восстанавливая монашеские уставы.

Настоятельница

Игумения Тавифа (Федорова)


Храмы и Богослужения

Соборный храм в честь Воскресения Христова
1544 г.
Двухэтажная каменная Воскресенская церковь построена в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время церковь не действует и нуждается в значительной реставрации.
Троицкий собор
1821 г.

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. После возрождения монастыря он был переведён за пределы монастыря.

Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм
восстановлен в 2000 г.
Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
1832 г.
восстановлен в 2003 г.
В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время — контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.
Часовня в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
1905 г.
В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Скиты

Россия, Вологодская область, Вологодский район, деревня Воздвиженье

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
6 : 00
Утреннее молитвенное правило
По: пнд., втр., четв.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее молитвенное правило
По: сред.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Молебен с акафистом святителю Николаю
По: пятн.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Молебен с акафистом перед иконой БожиеЙ Матери «Тихвинская»
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
9 : 00
Молебен. Панихида
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 30
Божественная литургия


Контактная информация

Возврат к списку