Свято-Успенский женский монастырь г. Александрова Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Александровская
Адрес:
Владимирская область, Александров, Музейный проезд, 20
Телефон:
+7 (49244)2-34-80
E-mail:
uspmonast@mail.ru
Дата основания:
1651
дата восстановления:
1991

История

Среди духовного и культурного наследия Владимирской земли особое место занимает Успенский женский монастырь г. Александрова, его святыни и достопримечательности. Немногие из русских женских обителей сохранили такое богатство и разнообразие исторических воспоминаний – замечательные образцы церковного зодчества XVI - XVII вв., рукописи монастырской библиотеки, иконы. Уникальный архитектурный ансамбль обители, с величественными храмами и колокольнями, высокими стенами и башнями, подобен вечному граду небесному, не знающему границ, куда стремится душа верующего христианина.

Успенский девичий монастырь расположен на землях, издревле бывших вотчиной русских Государей. Великий князь Василий III в 1513 г. построил в Александровской Слободе каменный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий) и основал здесь Государев двор.
Особенную известность приобрела Слобода при царе Иоанне Васильевиче IV, когда на 17 лет (1565-1582) стала столицей учрежденной им опричнины. В это время были перестроены две каменные церкви — Троицкая (ныне Покровская) и Успенская, и каменная шатровая колокольня. В 1582 г. царь покинул Слободу, и она стала приходить в запустение, а во время польско-литовской интервенции была разорена.

Возрождение этого места связано с основанием в 1651 г. монастыря при Успенской церкви по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа строителем близлежащей Богородице-Рождественской пустыни прп. Лукианом. (+1654). В 1654 году монастырь посетил Патриарх Никон, дав благословение обители и разрешение на освящение Успенской церкви.
С 1662 г. духовником монастыря стал преп. Корнилий (+1681). При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Архитектурный ансамбль обители в эти годы принял вид, который с некоторыми изменениями сохраняется до настоящего времени. Были построены надвратная церковь во имя великомученика Феодора Стратилата (1682 г.), Сретенская церковь с больничными келиями (кон. XVII в.), палаты царевны Марфы (ок. 1698 г.), келейный корпус (1682 г., 1858 г., 1890 г.), каменная ограда с башнями.

Устав монастыря был общежительным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи-Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.

В обители в XVII-XVIII веках было довольно много знатных пострижениц, С 1698 года до своей кончины в 1707 году здесь подвизалась ссыльная царевна Марфа Алексеевна (в иночестве Маргарита), сестра царя Петра I. Неоднократно посещал в начале XVIII века Успенскую обитель и совершал в ней богослужения святитель Димитрий митрополит Ростовский. К 1727 году в монастыре насчитывалось уже почти четыреста насельниц. На протяжении трех столетий в стенах обители проходили свой земной путь и совершали духовные подвиги сотни послушниц и монахинь, имена которых поминаются ныне в монастыре.

В 1764 году, при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровой слободе был причислен к первому классу, на содержание игумении и 100 монахинь выделялись средства из казны. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.
Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии.

Почитатели монастыря, благотворившие ему при жизни, часто завещали по смерти предавать себя земле в его стенах. Так, в 1713 году рядом с сестрой-инокиней Маргаритой под Сретенской церковью была погребена царевна Феодосия Алексеевна. Склеп под Троицким собором стал родовой усыпальницей генерала-аншефа Ивана Ивановича Бутурлина (†31.12.1738). Там же похоронена казначея царевны Марии Алексеевны Евфимия Андреевна Львова (†12.12.1727). Большое кладбище мирян находилось за Успенской церковью. Умерших монахинь вплоть до 1850 г. хоронили у Сретенской церкви по древнему обычаю в особых усыпальницах - деревянных погребах, где гробы ставили один на другой.

В 1891 году в Успенской обители была открыта церковно-приходская школа для девочек, в 1894 году построен странноприимный дом за оградой, в 1905 году освящена построенная монастырем у городского железнодорожного вокзала церковь во имя преп. Серафима Саровского.

Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами.
Украшением монастыря были два сада — игуменский и монастырский (в них было посажено около 100 яблонь, кедровые деревья), липовые аллеи (посажены в 1883 году), несколько прудов и многочисленные цветники.


После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц. 13 февраля 1923 года Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, все здания, имущество и ценности полностью передали музею. Последним 19 мая 1923 года отняли у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе.

Мало кому из бывших насельниц монастыря удалось избежать гонений за веру: многие из них были лишены избирательных прав, а некоторые, в том числе игумения Тамара (Лихарева), претерпели аресты и заключение.

В храмах монастыря разместились экспозиции музея, склады, овощехранилище, молокозавод, архив НКВД, планетарий… После закрытия обители территория ее официально была названа посёлком «Заря», в большей части жилых построек поселились люди, вели хозяйство. Многочисленные сараи, подсобные пристройки, погреба и огороды, даже свинарники находились в монастырских стенах. За эти годы наиболее древние и ценные иконы, предметы ризницы и рукописи были вывезены в московские и Суздальский музеи. Были уничтожены надгробия монастырского кладбища и гробницы царевны Феодосии Алексеевны и инокини-царевны Маргариты. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению, большинство зданий пришло в аварийное состояние.

По просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия!) он был передан в аренду общине верующих и на долгие годы он стал единственным действующим храмом на всю округу. В эти десятилетия служили в нём образованные, высокой духовной жизни священнослужители: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрей Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они пережили многие годы тюрем и лагерей, претерпели многие унижения и от уполномоченных по делам религии, и от их ставленников в церкви. Прихожанками храма стали также монахини - бывшие насельницы и Успенской обители, и окрестных. Они пели на клиросе, прислуживали в алтаре.

Прошли десятилетия, и 10 ноября 1991 года возобновилась монашеская жизнь в Успенском монастыре. Настоятельницей его была назначена насельница Рижского Троицкого монастыря монахиня Иоанна (Смуткина), которую 15 февраля 1992 года возвели в сан Игумении. В ведение монастыря перешел приходской Троицкий собор, надвратная церковь великомученика Феодора Стратилата и западные пристенные келии, Сретенский больничный храм, часть келейного корпуса, разрушенные здания игуменского корпуса и красильни. Символом возрождения обители стал установленный незадолго до святой Пасхи в 1992 году после реставрации и позолоты крест главы Троицкого собора. Все храмы отреставрированы монастырем, в них воссозданы иконостасы и храмовое убранство. Продолжаются работы по восстановлению келейного корпуса, из руин подняты игуменский дом и красильня.

В Троицком соборе начали совершаться богослужения по монастырскому уставу, а в особые праздники и памятные дни - в ночное время, возобновлено чтение неусыпаемой псалтири. Возрождены традиционные монастырские послушания: выпечка просфор, написание икон и художественная роспись, швейное и золотошвейное дело.
В 6-ю Неделю по Пасхе вновь, как и в прежние века, совершается крестный ход из Лукиановой пустыни в обитель с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы. В 1995 во время этих торжеств произошло обретение мощей духовника и строителя обители преподобного Корнилия. В том же году 4 сентября с архипастырским визитом посетил монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С 1992 года в обители открыта воскресная школа, в которой сестры преподают Закон Божий, церковно-славянский язык и пение для 40-50 учащихся. В монастырской библиотеке, которой пользуются и насельницы, и прихожане, насчитывается около 12 тысяч книг, в отдельном разделе хранятся старопечатные издания. В настоящее время в обители 30 сестер.

В 2008 году было создано сестричество милосердия (с образованием епархии в 2016 г. переведено к собору). Насельницами проводятся экскурсии для паломников, ведется большая работа в архивах страны по изучению истории обители и окрестных приходских церквей, сбор материалов о репрессированных священнослужителях и монашествующих. С 2014 года действует монастырский сайт, с 2017 года монахинями заполняется епархиальный сайт «Подвиг веры». Организуются регулярные паломнические поездки для прихожан к святыням епархии и страны. С 1993 по 2016 год в селе Снегирево Кольчугинского района Владимирской области действовало монастырское подворье с Крестовоздвиженским храмом, где был отреставрированы храм и здание богадельни, построены деревянные часовня и жилые дома для насельниц (преобразовано в архиерейское подворье).

В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает 6 каменных храмов. Троицкий собор (1513 г.), Сретенская церковь (конец ХVП в.) и Надвратная церковь вмч. Феодора Стратилата (1682 г.) – переданы монастырю. В Покровской (ХVI в.), Успенской (ХVI в.) и Распятской (ХVI в., под колокольней) церквях и больничном корпусе размещены экспозиции музея-заповедника «Александровская Слобода».

Основные святыни монастыря: чтимая Страстная икона Б.М. (ХVП в.), древний монастырский мощевик (120 частиц мощей), мощи прп. Корнилия Александровского (обретены в 1995 году, почивают открыто). Память его совершается 24 августа (н.ст.) и в 6-ю неделю по Пасхе.

Настоятельница

Игумения Иоанна (Смуткина)

Святые и подвижники благочестия

5 / 18 Июля, 25 Сентября / 8 Октября

Праздники и чтимые даты


Храмы и Богослужения

Надвратный храм в честь великомученика Феодора Стратилата
Над западными святыми вратами обители, со стороны реки Серой, находится церковь святого великомученика Феодора Стратилата.

Храм был освящен в честь небесного покровителя ктитора обители Царя Федора Алексеевича (1676-1682), и построен в последний год его жизни. Об этом свидетельствовала надпись в иконостасе над образом Спасителя: «Небесный Царю, Благоверного царя нашего и Великого князя Федора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани». Первый полотняный антиминс храма, присланный из Москвы, был освящен 15 мая 1682 года уже после кончины Благоверного Государя († 27 апреля 1682). Не дожил до освящения церкви и строитель ее, старец Корнилий († 11 августа 1681 г.). В память о нем на южной диаконской двери был написан образ мученика архидиакона Евпла – святого, в день памяти которого преставился ко Господу отец Корнилий.

Расположенный над святыми воротами храм включен в западное прясло кирпичной ограды монастыря. Центральная часть храма выделена высоким по сравнению с северным и южным притворами объемом, каждый увенчан барабаном с главкой и крестом. Восточный фасад церкви, обращенный к обители, украшен окнами с пламенеющими наличниками и ярусом закомар над его возвышенной частью. Западный фасад со стороны реки совершенно другой: он имеет узкие высокие окна-бойницы и выделен, повторяя декор стен, легким аркатурным поясом, характерным для памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. В интерьере каждая из частей храма перекрыта сводами с металлическими связями, центральная часть возвышается на 2 ступени, пол в храме был кирпичный.

С запада у святых врат была устроена белокаменная площадка. В центральной арке – створчатые деревянные ворота, над которыми сделаны росписи: «образ Господа Вседержителя с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Предтечей и апостолы, на вратех росписаны живописью страшной суд, а по правую и по левую стороны стенах написаны архангелы Михаил и Гавриил» (опись 1764 г.). В боковых арках — две проходных калитки. В начале XIX века южную арку, в которой также была расположена лестница, ведущая в храм, заложили, храм с западной стороны укрепили двумя контрфорсами, и, как во всех храмах обители, тесовую крышу заменили железной, а слюдяные окошки — стеклянными.

У входа в храм, в углублении ограды, с XVII века в киоте находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, перед которой горела неугасимая лампада.

В 1923 году надвратный храм был закрыт. При возрождении обители в 1992 году возвращен монастырю. После реставрационных работ и устройства нового иконостаса в 1993 году Феодоровскую церковь заново освятили. Теперь в ней совершаются ночные Литургии, исповеди и пострижения монашествующих.

Рядом со святыми воротами одновременно была построена каменная приворотенная келья, как ее называли – «караульная палатка». Некоторое время в ней жил преподобный Корнилий. А потом, переселившись в дом за стенами монастыря, он приходил сюда выслушивать нужды сестер и для духовной беседы с ними. Позднее в келье этой жили монахини-привратницы. Сейчас памятная келья преподобного Корнилия восстановлена, при входе ее – небольшая экспозиция по истории монастыря.
Троицкий собор
1513 г.
восстановлен в 1946 г.
В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».

В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой — белый и посеребренный, третий — желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».

Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.

Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.

В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.

В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.

В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).

По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.

Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.

С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.

Официальный сайт Успенского женского монастыря г. Александрова
Храм Распятия Христова в колокольне
Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы
1682 г.

На востоке от Троицкого собора находится Покровская шатровая церковь. Основой здания стал небольшой домовый великокняжеский Троицкий храм на высоком подклете с глубокими сводчатыми подвалами. Как и все храмы Александровской слободы начала XVI века, он выстроен из кирпича и белого камня. Интересный в архитектурном исполнении приземистый кирпичный шатер, который считают прообразом всех последующих шатровых храмов, был покрыт черепицей. Алтарь церкви и шатер в 70-е гг. XVI века расписали, замечательные фрески частично сохранились до наших дней. Белокаменные порталы при входе украшала изящная резьба. К храму примыкали дворцовые палаты с подвалами.

В 1680 году, когда приходская Троицкая церковь осталась без священнослужителей, богослужение в ней не совершалось. По указанию Царя Феодора Алексеевича благословением Патриарха Иоакима она была передана в ведение Успенского девичья монастыря с повелением расширить алтарь, построить придел во имя великомученика Феодора Стратилата и теплую трапезную. В 1680-1681 гг. велись большие строительные работы, как во всем монастыре, так и в Троицкой церкви, средства на которые – не менее 700 рублей – были пожалованы Царем «из своей Государевой казны».

Работами в Александровой слободе руководили присланные из Москвы подьячие Андрей Григорьев и Федор Дмитриев, трубники Большого дворца Сергей Лавров, Назар Кайдашев, Борис Болдырев и Даниил Востриков, Иван Стромилов, Леонтий Крылов и Василий Харитонов, Михаил и Денис Шатковы. С июня 1681 г. «по Государеву велению… велено строением Успенского девича монастыря ведать» дьяку Семену Кудрявцеву, находящемуся в Троице-Сергиевом монастыре».

Множество «мастеровых людей» было занято на строительстве: работали каменщики и плотники из Москвы, Троицкого Сергиева монастыря, Ярославля, Суздаля, переславских, юрьевских, владимирских, суздальских и ростовских дворцовых сел, кузнецы Александровой слободы. Посадские Александровские люди и окрестные жители ломали белый, бутовой и дикий камень «из бугров», оставшихся от старых дворцовых построек, «творили» известь, делали кирпич.

К трапезной части храма были пристроены белокаменные лестницы с крыльцами: с юга — «всхожее» шатровое крыльцо, с севера – крыльцо с проходными сенями, и третье — с запада под колокольней. Кровли до начала XIX века были покрыты тесом, в окна вставлены слюдяные «окончины», а на 1 этаж — кованые решетки. Три дубовых креста на церкви были обиты железом. Пол в трапезной части церкви вымостили дубовым кирпичом и натерли воском. Для отопления сложили три украшенные белыми и зелеными изразцами печи.

С запада пристроили характерную для XVII века каменную колокольню: четырехъярусный четверик, над ним восьмигранник звона с шатровым верхом. На колокольне были размещены 9 колоколов и часы, которые назвали «боевыми русскими железными часами»: с исчислением времени по восходу и заходу солнца. При колокольне находилась келья для монахинь-часовщиц, следивших за ходом часов. В нижнем этаже под церковью были устроены трапезная, поварня и хлебная, а также кельи для работавших в них монахинь.

После перестройки около 1682 г. церковь переосвятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В построенном приделе разместилась ризница, т.к. в честь вмч. Феодора Стратилата был освящен отдельный, надвратный храм.

Архимандрит Леонид (Кавелин), составивший описание Успенского монастыря в конце 80-х гг. XIX в., писал, что Покровская церковь «служит зимнею церковью для ежедневных служб многочисленным обитательницам монастыря, будучи по устройству своей обширной трапезы удобною для стояния в ней стариц». В это время для удобства пожилой игумении и монахинь был сооружен деревянный крытый переход, соединивший с Покровской церковью игуменский дом.

Неоднократно с XVIII до нач. ХХ века в Покровской церкви производились ремонтные работы, обновлялись иконостасы. В 60-е гг. XIX в. стены трапезной части храма были украшены живописью.

В марте 1922 г. были изъяты драгоценные оклады и ризы с икон «для помощи голодающим», в апреле наиболее ценные ризы, басменные рамки и сами иконы XVII –  нач. XVIII в. — в фонды музея. Вместе с другими храмами монастыря Покровская церковь была закрыта в начале 1923 года. В настоящее время в храме находится постоянная экспозиция музея «Александровская Слобода».

Официальный сайт Успенского женского монастыря г. Александрова.

Храм в честь Сретения Господня
восстановлен в 1995 г.

К северо-востоку от Успенской церкви находится небольшая церковь Сретения Господня с одноэтажными больничными кельями, построенная во 2-й половине XVII века.

Монастырский священник Николай Воскресенский в описании монастыря 1851 года говорит: «Высока была мысль Отца Корнилия устроить при больнице Сретенскую церковь! Престарелые больные и умирающие отшельницы, где должны более искать себе отрады и утешения в своих скорбях, как не в Боге и от Бога? А Сретенский храм, куда и ныне ветхие днями собираются на молитву, вливает в их души те спокойные и отрадные мысли, какими при кончине исполнен был праведный Богоприимец Симеон. Взирая на сей святый в том храме местный Образ, и они спокойно, даже некоторые с радостию умирают! Как прежде, так и ныне умирающие инокини отпеваются в Сретенской церкви».

Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Пол в алтаре храма был белокаменный, а в трапезной части – кирпичный, в нач. XIX.в. частично покрыт лещадью. Обогревалась церковь двумя изразцовыми печами, одна находилась в алтаре и топилась из пристроенной с востока палатки, другая была в трапезной части.

С северной стороны одновременно с храмом были построены каменные больничные кельи, соединяющиеся с восточной частью келейного корпуса. В примыкающей к кельям стене церкви сделали оконный проем для того, чтобы немощным можно было слышать ход службы.

С южной стороны белокаменная лестница ведет под Сретенский храм, в глубокий сводчатый подвал, тоже выложенный белым камнем и, вероятно, сохранившийся от прежних построек. 5 июня 1712 г. повелением царевен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны в него из общей монашеской усыпальницы были перенесены мощи царевны-инокини Маргариты Алексеевны († 19.07.1707). Рядом с ней в 1713 г. была по собственному завещанию погребена сестра царевна Феодосия († 14.12.1713).

С востока к Сретенской церкви примыкали каменные сводчатые кельи, в которых размещалась кухня для больницы и кладовая. С юга для погребения монахинь была устроена деревянная усыпальница-погреб с деревянной шатровой крышей.

В 1820-х гг. на средства благодетеля александровского купца Михаила Матвеева Каленова был произведен полный ремонт Сретенской церкви, в ходе которого ветхая деревянная крыша была перекрыта железом и выкрашена.

В 1858 году от сильного пожара, вызванного ударом молнии, загорелись тесовые крыши келейного корпуса, а от них — больничные кельи и церковь. В отчете писалось: «Сретенская больничная церковь, находящаяся в связи с больничным корпусом монахинских келий обгорела – глава, купол и крыша до свода разрушены, а внутренность повреждена… Примыкающие к Сретенской церкви, отдельно от главного корпуса, две каменные келии сгорели до сводов, а деревянные над ними и деревянные не в дальнем расстоянии от них сгорели совершенно».

К счастью, алтаря церкви и каменного престола пожар не коснулся: на нем еще долго сохранялся антиминс, выданный 16 декабря 1831 года епископом Владимирским Парфением.

После пожара к 1860 году по проекту епархиального архитектора Н. Артлебена каменный больничный корпус был построен заново, уже как отдельное здание от келейного корпуса. Восточные каменные кельи уже не восстанавливали. Церковь была отремонтирована полностью, при этом дверь в нее, ведшая ранее прямо из больничных келий, заложена.

В 1923 году Сретенская церковь, вместе с другими храмами была закрыта. К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. Затем здание церкви долгое время арендовал молокозавод. К 1990-м годам в ней была устроена экспозиция музея, посвященная революции 1905 года.

В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы сестрам возрожденной обители. После проведения ремонтно-реставрационных работ и воссоздания храмового убранства в декабре 1995 года Сретенская церковь была заново освящена Епископом Владимирским и Суздальским Евлогием. В 2004 году установлен новый резной иконостас с иконами, написанными насельницами монастыря.

Официальный сайт Успенского женского монастыря г. Александрова

Храм в честь Успения Божией Матери

Направо от южного входа в обитель расположена небольшая Успенская церковь, давшая название всему монастырю. Построенная в начале XVI в. (по другой версии, в 70-х гг. XVI в.), она служила домовой великокняжеской церковью. Кроме основного престола в честь Успения Божией Матери, имела два придельных: северный — Николая Чудотворца, и южный – Иоанна Крестителя.

Построенная из белого камня и кирпича, изначально церковь Успения была четырехстолпной, одноглавой, трехапсидной, возвышалась на высоком подклете, под которым находились хорошо сохранившиеся до нашего времени белокаменные погреба. Расположенные с трех сторон открытые галереи во 2 пол. XVI в. были заложены кирпичом.

Сейчас — это пятиглавый храм. Пристроенные позднее четыре главки были сделаны глухими, без окон, их барабаны перетянуты двумя валиками. Кресты на чешуйчатых главах завершаются украшениями в виде венцов. Облик церкви отчасти искажен его четырехскатным покрытием, сделанным, по всей видимости, в XVIII веке. Колокольня храма приземиста, шатер ее поставлен на четверик, грани последнего прорезаны открытой аркадой.

Двухъярусные каменные паперти частично были восстановлены архитектором Н.В. Сибиряковым в подклете здания. Фрагмент верхнего яруса галереи раскрыт в интерьере церкви, на южной стене Иоанно-Предтеченского придела. Можно увидеть первоначальные белокаменные резные порталы Успенской церкви: южный раскрыт полностью, северный — частично. Западный портал, вероятно, был растесан при перестройке.

В самом начале XVII столетия, в период Смуты, церковь значительно пострадала и до середины века службы в ней не было.

В 1651 г. указом царя Алексея Михайловича Успенская церковь, «что в буграх» была передана для устроения девичьей обители. Монастырская летопись сообщает: «И тая церковь от разорения была пуста, и запорошена и не освящена И старицы Анисия и Феодора святую церковь очистили и иконы измыли и все добре устроили.». На пожертвованные «ради всемирныя радости» о рождении Царевича Алексия Алексеевича Царицей Марией Ильиничной 40 рублей «иконы починили и церковь украсили». Обновленный храм был освящен по благословению Патриарха Никона преподобным Лукианом 15 августа 1654 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

В 1663-1666 гг., при новом духовнике обители, старце Корнилии, Успенская церковь была значительно перестроена: в четверике переложили свод, разобрали два западных столба для увеличения объема церкви и сделали вместо одной главы, венчающей церковь, пять. Одновременно с запада была пристроена трапезная с хлебной и поварней под ней, к которой вскоре была «приделана колокольня каменная, на ней восемь колоколов да часы железные проведены к тем же колоколам». Несколько позднее пристроили с севера двухэтажную сводчатую палату на основании старых дворцовых палат. Производили все эти работы «государевы мастера», присланные Царем Алексеем Михайловичем и Царицей Марией Ильиничной по ходатайству благодетелей монастыря боярина Ф. М. Ртищева и его сестры А.М. Вельяминовой.

Бывший придел святого Николая Чудотворца был освящен во имя преподобной Марии Египетской — небесной покровительницы Царицы Марьи Ильиничны. Монастырская опись 1675 — 1676 гг. гласила: “Церковь каменная, старая, во имя Успения Пречистые Богородицы починена, своды в олтаре и в церкви сделаны новые, престол и жертвенник, и мост переделаны на ново, да по стороне де тое церкви зделана у них другая церковь предельная, каменная, во имя Марии Египетские, на старом основании вся новая.”

В 1667 г., после большой перестройки, Успенский храм заново был освящен, о чём свидетельствовала надпись на кресте: «Освятися сей алтарь Господа нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы честнаго и славного ея Успения в девиче монастыре, что в Александровой слободе, лета 7175 (1667) августа в 14-й день при Благоверном Царе и Великом князе Алексее Михайловиче всея Руси, при Патриархе Иоасафе втором, при Духовнике Строителе иеромонахе Корнилии, при игумении Анисии».

В 1743 году на деньги, выданные из Коллегии Экономии, заменили обветшавшие тесовые крыши, заново опаяли жестью главы церкви. В 1755 г. для укрепления сводов были заложены арки в подвалах.

В конце XIX — начале XIX в. слюдяные окна церкви были заменены «российскими стеклами», тесовые крыши покрыты «сибирским железом», а ветхие штучные шахматные дубовые полы заменены «гжельской лешадью» — плиткой.

Большие ремонтные работы в XIX веке проводились в Успенской церкви игумениями Евгений (Ивановой), Елисаветой (Лавровой), Евфрасией (Лихаревой). В 1869 году церковь была обновлена на средства московского купца А.М. Полежаева и его зятя александровского купца В.П. Зубова в память о рано умершей дочери Полежаева Анне († 22.07.1866 г.). На пожертвование его дочери Клавдии Алексеевны Зубовой в 1900 году была окрашена крыша храма и главы, которые распестрили разными красками, как было прежде.

Успенский храм был теплым, отапливался замечательно украшенными изразцовыми печами, и в нем круглый год совершались ранние литургии. В нижнем этаже церкви располагались монастырские квасоварня и просфорня.

В храме находились 2 чудотворные иконы Божией Матери середины XVII в.: образ Успения (с 1961 г. хранится в запасниках фонда древнерусского искусства Владимиро-Суздальского музея-заповедника в г. Суздале) и Страстная икона (в наши дни находится в Троицком соборе). Привезенную из Иерусалима в 1887 году Любовью Михайловной Соболевой икону Успения Божией Матери, украсив окладом с вызолоченным сиянием, поместили над царскими вратами Успенской церкви. По воскресеньям, во время торжественных молебнов, святую икону спускали, чтобы верующие могли приложиться к ней. Особой святыней Успенской церкви, привлекавшей богомольцев, был позолоченный ковчег с частицами святых мощей многих угодников Божиих, у которого дежурила одна из монахинь.

Когда в феврале 1923 года монастырь был закрыт, прихожане, зарегистрировав религиозную общину, отстояли Успенскую церковь, и в ней продолжались богослужения, но не долго: после Пасхи, в мае, храм отобрали у верующих и передали Александровскому историко-бытовому музею.

Посетивший в 1927 году г. Александров В.П. Зубов с горечью описывал, что Успенский храм «имеет заброшенный, покинутый вид. Для осмотров он закрыт, здесь хранятся неразобранные музейные вещи, помещены реставрируемые, еще не окончательно расчищенные иконы».

В настоящее время Успенская церковь находится в ведении музея-заповедника «Александровская слобода».

Официальный сайт Успенского женского монастыря г. Александрова


Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., пятн., суб., вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 0
Божественная литургия
По: пнд., четв., пятн., вск.
время
богослужение
примечание
16 : 0
Вечернее богослужение
По: сред., четв.
время
богослужение
примечание
8 : 0
Молебен преподобному Корнилию Александровскому. Панихида
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
16 : 0
Всенощное бдение

Служение

Воскресная школа

С 1992 года в монастыре действует Воскресная школа для детей.

Занятия проводятся в отдельных помещениях в здании келейного корпуса.

Предметы занятий: Закон Божий, пение, церковно-славянский язык, подготовка к праздникам (Рождество Христово, Пасха, День жен-мироносиц, Троица и др.).

В течение года воскресная школа совершает паломнические поездки.

Летом для учащихся воскресной школы организуется выездной лагерь.

Духовник школы: протоиерей Андрей (Устюжанин)
Ответственная сестра — инокиня Тавифа (Конькова)


Сестричество милосердия во имя святой праведной Иулиании Лазаревской Муромской.
С 2008 года в обители действует Сестричество милосердия во имя святой праведной Иулиании Лазаревской Муромской.

Духовник –  протоиерей Андрей Устюжанин.

Безвозмездный труд в травматологическом и хирургическом отделениях районной больницы, организация бесплатных обедов для неимущих, праздников для детей-инвалидов, помощь пострадавшим от пожаров и не имеющим возможность заплатить за жилье или операцию, содействие в оформлении утраченных документов и пенсии, поздравления с праздниками тех, кто обделен вниманием и не видит в жизни радости – это далеко не полный перечень направлений работы сестричества.

Оказывается духовная помощь страждущим, создана молельная комната, в которой еженедельно служатся молебны, ведется строительство храма-часовни вмч. Пантелеимона на территории больницы.





Новости

Все новости

Публикации

Игумения Серафима (Бубёнова)
Монахиня Сергия (Каламкарова)
Игумения Серафима (Бубёнова)
Монахиня Сергия (Каламкарова)
Все публикации

Контактная информация

Как добраться?

Электропоездом из г. Москвы:
от станция м.Комсомольская — Ярославский вокзал (ст. Москва-Ярославская) до станции Александров — по расписанию.
В пути 1,5 – 2 часа.
Далее автобусами №4 или №7 до Монастыря (остановка «Музей»)

Автобусом из г. Москвы:
от станции м.ВДНХ (1-й вагон от центра, выход к ВВЦ) автобус №676 — по расписанию.
В пути около 2 часов.

На автомобиле
из Москвы до монастыря 110 км: по М8 до Двориков, затем по Р75.

из Владимира до монастыря 120 км: по М7, затем по Р75 через Кольчугино

Возврат к списку