Икона Божией Матери Макарьевская

17 / 30 Сентября

Ма­ка­рьев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рия» бы­ла яв­ле­на 17 сен­тяб­ря 1442 го­да пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию Ун­жен­ско­му чу­до­твор­цу († 1444), ко­то­рый под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве на пу­стын­ных бе­ре­гах ре­ки Ун­жи во вре­ме­на кня­же­ния Ва­си­лия Тем­но­го (1425–1462). В это вре­мя Га­лич­ская (ныне Ко­стром­ская) об­ласть на­хо­ди­лась в са­мом бед­ствен­ном по­ло­же­нии, стра­дая от го­ло­да и сти­хий­ных бед­ствий, меж­до­усоб­ных войн и на­ше­ствия та­тар.

Ра­но утром, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий окан­чи­вал свое обыч­ное утрен­нее ака­фист­ное пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, кел­лию его вдруг оза­рил неве­до­мый свет. Пре­по­доб­ный сму­тил­ся ду­хом и стал усерд­нее мо­лить­ся. За сте­на­ми кел­лии раз­да­лось ан­гель­ское пе­ние: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Ма­ти Нене­вест­ная!» В стра­хе и изум­ле­нии вый­дя из кел­лии, свя­той уви­дел на небо­склоне ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая в окру­же­нии све­то­зар­но­го си­я­ния при­бли­жа­лась к по­движ­ни­ку. Пре­по­доб­ный с ра­дост­ным тре­пе­том пал на зем­лю и вос­клик­нул: «Ра­дуй­ся, Ма­ти Бо­жия! Ра­дуй­ся, прис­но­те­ку­щий Ис­точ­ни­че, спа­се­ние ми­ру по­ка­зу­ю­щий и всей Га­лич­стей стране твер­дое ограж­де­ние и за­ступ­ле­ние!» Он с бла­го­го­ве­ни­ем взял ико­ну и по­ста­вил в сво­ей кел­лии, по­че­му она и ста­ла на­зы­вать­ся «Ке­лей­ной» (поз­же уче­ни­ки пре­по­доб­но­го да­ли ей на­име­но­ва­ние «Ма­ка­рьев­ской»).

Неда­ле­ко от ме­ста яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за пре­по­доб­ный Ма­ка­рий вы­ко­пал ис­точ­ник, про­сла­вив­ший­ся сво­ей це­леб­ной си­лой, а еще через неко­то­рое вре­мя здесь был ос­но­ван мо­на­стырь, так­же на­зван­ный Ма­ка­рьев­ским. В мо­на­стыр­ских ру­ко­пи­сях хра­ни­лись ска­за­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, про­изо­шед­ших от чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Два­жды по мо­лит­ве пе­ред ней спа­са­лись мест­ные жи­те­ли от на­ше­ствия крым­ских та­тар. В 1522 го­ду та­та­ры на­па­ли на Ун­жу и хо­те­ли огра­бить и опу­сто­шить Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь, но ослеп­ли и, обе­зу­мев, бро­си­лись бе­жать. Мно­гие из них уто­ну­ли в ре­ке Ун­же. В 1532 го­ду мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия был спа­сен от вра­га го­род Со­ли­га­лич. Та­та­ры без ви­ди­мой при­чи­ны в па­ни­ке об­ра­ща­лись в бег­ство, а плен­ные рас­ска­зы­ва­ли, что ви­де­ли в небе се­до­го стар­ца в чер­ном оде­я­нии, ме­тав­ше­го в них стре­лы и кам­ни, а за­тем по­явив­ше­го­ся сре­ди них на бе­лом коне и на­гнав­ше­го та­кой страх, что та­та­ры ста­ли в ужа­се уби­вать друг дру­га.

Бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли в со­бор­ном хра­ме при­дел в честь свя­то­го. Бо­лее 50 че­ло­век по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от тя­же­лых неду­гов, как это бы­ло уста­нов­ле­но ко­мис­си­ей, по­слан­ной Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Фила­ре­том 24 июня 1619 го­да. В этом же го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, Ун­жен­ско­го чу­до­твор­ца в ли­ке свя­тых.

С чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был сде­лан спи­сок в ви­зан­тий­ском сти­ле, ко­то­рый про­сла­вил­ся, как и пер­во­об­раз. На иконе лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на­кло­нен к Пред­веч­но­му Мла­ден­цу, ко­то­рый по­ко­ит­ся на Ее ле­вой ру­ке. Два­жды свя­той об­раз вы­хо­дил непо­вре­жден­ным из ог­ня по­жа­рищ – в 1626 и 1690 го­дах.

24 ав­гу­ста 1717 го­да по ука­зу Пет­ра I и бла­го­сло­ве­нию ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Ря­зан­ско­го Сте­фа­на (Явор­ско­го) мо­на­ху Ионе бы­ла вы­да­на ру­ко­пис­ная «со­бор­ная па­мять» для «бес­пен­но­го» сбо­ра по­жерт­во­ва­ний на из­го­тов­ле­ние окла­да для ико­ны. В этом до­ку­мен­те Ма­ка­рьев­ский об­раз пря­мо на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­ным.

В XVIII ве­ке при игу­мене мо­на­сты­ря Мит­ро­фане II (пер­вым был при­чис­лен­ный к ли­ку свя­тых свя­ти­тель Мит­ро­фан Во­ро­неж­ский), ко­то­рый не знал ис­то­рии и зна­че­ния ико­ны, свя­той об­раз был пе­ре­не­сен из со­бор­но­го хра­ма в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь и пре­бы­вал там в за­бве­нии. Кро­ме то­го, игу­мен дал раз­ре­ше­ние пе­ре­пи­сать об­раз в Смо­лен­ский. Лишь по­чти через век – в 1858 го­ду Про­мыс­лом Бо­жи­им ико­на вер­ну­лась к ино­кам в сво­ем пер­во­здан­ном ви­де. Ко­гда ико­ну ста­ли очи­щать от верх­не­го вет­хо­го слоя кра­сок, под ним ока­зал­ся невре­ди­мым чуд­ный лик Бо­го­ма­те­ри древ­не­го пись­ма с над­пи­сью «Ма­ка­рьев­ская ико­на» и под­пи­сью тро­па­ря и конда­ка. В мо­на­стыр­ской ле­то­пи­си хра­нят­ся за­пи­си мно­гих бла­го­дат­ных зна­ме­ний и чу­дес­ных со­бы­тий, со­про­вож­дав­ших об­ре­те­ние свя­то­го об­ра­за.

По всей ви­ди­мо­сти в это вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла и ико­на, яв­лен­ная пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, по­сколь­ку ар­хи­манд­рит Пла­тон, при ко­то­ром был об­ре­тен спи­сок, пи­сал в 1863 го­ду, что один и тот же тро­парь и кондак по­ет­ся в оби­те­ли «пе­ред обо­и­ми чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми».

Ате­и­сти­че­ское ли­хо­ле­тье XX ве­ка раз­ру­ши­ло ино­че­скую жизнь Ма­ка­рьев­ской оби­те­ли – в 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, а свя­тая ико­на уте­ря­на. Лишь в 1993 го­ду на­ча­лось пол­но­мас­штаб­ное воз­рож­де­ние мо­на­сты­ря. Через два го­да в оби­тель вер­ну­лась и его глав­ная свя­ты­ня – мо­щи пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ун­жен­ско­го.

Судь­ба и ны­неш­нее ме­сто­пре­бы­ва­ние спис­ка чу­до­твор­ной Ма­ка­рьев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и его пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. Со­хра­нил­ся един­ствен­ный спи­сок Ма­ка­рьев­ской ико­ны, ко­то­рый на­хо­дит­ся сей­час в Рож­де­ствен­ской церк­ви г. Ма­ка­рье­ва.

Почитание святыни в Макариево-Унженском мужском монастыре

Макариевская Икона Божией Матери (Одигитрия) – одна из числа немногих чудотворных икон, которая была явлена. Отношение к таким иконам особенно благоговейное и почтительное, ведь считается, что такая икона принесена ангелами, а место её явления отмечено благодатью самим Богом. Она не связана происхождением с человеком, не имеет автора и воли от людей.

Само основание и развитие города Макарьева, что на реке Унже, несёт печать Духа, силы Духа святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского, его духовных подвигов и молитв. Здесь, на этом месте, на этой земле, на берегу этой реки он творит множество чудес; он исцеляет, изгоняет бесов, спасает из плена, защищает от лихих людей, добывает пищу и воду, наставляет на путь истинный и всё это силой одной молитвы. Именно здесь в полной мере ему дается дар чудотворений и здесь ему является святая икона Богородицы и Христа в виде Младенца на Её руках. Здесь, в 1439 году, он находит то место уединения, к которому стремился всю жизнь, и погружается в молитву и общение с Богом, как ребёнок в объятия любящей матери. Лишь изредка покидает он это место для посещения Богослужения в городе Унже. Жители Унжи того времени, это русские военные и торговые люди, а жители окрестных деревень крестьяне и охотники, очень уважали и чтили великого подвижника 90-летнего старца Макария, и обращались к нему за духовным советом и помощью.

Икона явилась в 1442 году в 3 часа утра, когда преподобный оканчивал молитвенное правило и чтение акафиста Богородице. Тогда Сама Пречистая Матерь Божия захотела прославить любимого своего угодника, как и сам он прославлял Её, и это место его обитания одарить благодатью. Явление сопровождалось ярким светом, исходящим от иконы и пением, невидимо несущих икону ангелов. Вся округа наполнилась неописуемым благоуханием, превосходящим все ароматы земные. Сначала Макарий испугался такому необычному явлению и, думая, что это наваждение, стал ограждать себя крестным знамением. Но, услышав ангельское пение, славящее Богоматерь, вышел из своей кельи и поспешил за иконой. Она появилась с северо-запада и спустилась до земли вдоль склона оврага, остановившись под горой, на том месте, где сегодня расположен Святой источник и часовня над ним. Источник чудесно проторгся позднее по молитве преподобного «для облегчения его трудов на старости лет» – как просил в молитве святой, «ведь Сама Пречистая отметила это место своей благодатью». Этот Богодарованный ключ прославился многими чудесами и исцелениями, и вода из него и сегодня имеет целительную силу. Здесь находили святую Макариевскую икону ещё дважды, когда она сама чудесным образом оказывалась здесь, целой и невредимой после сильных пожаров, уничтоживших обитель в 1629 и 1690 годах. Когда Макарий спустился к этому месту икона стояла в двух локтях от земли излучая свет и голос Богородицы от иконы возвестил ему, что это дар от Самого Господа, что бы прославить Макария за его труды и это место одарить благодатию. Было предсказано, что на этом месте будет славная обитель для спасения многих иноков, которую ждёт большое будущее. Макарий, павший ниц, потрясённый этим зрелищем, принёс благодарения Богу и Богородице за такую милость к нему и Унженским землям, что такой чести удостоилось это место. Взяв икону, он благоговейно перенёс её к себе в келью, где ещё долго со слезами радости и умиления возносил благодарения и хвалы, припадая к иконе. Там она пребывала до его кончины, и сам Макарий называл её «Одигитрия».

Одигитрия, в переводе с греческого – Указующая Путь, Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой – держит свиток (символ Божественного писания). Богородица представлена в поясном изображении, фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу. Богоматерь указует направление-путь и должные стремления человека для правильной жизни и спасения – ко Христу. Макариевская икона Богоматери имеет ряд особенностей, отличающих её от других подобных икон. К этому типу принадлежат также Тихвинская, Смоленская, Иерусалимская, Троеручица, Иверская, Влахернская, Перивлепта и др.

После преставления преподобного его ученики построили на этом месте храм, и честную икону поставили там, называя её теперь Макариевская, потому что явилась она преподобному Макарию и находится в обители Макариевской. Икона впоследствии прославилась многими чудесами и была известна по всей России, и день её явления отмечался во всех православных календарях и каталогах. В каждую пятницу на Светлой Пасхе, в пятую субботу святого Великого поста, в которую бывает Похвала Пресвятой Богородице, а особенно 30 сентября – день явления Макариевской иконы, издревле совершалась бденная служба, Крестный ход из обители на источник – место её явления, где совершался водосвятный молебен.

В XIX веке прославился чудесами и список с этой иконы, находящийся так же в Макариево-Унженском монастыре. В 1858 году во время настоятельства архимандрита Платона, по случаю обновления ветхого иконописания, необходимо было прочистить и эту святую икону, которая в XVIII веке была записана другим образом похожего извода, под названием Смоленская. При снятии верхнего слоя красок был обнаружен другой чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Образ Пресвятая Богородца Макарьевская». Это обретение святой иконы произошло 13 мая и сопровождалось многочисленными чудесными исцелениями, исследованными и подтверждёнными специально созданной комиссией.

Те иконы утрачены в страшные годы бунта против Бога и Его людей в XX веке, одержимые ненавистью ко всему что от Бога люди уничтожили, растащили, продали и проели свои святыни, но так и не насытились и не разбогатели. Это короткое и безумное время прошло и сегодня в Макариево-Унженском монастыре находится список этой иконы, так же источающий благодатную помощь православным, с чистой верой обращающимся к Богу и Его Пречистой Матери. Эта чудотворная икона находится в храме во имя прп. Макария. Благословение Божие, как и тогда, и сейчас пребывает здесь. Ведь не конкретная икона дарует нам исцеления, помощь и защиту, а Сама Пречистая Богородица, отметившая эту обитель своим святым изображением. Здесь изволил почить и преподобный Макарий, и сегодня пребывающий в своей любимой обители, покровительствуя этому месту и ходатайствуя за своих людей.