Псковский Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Псков, улица Снятная Гора, 2
Телефон:
+7 (8112)75-01-88

+7(8112) 75-01-25
E-mail:
snetogor@mail.ru
Сайт:
Дата основания:
1299
дата восстановления:
1993

История

Снетогорский монастырь впер­вые упоминается в Псковских лето­писях под 1299 годом, когда 4/17 марта ливонские рыцари совершили внезапное нападе­ние на Псков. Тогда обитель была разо­рена, а игумен ее, пре­по­добномученик Иоасаф, а также 17 иноков и пресви­тер Константин были сожжены в храме. Обитель была соз­дана незадолго до указанной даты в правление и при уча­стии горячо любимого пскови­чами святого благо­верного князя Довмонта-Тимофея. В 1312 году в мона­стыре за­вершается строи­тельство собора Рождества Бо­городицы. Этот прекрасный белока­менный собор псковские мастера украсили дивными фресками, кото­рые по милости Божией сохранились и до наших дней. В XVI веке монастырь укра­сили еще два прекрасных храма: Никольский с трапезной и погребами (где сей­час совершаются Богослужения) и цер­ковь Вознесения-под-колоколы. Последний храм после перестроек в XVIII-м веке превратился в знаменитый Сне­тогорский столп высотой 63 м (86 метров от зеркала реки Вели­кой), который мог соперничать с колокольней Ивана Великого в Москве.

За свою более чем 700-летнюю историю оби­тель пережила не одно враже­ское нашествие и разоре­ние. Так, в 1581 и 1612 годах она была разорена поль­скими вой­сками, в 1615 — шведской армией короля Густава Адольфа. Несколько раз постигали ее крупные пожары. Но молитвами Пресвятой Богородицы и снето­горских преподобному­чеников она возрождалась. Из стен ее вы­шли основатели псковского пустынножи­тельного мо­нашества: преподобные Евфросин Псков­ский и Савва Крыпецкий,  а также один из русских Пат­риархов – Иоа­саф. Псковские князья и знать принимали здесь постриг.

В 1805 году монастырь был обращен в загородный Архие­рейский дом и стал местом деятель­ности известного цер­ковного деятеля, историка и писа­теля Евгения Болховити­нова, тогда архиепископа Псковского, а затем митропо­лита Киевского, автора «Истории княжества Псковского» и других книг. В 1825 году монастырь посещал А.С. Пуш­кин. В 1920-х гг. экономом здесь был псково-печерский старец прп. Си­меон Желнин. С приходом советской вла­сти монастырь был разорен и превращен в дом отдыха. Тогда же был разрушен и Снетогорский  столп — церковь Вознесе­ния. Сейчас от нее осталось лишь основание.

В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживание немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 50-х гг. была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 г.

В 1993 году в монастыре была возрождена мо­на­шеская жизнь.По благословению правящего архиерея архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия монастырь стал женским, и его первой настоятельницей была назначена Игумения Людмила (Ванина) (1938 – 2015 гг.).

От учреждений здравоохранения на территории монастыря за годы советской власти остались руины и нежилые помещения.Постепенно были реконструированы жилые келейные корпуса, возведен новый Восточный корпус с домовой церковью прп. Иоасафа взамен старого, сгоревшего в большом пожаре 2002 г. Изменился внутренний облик храма свт. Николая. Собор Рождества Пресвятой Богородицы после многолетних переговоров с властями был, наконец, передан монастырю, и началась его медленная реставрация.

Было обустроено подворье монастыря в д. Замошье с собственным храмом в честь свт. Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями.

и. о. настоятельницы

Монахиня Рафаила


Храмы и Богослужения

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы
1311 г.
Главная святыня монастыря — Собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы.

Архитектура собора

Храм повторяет основные черты архитектуры построенного на полтора века раньше собора Мирожского монастыря, но имеет некоторые существенные отличия от последнего. Внутреннее пространство храма решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В отличие от собора Мирожского монастыря, в интерьере которого есть иерархическое соподчинение центрального и боковых объемов, здесь центральное пространство креста и его ветви сделаны одинакового размера. Восточная ветвь креста образована центральной апсидой алтаря, боковые апсиды по сравнению с ней значительно понижены. Западные углы храма разделены на два этажа. В нижнем северном компартименте первоначально располагался придел или уединенная монашеская молельня, в южном - лестница на второй этаж. Верхнее северное помещение так же служило приделом, здесь сохранились следы малого иконостаса. Верхнее южное помещение было ризницей или хранилищем документов. Помещения-палатки верхнего яруса соединялись узким деревянным настилом, замененным в XVI веке каменным балконом.

В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арочек, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. В настоящее время кровля собора имеет позднюю четырехскатную форму с плоским завершением фасадов.

С течением времени собор расширялся. В начале XV века к его западному фасаду уже примыкал притвор. В XVI веке западный фасад притвора и портал имели наружные фресковые росписи. Особенно сильные изменения были привнесены в архитектуру собора в XVII столетии. Первоначальный притвор был перестроен и соединен с основным пространством храма. Западный вход в храм оформлен крыльцом, украшенным зелеными изразцами. Окна притвора были оформлены наличниками с кирпичным беленым узором и так же изразцами. В стенах разделявших внутренние пространства здания прорезаны широкие арки. Интерьер стал более просторным и зрительно цельным. Были значительно расширены окна. В XVIII столетии к собору были пристроены боковые приделы в честь св. Николая Чудотворца и Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Боковые части притвора оказались расширены и обхватили с двух сторон крыльцо XVII века. Оформление приделов и перестроенного притвора соответствовало архитектуре эпохи барокко. Тогда же к южной апсиде храма была пристроена большая ризница (не сохранилась), а древний одноглавый объем украшен по углам четырьмя малыми декоративными главами. Уже в XIX веке декоративные главы оказались убраны (в том числе и главы двух приделов), восстановлена южная апсида. Луковичная глава собора получила железное покрытие. Фасады храма, покрашенные в XVIII веке в яркий терракотовый цвет, вновь были побелены.

Первоначально иконостас храма был невысоким и занимал лишь проем центральной алтарной апсиды. Со временем он был заменен более высоким и широким многоярусным. Иконостас возобновлялся в 1855 году. При этом, в северной палате притвора была устроена ризница, где в частности хранились иконы из старого иконостаса. В XX веке убранство собора было утрачено.

Реставрационные работы конца 40-х - начала 50-х гг. XX века и в особенности комплексная реставрация, начатая в 1985 году, позволили воссоздать архитектурную историю древнего псковского храма.
Храм в честь Вознесения Господня «под колоколы» (началоXVI века)
Вероятно, в первой половине 16 в. близ собора Рождества Богородицы была сооружена новая церковь Вознесения "под колоколы". Колокольня имела восьмигранное основание со стенами пятиметровой толщины. Внутри стены была сооружена широкая винтовая лестница, ведущая во 2-ой ярус, где была устроена церковь с Престолом Вознесению Господа нашего Иисуса Христа, а в 3-ем ярусе - колокольня. Здесь было 6 колоколов и 7 подзвонков; самый большой колокол был отлит в 1526г. тщанием известного московского благодетеля дьяка Мисюря Мунехина. Несколько раз колокольня перестраивалась и в окончательном своем варианте имела высоту около 86м., напоминая своим видом колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Как и Свято-Троицкий собор, Снетогорский столп был виден за много верст, вид на него открывался из Псковского озера. Во второй половине 18в. колокольня Вознесенской церкви была перестроена. Документы фиксируют не шатер, а деревянный, крытый тесом и окрашенный "червленью" (ярко красным) купол. В начале ноября 1904г. поздняя осенняя гроза вызвала пожар на колокольне Вознесенской церкви. Документы свидетельствуют о том, что "огнем были уничтожены или приведены в негодность все деревянные части, каменный же остов колокольни остался невредим". Были проведены работы по укреплению деформированных каменных сводов и замене сгоревших деревянных конструкций шпиля железным каркасом. Сегодня трудно представить, какую потерю понес город - памятник Псков, лишившись этой необыкновенной церкви - колокольни. В 30-е годы двадцатого века было решено разрушить колокольню. На тонкий высокий изящный шпиль были наброшены корабельные канаты, и несколько барж одновременно двинулись вниз по реке Великой, все туже затягивая петлю... Колокольня рухнула. Существует и более прозаическая версия. В те же 30-е годы был открыт дом отдыха для пролетариев. В целях обеспечения коммунальных удобств, колокольню было решено превратить в водонапорную башню. Кровлю разобрали, и на верхний ярус установили огромный металлический бак. Бак опрокинулся, разрушив верхний ярус колокольни. Сколько бы бак не устанавливали, столько же он падал, разрушая ярусы колокольни.

Сейчас от древнего храма Вознесения, знаменитой в свое время Псковской свечи, остались лишь руины. Напоминая всем нам о скорбном и позорном периоде времени богоотступничества. У насельниц монастыря остается надежда, что когда-нибудь возродится Псковская свеча и зазвонят колокола, призывающие людей к покаянию и прославлению Бога.
Храм в честь преподобномученика Иоасафа Снетогорского
В 2008 году вместе со строящимся Восточным келейным корпусом было начато строительство домового храма препмч. Иоасафа Снетогорского над аркой Восточного корпуса. В 2009 году, в день памяти св. блгв. князя Довмонта-Тимофея состоялось освящение Креста над храмом прпмч. Иоасафа Снетогорского. Освящение совершил Митрополит Псковский и Великолукский Евсевий в сослужении клира монастыря. В 2014 году был закончен иконостас и поставлены
иконы праздничного ряда. Установлены новые подсвечники, резной аналой. Повесили большое паникадило (хорос) в греческом стиле, привезенное из Греции. 17 марта 2015 года в день празднования памяти прпмч. Иоасафа Снетогорского, Митрополит Евсевий, в знак благословения на совершение служенияв новом храме, подписал Антиминс
для нового Дома Божия. Храм действующий. Богослужения совершаются по благословению монастырского начальства.
Храм в честь святителя Николая Мир Ликийского
1515 г.
В 1515 г. в Снетогорском монастыре была построена церковь Николы "камена с трапезой, теплая на погребах" - наиболее древний из известных псковских монастырских трапезных храмов. Барабан увенчан луковичной главкой. Церковь значительно перестроена в 1805г., но сохранившаяся композиционная структура традиционна для псковских бесстолпных церквей 16в. Древнейшие части Никольской церкви не исследовались. При обмерных работах обнаружено основание светового барабана, надложенное при поздних перестройках. Барабан был украшен керамическим храмозданным поясом, одним из самых ранних подобных поясов. Главная особенность Никольского храма - трехъярусная трапезная. Верхний ярус, связанный с церковью, до переделки представлял собой высокую сводчатую палату со столбом в центре - помещение, где после молитв происходили трапезы. На столбе с двух сторон были установлены иконы Богородицы Одигитрии и Казанской Божьей Матери. Расположенной под трапезной средний и нижний ярусы состоят из сводчатых, укрепленных пониженными подпружными арками подклетов и связаны системой переходов с поварнями. Подклеты трапезной использовались для хранения монастырских запасов.
Часовня в честь Святителей Московских
Не доезжая до нижних ворот монастыря, с правой стороны от проезжей дороги, на бывшем Снетогорском погостев 20 м от обители, находится небольшая каменная часовня в честь Святителей Московских (XVII в). Часовня поставлена на холме, восьмигранная в плане,покрыта тесовой кровлей, завершена барабаном с луковичной главкой, имеет арочный
дверной проем и три широких окна. В интерьере перекрыта зонтичным сводом с распалубками. Поставлена на месте более ранней часовни. В 1913 году отсюда вывезена икона «Избранные Святые» псковского письма XV века (Параскева Пятница,Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий), ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. В течение веков часовня несколько раз реставрировалась. Последняя реставрация прошла в 2002 году по проекту архитектора В.Е. Никитина . Рядом с часовней находится захоронение всех останков, найденных за эти годы на
территории монастыря при археологических раскопках. День празднования 5/18 октября на Собор Святителей Московских. В этот день после Литургии совершается торжественный крестный ход к часовне, где служится праздничный молебен и краткая лития о упокоении усопших.

Подворья

дата основания:
2001 год
Псковская область, Псковский район, поселок Замошье

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
17 : 00
Вечернее богослужение
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 00
Утренние молитвы.Полунощница. Акафист. 3-й, 6-й часы. Божественная литургия.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 00
Утренние молитвы.Полунощница. Акафист. 3-й, 6-й часы. Божественная литургия.

Служение

Воскресная школа


Контактная информация

Возврат к списку