Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Адрес:
Московская область, Серпухов, Калужская улица, 5/3
Телефон:
8(4967)72-57-97
E-mail:
visotskymonastir@gmail.com
Дата основания:
1374
дата восстановления:
1991

История

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского.

Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.
Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком полу-чивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

В Серпуховском Высоцком мужском монастыре со времени его основания в 1374 году до момента закрытия в 1931 году было 83 настоятеля; имена их следующие:

Афанасий Старший (1374-1382), Афанасий Младший (1382-1395), Никита (1395-1414),Андроник, Александр, Савва, Евфимий, Иосиф, Пимен, Иосиф, Феодосий, Иона, Сергий, Иосиф, Тарасий, Алиппий, Тарасий, Геннадий.

Далее следуют архимандриты: Фаддей, Игнатий (1468), Маркелл, Мартирий, Лаврентий, Михаил, Илия, Михаил, Власий, Герасим, Борис, Геннадий, Спиридон, Иосиф, Евсевий, Дионисий, Иона, Антоний, Киприан (1542), Паисий (1551), Агапит (1571), Иосиф Чудовской (1576) Кирилл, Паисий, Феодосий (1601), Александр, Иосиф (1614-1618), Иосиф, Иона (1621), Антоний (1624- 1632), Дионисий, Иов, Леонид (1652), Пафнутий (1657), Герасим, Зосим (1660), Иосиф (1686), Герасим (1702- 1737).

Все вышеперечисленные архимандриты настоятельствовали до 1737 года и имена их приведены, в том порядке, как были записаны в монастырском синодике.

Далее следуют архимандриты: Макарий (1737-1743), Иосиф (Корнилов) (1743-1761), Иннокентий (1761-1778); игумены: Геннадий (1778-1789) и Стефан (1789-1792); архимандриты: Иосиф (1792-1798), Ананий (1798-1802), Мельхиседек (1802-1814), Неофит (1814-1815), Дамаскин (1815-1816), Гермоген (1816-1817), Вениамин (1817-1818), Феоктист (1818-1820), Гавриил (1820-1821), Амвросий (1821-1827), Арсений (1827-1828), Амвросий (1828-1842), Мельхиседек (1842-1850), Евстафий (1850-1851), Гедеон (1851-1852), Сергий (1852-1861), Константин (1861-1870), Мелетий I (1870-1879), Мелетий II (1879-1881), Иннокентий (1881-1896), Тихон (1896-), Пантелеимон (-1928).

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. При монастыре была церковно-приходская школа для мальчиков. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году наПравославную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные до ныне гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. До ареста архимандрита Пантелеимона в 1931 году, в Покровском храме совершались богослужения.

10 апреля 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского древняя обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Первым настоятелем возрождаемого Высоцкого мужского монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов).

В декабре 1998 года в связи с рукоположением настоятеля Высоцкого мужского монастыря архимандрита Иосифа в сан епископа, иеромонах Кирилл был назначен исполняющим обязанности настоятеля монастыря.

26 марта 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля Высоцкого монастыря иеромонаха Кирилла в сан Игумена с возложением на него наперсного креста.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской, назначен настоятелем (игуменом) Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской обл. с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни.

Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Настоятель

Епископ Роман (Гаврилов)

Святые и подвижники благочестия

9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
5 / 18 Июля, 25 Сентября / 8 Октября
9 / 22 сентября, 25 июля / 7 августа, 9 / 22 декабря
25 Июля / 7 Августа, 9 / 22 Сентября, 8 / 21 Декабря

Храмы и Богослужения

Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Настоятельский корпус, стоящий параллельно восточному пряслу стены, построен в первой четверти XVIII века. И если его монументальное каменное крыльцо со светелкой живо напоминает памятники предыдущего столетия, то целостный объем здания и регулярность композиции с выделенной осью симметрии создают образ жилого дома, присущий уже Петровской эпохе. Все убранство фасадов основного объема Настоятельского корпуса в процессе капитального ремонта 1835 года было приведено в соответствие ампирным вкусам времени. Растесанные окна были обрамлены штукатурными тягами с замками и архивольтами. Над светелкой появился треугольный фронтон, а весь корпус опоясал гладкий фриз с профилированным карнизом.

Внутри корпуса находится домовая церковь в честь  иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Надвратная колокольня с храмом в честь Трех Святителей
1831 г.
восстановлен в 1991 г.

Наиболее значительным событием Высоцкой обители в XIX веке было строительство новой колокольни взамен старой 1624 года, которая пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев. Новый проект был разработан архитектором Е.Г. Малютиным в 1831 году.

Согласно проекту, в древний ансамбль монастыря включалось крупное монументальное сооружение в стиле классицизма. В градостроительном плане это был очень смелый шаг. И прежде всего потому, что значительно менялась композиция и силуэт ансамбля, занимавшего в городском пейзаже одно из ключевых мест. Надо отдать должное мастерству создателей колокольни, они отлично справились с труднейшей творческой задачей. В 1840 году строительство монументальной надвратной церкви-колокольни было завершено.

Здание колокольни выполнено в стиле классицизма, оно четко делится на три различных по назначению и конфигурации яруса. На первый, квадратныйв плане ярус, с проездом Святых ворот и двумя калитками, поставлен крестчатый в плане ярус Трехсвятительской церкви. Завершает сооружение восьмигранный ярус звона, несущий граненый купол с люкарнами. В процессе строительства в первоначальный проект были внесены некоторые изменения. Так, к восьмерику, увеличенному по высоте почти в полтора раза, были добавлены по сторонам света красивые табернакли. Вскоре во втором ярусе постройки был устроен храм во имя Трех Великих святителей и Вселенских Учителей: Василия Великого,Григория Богослова, Иоанна Златоустого. Освящен храм был в 1843 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым).

Храм этот небольшой, выполнен в греческом стиле, имеет форму креста. Трехсвятительский храм стал первым храмом, в котором начались ежедневные богослужения в 1991 году во вновь открытой обители. На третьем ярусе, на самой колокольне, до закрытия монастыря в 1931 году было 14 колоколов, самый большой в 721 пудов весом, и башенные часы с циферблатами на четыре стороны. В 2004 году проведена внешняя реставрация колокольни.
Собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы
1381 г.
восстановлен в 2001 г.
Зачатьевский собор имеет вид правильного квадрата. К его восточной стороне примыкает граненая алтарная апсида, свидетельствующая о несомненной древности, а вокруг идет крытая каменная галерея на массивных столбах. Собор в основных своих формах хранит характер зодчества XIV века.В первой половине XVII века в северную и южную галереи собора встраиваются два симметричных придела: существующий Рождества Богородицы и Никольский, перестроенный еще в конце XVII века в самостоятельную Никольскую церковь. Одноглавый придел Рождества имеет большую полукруглую апсиду и портал. Правильность квадратов внешних частей Зачатьевского собора, внутреннее устройство сводов, наличники его дверей и общий характер зодчества - все это дало возможность компетентному ученому-византологу академику Никодиму Павловичу Кондакову признать этот храм как памятник зодчества XIV века, то есть времени благоверного князя Димитрия Донского.

Эта живопись, по мнению специалистов, не соответствовала общему характеру этого древнего храма. После закрытия обители в 1931 году собор полностью лишился своего внутреннего убранства. Из 7 икон знаменитого Высоцкого чина, присланного преподобным Афанасием Старшим из Константинополя в конце XIV в. и украшавшего иконостас собора, 6 ныне экспонируются в Третьяковской галерее и одна (Иоанна Предтечи) находится в Русском музее. Собор отличался богатством и изяществом своего интерьера.Серебряные позолоченные оклады икон и утварь поражали своей массивностью. Риза храмовой иконы весила 1 пуд 22 фунта.

Первые реставрационные работы после многолетнего запустения в Зачатьевском соборе были проведены в 1970-х гг. Однако полноценное восстановление собора началось только в 1995 году,а роспись стен и монтаж великолепного пятиярусного иконостаса - в 2000 году. 25 сентября 2001 года чин великого освящения собора совершил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский.

Первоначально все постройки Высоцкого монастыря были деревянными. После победы над татарскими полчищами на Куликовом поле князь Владимир Андреевич Храбрый в 1381 году украсил обитель не только обширным каменным собором в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной, но и другой каменной церковью с трапезной. В этом же году оба храма были освящены Митрополитом Московским и всея Руси Киприаном. На освящение храма прибыл из своей обители Преподобный Сергий Радонежский. Трапезный храм посвящен был одному из самых любимых на Руси праздников - Покрову Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

При частых обновлениях этого храма его наружный вид значительно уклонился от первоначального. Об облике первоначального каменного храма ничего не известно. Он простоял почти два столетия, постепенно ветшая и страдая от пожаров при неоднократных разорениях монастыря врагами. От этого здания доныне сохранился только белокаменный подвал под восточной частью храма.

Храм в честь Всех Святых
1896 г.

Церковь Всех Святых, построенная в 1896 году, стала последним крупным строительным мероприятием Высоцкого монастыря в XIX веке. Храм возведен за пределами крепостных стен (по ул. Калужской) по проекту Р.И. Клейна на средства Н.Н. Коншина.

Этот небольшой храм - малоизвестная ранняя постройка талантливого московского архитектора (наиболее известное здание, построенное им в Москве ГМИИ им. А.С. Пушкина). Стилизация с широким применением псевдовизантийских и псевдороманских мотивов не получила здесь самодовлеющего значения, скорее, она явилась средством создания композиционно ясного и выразительного памятника. Основной, квадратный со срезанными углами в плане объем церкви поставлен на заглубленную в землю усыпальницу, по верху которой проходит открытая паперть.

Храм завершен чисто декоративным шатром с массивным каменным крестом. Нижняя часть храма облицована красным камнем и имеет вид открытой галереи с лестницей на два входа. Вся верхняя часть выложена снаружи серым камнем. Нижний этаж был занят семейной усыпальницей храмоздателя, а второй - церковью. Из усыпальницы, огибая полукруглую апсиду, лестница приводит прямо в церковь. Получившаяся как бы двойная алтарная часть трактована как закрытая галерея. Стены церкви были расписаны иконописцем Копьевым живописью и орнаментом. Низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле был прекрасно и художественно выполнен, равно как и бронзовые врата его, подсвечники и вся церковная утварь. Иконы в иконостасе были написанны М.И. Дикаревым. Храм этот представляет один из интересных памятников церковного зодчества. В настоящее время храм находится на реставрации.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
1697 г.
восстановлен в 1993 г.

Здание представляло собой большую одностолпную палату, к которой с севера примыкали служебные помещения, а с востока - безапсидный храм с шатровым завершением. С Зачатьевским собором трапезную соединяла тогда же выстроенная галерея. В таком виде храм просуществовал около столетия.

В конце XVII века Покровский храм вновь подвергся коренной перестройке. В это время Высоцкий монастырь пользовался особым покровительством Нарышкиных, из рода которых происходила царица Наталья Кирилловна, вторая супруга царя Алексея Михайловича, мать императора Петра Великого. Это ктиторство не было случайным - по соседству с монастырем Нарышкины имели большие владения. В 1697 году от Нарышкиных в их излюбленный монастырь поступили значительные вклады на строительство и украшение храмов. Ктиторами этого, третьего по счету каменного Покровского храма были идругие знатные лица - такие как, например, царский спальник князь Федор Васильевич Засекин.

В облике этого храма отразились характерные черты архитектурного стиля московского барокко. Высокий четверик храма увенчивался рядом декоративных кокошников и одной главой на граненом барабане. Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Барабан главы и фасады церкви украшались полихромными изразцами. Среди них выделялись изразцы с изображением Российского государственного герба - двуглавыми орлами. Они напоминали о том, что с южной стороны Покровского храма располагались палаты, в которых останавливались великиекнязья и цари. В начале XIX столетия Покровский храм приобрел черты классицизма - фронтоны и купол, поглотив "нарышкинское" барокко. В 1872 году храм был расширен за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой было разобрано. В 1902 году была осуществлена реставрация храма на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), с 1904 по 1906 годы епископа Серпуховского, впоследствии архиепископа Вологодского.

В 1931 году Высоцкий монастырь закрыли. Покровский храм многие десятилетия использовался под коммунальное жилье и производственно-хозяйственные нужды. Ко времени передачи монастыря Православной Церкви Покровский храм пришел в аварийное состояние. Купол был снесен, западная часть храма сгорела, в стенах зияли огромные пробоины, крыша едва прикрывалась листами ветхого железа, штукатурка снаружи и внутри осыпалась, пол был выломан, в стенах виднелись многочисленные трещины. С 1992 года была начата кропотливая работа по восстановлению храма. 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 г. престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поскольку в Зачатьевском соборе службы проходят лишь в летнее время, то в Покровском храме ныне совершаются все уставные монастырские богослужения.




Храм в честь преподобного Сергия Радонежского
восстановлен в 1996 г.

Храм, посвященный Преподобному Сергию, расположен с южной стороны Зачатьевского собора, над соборной ризницей и Никольским храмом. Сергиевская церковь существовала уже в конце XVI века. Во Вкладной книге монастыря упоминается, что в 1618 году архимандрит Иосиф жертвовал деньги на ремонт

Сергиевского храма, пострадавшего в разрушительное и бедственное время междуцарствия. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. В нем сохранялся иконостас XVIII века. Царские врата являлись одним из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII века. Мерзость запустения коснулась и этого храма. Из его внутреннего убранства ничего не сохранилось.

Реконструкция интерьера Сергиевского храма была начата зимой 1996 года.Храм был вновь оштукатурен, заменены оконные рамы и двери, настелены дубовые паркетные полы. Изящная резьба трехъярусного иконостаса и настенных киотов выполнена выпускниками Абрамцевского художественного училища в стиле XVI века. Особенно великолепно тончайшее кружево Царских врат. Иконы иконостаса и чудная настенная живопись воспроизведены в древнерусском стиле художником В.В. Артемьевым.

В куполе храма - изображение Св. Троицы и трех евангельских событий - искушения Христа в пустыне, омовения ног и моления о чаше. Они напоминают нам о необходимости неустанной борьбы с искушениями, непрестанной молитвы, смирения и послушания. Ниже - жизнь Прп. Сергия, образец монашеских трудов и подвигов.

На горнем месте находится старинная чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радосте". В одном из ныне уничтоженных подмосковных храмов она особенно чтилась, с крестными ходами по просьбам верующих ее носили по окрестным селениям. В храм Преподобного Сергия с галереи собора ведет узкая крутая лестница. Храм этот совсем маленький, но необычайно радостныйи теплый.

Освящение храма состоялось 6 сентября 1996 года, в день празднования явления Божией Матери Преподобному Сергию. Освящение совершалось ночью в присутствии только братии, так как храм не мог вместить богомольцев. Необычность священнодействия, ночной крестный ход со святым Антиминсом под звон колоколов "во вся", переживание духовной радости живо напомнили Пасху. В дни, связанные с памятью Преподобного Сергия (18 июля, 6 сентября, 8 и 20 октября) в Сергиевском храме совершается ранняя Литургия.

Храм в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца
восстановлен в 1991 г.

Никольский храм, посвященный небесному покровителю города Серпухова Святителю Николаю, расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Над храмом, на втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней - церковь во имя Преподобного Сергия. Основанный в XVI веке, Никольский храм служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители, в числе которых был и род Нарышкиных. Последняя реставрация храма была произведена в 1873 году на средства г. Шибаевых. К этому времени относится и сохранившаяся масляная живопись, изображающая жизнь и чудеса Святителя Христова Николая.

Ко времени открытия монастыря в храме располагалась пилорама. Он был настолько обезображен, что трудно было догадаться, что когда-то здесь был храм. Но в 1991 г. это был единственный храм, который возможно было приготовить к зиме для совершения богослужений. Наскоро были произведены необходимые работы,расчищена замазанная известью живопись, из старых икон, пожертвованных монастырю, собран иконостас.

11 августа 1991 года, в день Рождества Свт. и Чудотворца Николая, Преосвященным Епископом Можайским Григорием было совершено великое освящение храма. В 1996 году в храм проведено отопление. Зимой 1997 года начат его капитальный ремонт: заново оштукатурены стены храма, отреставрирована живопись 1873 года, а утраченная часть написана вновь. 18 июня 1997 года совершилось его малое освящение. Невысокий сводчатый Никольский храм невелик, но по-домашнему уютен.


Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
6 : 00
Утренние молитвы. Полунощница. Утреня.
8 : 00
Исповедь. Часы. Литургия.
По окончании литургии служатся панихида и заказные молебны.
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечерня. Рядовой акафист.
По: пятн.
время
богослужение
примечание
17 : 45
Братский молебен с акафистом преподобному Афанасию Высоцкому (Младшему)
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
17 : 00
Всенощное бдение
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 00
Исповедь. Часы. Литургия.
По окончании литургии совершается водосвятный молебен пред чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
По: вск.
время
богослужение
примечание
17 : 45
Братский молебен с Акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Служение

Православный военно-патриотический клуб имени князя Владимира Храброго
В 2004 году при Высоцком мужском монастыре был создан православный военно-патриотический клуб имени князя Владимира Храброго, призванный воспитывать подрастающее поколение в традициях христолюбивого русского воинства.

Клуб насчитывает около 120 ребят от 8 до 17 лет, которыми постоянно занимаются 10 человек преподавателей и инструкторов, возглавляемый духовником и руководителем клуба.


Контактная информация

Как добраться?

Автобусы от вокзала №№ 3, 8, 20; маршрутное такси "Высоцкий монастырь".

Возврат к списку