День памяти преподобных Лукиана и Корнилия Александровских. Крестный ход.
В моровой 1654 год, когда эпидемия чумы уносила жизни монахинь и мирян, «преподобный Лукиан пришел навестить инокинь с Небесною Утешительницею – Св. иконою Рождества Пресвятыя Богородицы, и молить Ея благосердие вместе с ними, дабы Она избавила и защитила Своим покровом Успенскую обитель от губительной язвы». Накануне праздника Успения Богородицы, 14 (27) августа, к освящению Успенской церкви в девичьей обители, и принес прп. Лукиан чудотворный образ. «Сей благочестивый обычай… без сомнения принял и преемник Лукиана преподобный Корнилий. После него, время сей обычай освятило…»
В 1771 году, в настоятельство иеромонаха Иоанникия (1768-1771), над Россией вновь пронеслось страшное моровое поветрие. Ужасающие многочисленные жертвы, которые оно принесло, заставили русский народ обратиться со всем усердием к Богу и Его Пречистой Матери с мольбой об избавлении от постигшей напасти. Повсюду учреждались крестные ходы с чудотворными иконами, которые обносили вокруг городов и весей. В Александрове, после совершенного вокруг города в 6-ю неделю по Пасхе крестного хода с чудотворной иконой Рождества Богородицы из Лукиановой пустыни, чума отступила. Поэтому традиция совершения крестного хода была перенесена на 6-е воскресенье по Пасхе.
К этому дню всегда было сильное стечение народа из окрестных сел и городов Переславля-Залесского и Сергиева посада. В воскресенье после ранней обедни начиналось шествие в Александров. На пути в деревнях и въезде в город совершались молебны с водоосвящением. Навстречу крестному ходу выходило духовенство Успенского монастыря и Преображенской церкви города. В Троицком соборе совершалась литургия, после которой продолжался ход центральной улицей города, на которой его встречало духовенство Христорождественского собора. Совершив молебен с водосвятием, шествие направлялось за город к часовне Всемилостивого Спаса. После этого святую икону относили в Успенскую обитель, где в совершалось окончание праздника. Икона оставалась в Успенском монастыре до Вознесения Господня, после этого она отправлялась в Христорождественский собор, откуда принималась жителями города в дома для молебствий. Возвращался в пустынь образ она только к престольному празднику обители к 8 (21) сентября.
До 1921 года эта традиция соблюдалась неизменно. После закрытия Лукиановой пустыни в 1922 году, при изъятии церковных ценностей, была снята риза с чудотворной иконы. Сама же она была вывезена в музей «Александрова слобода». Советской властью были запрещены крестные ходы и колокольный звон.
Через 70 лет 12 мая 1991 года, в 6-ю неделю по Пасхе крестный ход был возрождён. По благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия из города Александрова в разоренную Лукианову пустынь отправилось шествие с подобранной похожей по размеру и иконографии иконой Рождества Богородицы для возрождения в обители монашеской жизни. Вскоре встал вопрос о местонахождении чудотворной иконы. К сожалению ни в музее "Александровская слобода", ни в других музеях, обладающих коллекциями православных икон, она обнаружена не была, и до сих пор пребывает сокрытой от нас. Вместо нее, однако, в 1992 г. был чудным образом обретен ее точный список XIX века, использовавшийся для совершения крестных ходов. С тех пор эта вновь обретённая икона заняла место чудотворного образа в Богоявленском храме обители.
Через несколько лет установился исторически сложившийся порядок – крестный ход стал совершаться из Лукиановой пустыни в Успенский Александровский женский монастырь. В этот же день празднуется общая память преподобных Лукиана и Корнилия Александровских.