Воскресенский женский монастырь города Мурома Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви
История
В отдаленной части старого Мурома, на берегу Оки, стоит пара храмов – Воскресенский собор (1658 г.) и Введенская церковь (1659 г.). Это храмы Воскресенского женского монастыря, о времени основания которого не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что в XVII веке он уже существовал, и, по-видимому, достаточно давно, так как был весьма не бедным и обустроенным.
Упоминается он впервые в 1566 г., в описи, датированной началом XVII века, там указаны две деревянные церкви, колокольня, келья настоятельницы и 21 келья сестер; монастырские постройки были обнесены деревянной стеной. Перечисленное в монастырской описи того времени убранство храмов богатое, с множеством икон в ценных окладах, церковных книг и прочей утвари. Жертвователями и ктиторами монастыря значатся муромские купцы Семен Семенович Черкасов и его братья.
Из преданий известно также, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой.
В середине XVII века те же покровители монастыря братья Черкасовы пожертвовали деньги на возведение двух новых каменных храмов в обители взамен обветшавших деревянных.
Воскресенский собор - массивное здание, в основе которого поставлен высокий четверик. Стены его богато украшены резными наличниками, карнизами, килевидными закомарами - тут не обошлось без влияния построенных незадолго до этого храмов Троицкого Муромского монастыря и Благовещенского Муромского монастыря. Пять широких барабанов так же обведены кокошниками и увенчаны луковичными главками. С запада к храму пристроена трапезная, а к ней - крытая галерея с арочными окнами и резное крыльцо с шатром; такое же крыльцо украшает северный вход в храм.
Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен и новый теплый Введенский храм с колокольней. Это невысокая «зимняя» церковь с длинной трапезной, с восьмискатной кровлей и одной главкой. Она почти совсем теряется рядом со своей пышной шатровой колокольней, которая издалека кажется пристроенной не к Введенской церкви, а к Воскресенскому собору. Такой эффект усиливается еще и сходством убранства собора и колокольни.
В 1764 г., после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Воскресенский монастырь был упразднен, и храмы стали приходскими, а монахини переселились в Троицкий монастырь. При храмах было обширное городское кладбище, уничтоженное в советское время.
В 1930-х гг. храмы были закрыты и отданы под склады, а кладбище уничтожено. В 1950-х гг. на месте кладбища было устроено футбольное поле, а в 1970-х гг. в самих храмах разместились отделения спортивной секции и спортзал.
20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Русской Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому женскому монастырю.
7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.
С ноября 2003 г. настоятельница монастыря - игумения Елена (Богдан).
Богослужения в монастыре совершаются от трех до пяти раз в неделю. Неизменные службы в субботу вечером и в воскресенье утром. В обязательном порядке проводятся богослужения в двунадесятые и великие праздники. Также проводятся праздничные службы Божией Матери и святым по благословению игумении в соответствии с церковным уставом.
Молебны служатся неопустительно по средам (если не назначено вечернее богослужение) и воскресным дням (сразу после Литургии), акафисты на молебнах чередуются:
- Божией Матери, ради Ея иконы «Знамение-Корчемная»;
- Свт. Николаю Чудотворцу;
- Свт. Спиридону Тримифунтскому;
- Свт. Митрофану Воронежскому.
В монастыре служатся и другие молебны – водосвятные, разным святым. Исключение составляет период Святой Четыредесятницы.
Из преданий известно также, что монастырь был основан на месте, где стоял загородный дворец Петра и Февронии. И сейчас несколько ниже монастыря сохранился святой источник Петра и Февронии. Позднее это место стало называться Кожевенной слободой.
В середине XVII века те же покровители монастыря братья Черкасовы пожертвовали деньги на возведение двух новых каменных храмов в обители взамен обветшавших деревянных.
Воскресенский собор - массивное здание, в основе которого поставлен высокий четверик. Стены его богато украшены резными наличниками, карнизами, килевидными закомарами - тут не обошлось без влияния построенных незадолго до этого храмов Троицкого Муромского монастыря и Благовещенского Муромского монастыря. Пять широких барабанов так же обведены кокошниками и увенчаны луковичными главками. С запада к храму пристроена трапезная, а к ней - крытая галерея с арочными окнами и резное крыльцо с шатром; такое же крыльцо украшает северный вход в храм.
Спустя год рядом с Воскресенским был выстроен и новый теплый Введенский храм с колокольней. Это невысокая «зимняя» церковь с длинной трапезной, с восьмискатной кровлей и одной главкой. Она почти совсем теряется рядом со своей пышной шатровой колокольней, которая издалека кажется пристроенной не к Введенской церкви, а к Воскресенскому собору. Такой эффект усиливается еще и сходством убранства собора и колокольни.
В 1764 г., после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель, Воскресенский монастырь был упразднен, и храмы стали приходскими, а монахини переселились в Троицкий монастырь. При храмах было обширное городское кладбище, уничтоженное в советское время.
В 1930-х гг. храмы были закрыты и отданы под склады, а кладбище уничтожено. В 1950-х гг. на месте кладбища было устроено футбольное поле, а в 1970-х гг. в самих храмах разместились отделения спортивной секции и спортзал.
20 ноября 1998 г. Воскресенский женский монастырь официально передан Русской Православной Церкви и был приписан к Свято-Троицкому женскому монастырю.
7 марта 2000 г. Священный Синод утвердил монастырь как самостоятельный, и настоятельницей обители была назначена насельница Свято-Троицкого Муромского монастыря монахиня Иулиания (Подолянко), на её долю выпали все трудности, связанные с первыми шагами по возрождению обители.
С ноября 2003 г. настоятельница монастыря - игумения Елена (Богдан).
Богослужения в монастыре совершаются от трех до пяти раз в неделю. Неизменные службы в субботу вечером и в воскресенье утром. В обязательном порядке проводятся богослужения в двунадесятые и великие праздники. Также проводятся праздничные службы Божией Матери и святым по благословению игумении в соответствии с церковным уставом.
Молебны служатся неопустительно по средам (если не назначено вечернее богослужение) и воскресным дням (сразу после Литургии), акафисты на молебнах чередуются:
- Божией Матери, ради Ея иконы «Знамение-Корчемная»;
- Свт. Николаю Чудотворцу;
- Свт. Спиридону Тримифунтскому;
- Свт. Митрофану Воронежскому.
В монастыре служатся и другие молебны – водосвятные, разным святым. Исключение составляет период Святой Четыредесятницы.
Настоятельница
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Наиболее ранние упоминания о женском Воскресенском монастыре в Муроме относятся к 1566 году. Какие в то время в нем существовали церкви, нам неизвестно. Достоверное их описание впервые было сделано только в начале XVII века: «За ручьем на горе Воскресенский девичий монастырь, а в нем две церкви шатровых: а) Воскресения Господня деревянная на подклети, о трех верхах шатровых, с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и собора Архистратига Михаила; б) церковь деревянная теплая во имя Введения Божией Матери» (Опись Бориса Бартенева 1637 года) [1].
Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных [2]. Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого - возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами [3].
Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.
От «родного» декора Воскресенского собора уцелели некоторые детали: широкий карниз, некогда украшенный разноцветными изразцами, лопатки, разделяющие поверхность стен на три части, нарядные наличники окон на южной и северной стенах, а также на стенах трапезной. Рисунок оконных обрамлений с завершениями в виде нарядных, словно «лепных» кокошников высокого рельефа, использовали и ранее, и позднее - зодчие, возводившие Троицкий собор и надвратную Казанскую церковь с колокольней в Троицком монастыре, собор Благовещенского монастыря. Галерею украшает пояс «ширинок» в нижней части и резные столбики-балясины, форма которых была явно заимствована из декора крылец Благовещенского собора и его колокольни. Очень знакомыми кажутся и другие детали крылец Воскресенской церкви с их «висячими» и «ползучими» арками и прихотливой формой опорных столбов. И то, и другое явно выполнялось по образцу парадного крыльца Благовещенского собора. В целом, галереи, трапезная и крыльца собора во имя Воскресения Христова, хотя и были, по всей вероятности, пристроены к нему позже, но вполне органично дополнили его композицию.
После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но первоначальный облик вернуть не удалось.
Библиография:
[1] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.37, 43
[2] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37
[3] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 5
[4] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 34, 35
[5] Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром, 2007
Каменным монастырский собор стал только в середине XVII столетия. В 1655-1658 годы на средства купца Семена Федоровича Черкасова в обители, располагавшейся на высоком берегу Оки, в Кожевенной слободе, возвели Георгиевскую церковь (она не сохранилась до нашего времени), собор во имя Воскресения Господня и храм Введения Пресвятой Богородицы с колокольней. Последние две церкви построили на месте более древних – деревянных [2]. Своим обликом Воскресенская церковь напоминает соборы других монастырей Мурома: Троицкого - возведенного немного раньше – в 1642 году и Благовещенского – несколько более позднего (1664 год). По композиции собор Воскресенского монастыря представляет собой пятиглавый храм с высоким кубом в основании. С западной стороны к нему примыкает трапезная с двускатным перекрытием. Кроме того, с северной и западной сторон его охватывает крытая галерея-гульбище с крыльцами, увенчанными четырехгранными шатрами [3].
Судить о первоначальном декоративном убранстве собора сейчас не представляется возможным, так как в 1792 году он пострадал от пожара, а в конце XIX века его оштукатурили, т.е. покрыли древнюю кладку толстым слоем цементного раствора. На рубеже столетий в соборе выполнили новые росписи. В это же время он получил четырехскатное перекрытие, окончательно исказившее его облик. Оно уничтожило очарование от ставшей традиционной в Муроме «горки» из двух рядов чередовавшихся больших и малых кокошников сложного профиля, дополненных небольшими кокошничками в основании барабанов. Кроме этого, барабаны с главками, очертания которых напоминают соборы ранее упомянутых монастырей, плохо согласуются с позднейшим перекрытием и создают впечатление «чужеродности». Следует отметить, что столь ярко выраженная разница в размерах кокошников верхнего и нижнего ряда, является отличительной особенностью именно этого храма. В убранстве соборов других муромских монастырей она отсутствует.
От «родного» декора Воскресенского собора уцелели некоторые детали: широкий карниз, некогда украшенный разноцветными изразцами, лопатки, разделяющие поверхность стен на три части, нарядные наличники окон на южной и северной стенах, а также на стенах трапезной. Рисунок оконных обрамлений с завершениями в виде нарядных, словно «лепных» кокошников высокого рельефа, использовали и ранее, и позднее - зодчие, возводившие Троицкий собор и надвратную Казанскую церковь с колокольней в Троицком монастыре, собор Благовещенского монастыря. Галерею украшает пояс «ширинок» в нижней части и резные столбики-балясины, форма которых была явно заимствована из декора крылец Благовещенского собора и его колокольни. Очень знакомыми кажутся и другие детали крылец Воскресенской церкви с их «висячими» и «ползучими» арками и прихотливой формой опорных столбов. И то, и другое явно выполнялось по образцу парадного крыльца Благовещенского собора. В целом, галереи, трапезная и крыльца собора во имя Воскресения Христова, хотя и были, по всей вероятности, пристроены к нему позже, но вполне органично дополнили его композицию.
После упразднения монастыря в 1764 году собор стал приходской церковью и оставался ею вплоть до 1929 года, т.е. до самого закрытия. Немного погодя в нем устроили спортзал для секции бокса. К 1990-м годам, когда обитель вернули церкви, этот уникальный храм, по своей красоте некогда стоявший в одном ряду с соборами Троицкого и Благовещенского монастырей, но во многом сильно отличавшийся от них, находился в плачевном состоянии. В ходе работ, проведенных в 2007-2010 годах, его привели в порядок, но первоначальный облик вернуть не удалось.
Библиография:
[1] Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903. С.37, 43
[2] Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 34, 37
[3] Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 5
[4] Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 34, 35
[5] Чернышев В.Я. Муром. Исторический очерк-путеводитель. Муром, 2007
Храм в честь Введения Пресвятой Богородицы
Введенский храм – это небольшая крестово-купольная церковь,
стены которой завершаются щипцами.
Первое упоминание о деревянном храме на этом месте относится к 1624 году. В
1655-1678 годы на средства купца Авраама Черкасова в монастыре велось каменное
строительство.
Богослужение в монастыре
По: суб., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
17 : 00 |
Всенощное бдение
|
|
По: вск., праздники
время |
богослужение
|
примечание
|
---|---|---|
7 : 30 |
Часы. Божественная литургия. Молебен с акафистом.
|
|
Служение
Воскресная школа
Воскресная школа при Свято-Воскресенском женском монастыре действует с 2003 года. В основу ее работы положена программа по религиозному образованию учащихся воскресных школ по Владимиро-Суздальской епархии, учрежденная митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием.
Воскресная школа имеет 3 группы учащихся: младшая группа, средняя группа, старшая группа (родителей). Учащиеся воскресной школы получают знания по предметам: Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, сольфеджио, изобразительное искусство, труды.Учебным процессом заведуют квалифицированные преподаватели.
Была создана группа родителей-учащихся, которая успешно осваивает уроки по Закону Божию, церковному пению, церковно-славянскому языку и краеведению.
За время обучения у учащихся воскресной школы сложились определенные традиции; выступление детей на праздничных службах, паломнические поездки, посещение школ и детских домов города и района.
Любимыми праздниками детей являются Рождество Христово, Пасха и престольный праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Подготовка к этим праздникам объединяет детей.
Во время каникул учителя и школьники ездили с концертами во Владимир, Суздаль, Гороховец, а также в сельские школы д. Татарово, с. Чаадаево, с. Степаньково, с. Якиманская Слобода.
Дети воскресной школы принимали участие в:
- фестивале «Пасха красная» в городе Красная Горбатка;
- открытом районом фестивале вокально-хоровых и фольклорных коллективов «Пою тебе, Святая Русь»;
- Епархиальном Рождественском фестивале воскресных школ «Звуки Рождества» в г. Муроме.
За участие в фестивалях учащиеся получают дипломы, грамоты и благодарственные письма.
Ежегодно в начале и в конце учебного года проводится молебен на благословение детей. По завершению учебного года учащиеся сдают экзамены по предметам: Закон Божий и церковно-славянский язык.
Воскресная школа имеет 3 группы учащихся: младшая группа, средняя группа, старшая группа (родителей). Учащиеся воскресной школы получают знания по предметам: Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение, сольфеджио, изобразительное искусство, труды.Учебным процессом заведуют квалифицированные преподаватели.
Была создана группа родителей-учащихся, которая успешно осваивает уроки по Закону Божию, церковному пению, церковно-славянскому языку и краеведению.
За время обучения у учащихся воскресной школы сложились определенные традиции; выступление детей на праздничных службах, паломнические поездки, посещение школ и детских домов города и района.
Любимыми праздниками детей являются Рождество Христово, Пасха и престольный праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Подготовка к этим праздникам объединяет детей.
Во время каникул учителя и школьники ездили с концертами во Владимир, Суздаль, Гороховец, а также в сельские школы д. Татарово, с. Чаадаево, с. Степаньково, с. Якиманская Слобода.
Дети воскресной школы принимали участие в:
- фестивале «Пасха красная» в городе Красная Горбатка;
- открытом районом фестивале вокально-хоровых и фольклорных коллективов «Пою тебе, Святая Русь»;
- Епархиальном Рождественском фестивале воскресных школ «Звуки Рождества» в г. Муроме.
За участие в фестивалях учащиеся получают дипломы, грамоты и благодарственные письма.
Ежегодно в начале и в конце учебного года проводится молебен на благословение детей. По завершению учебного года учащиеся сдают экзамены по предметам: Закон Божий и церковно-славянский язык.