Икона Божией матери Юровичская «Милосердная»
День памяти: в субботу Похвалы Богородицы (суббота Акафиста) и 13 сентября по новому стилю.
По археологическим данным славянское поселение на месте современных Юрович появилось в конце 10 века. Первые письменные упоминания о Юровичах относятся к 1510 году. Местечко входило в состав Мозырского повета Минского воеводства Великого княжества Литовского, застраивалось и богатело благодаря выгодному расположению у реки Припять и при дороге Мозырь – Лоев.
Во второй половине 17 века в Юровичах обосновались монахи католического ордена иезуитов, с деятельностью которых и связано появление в Юровичах чудотворного образа Божией Матери и возведение здесь грандиозного храмового комплекса. Эта икона, исполненная в церковно-художественном стиле «Богоматерь Одигитрия», по заключению экспертов была написана в начале 17 века на территории Западной Украины, так как в оформлении образа заметно сильное влияние православной иконографии.
Впервые в исторических хрониках икона упоминается в 1630 году, когда она принадлежала знаменитому польскому полководцу коронному гетману Станиславу Конецпольскому. Тридцатые годы 17 века выдались очень неспокойными. На Украине то и дело вспыхивали казацкие восстания против польского ига. В 1635 году после упорных боев казаками была взята польская крепость Кодак на Днепре, что открывало им путь в глубь Украины. Запылали панские усадьбы, костелы и католические монастыри. В панике польская шляхта и католическое духовенство, бежавшие на запад, прятали свои ценности в безопасных местах. Так же и Конецпольский, заботясь о семейных сокровищах, переправляет их в безопасные места. Среди семейных ценностей он имел икону Богородицы дивной красоты, которую вместе с семейными сокровищами передал на хранение монахам-иезуитам во Львове.
Один из монахов, который распаковывал вещи гетмана для просушки, был поражен, когда увидел образ Богородицы. С разрешения монастырского начальства он поместил образ у себя в келье и молился перед ней в потребностях своей души. К иконе приходили и другие монахи.
Времена тогда были поистине небезопасные и неспокойные. Восстания, войны, грабежи… Люди особенно нуждались в духовной помощи и заступничестве Божией Матери. В эти трудные времена в 1661 году началась душепастырская работа молодого монаха Мартина Тырновского. Отец Мартин хорошо понимал, сколько трудностей и опасностей поджидает его на пути и решает отдать себя под покровительство Богородицы. Именно поэтому он обращается к внуку уже умершего гетмана Станислава Флориану Конецпольскому с просьбой подарить ему икону, которая с величайшим тщанием хранилась во Львове. Вскоре отец Мартин получил от Конецпольского письменное согласие, с которым он поехал во Львов, где ему и вручили образ.
Весной 1673 года отец Мартин Тырновский с инспекцией посетил юг Великого княжества Литовского, где он остановился в живописном месте Юровичи, так как поветовый город Мозырь лежал в руинах. Как всегда при нем был образ Богородицы. Когда его миссия была окончена, отец Мартин собрался в путь, но кони остановились как вкопанные, миссионер не знал, что делать и вдруг услышал голос Божией Матери, которая сказала, что ее чудотворный образ должен остаться в Юровичах на земле Полесья.
Проповедник, не смея ослушаться голоса Царицы Небесной остался в Юровичах. С помощью местных жителей и при поддержке мозырской шляхты отец Мартин в кратчайшие сроки построил небольшой деревянный храм, а в 1680 году руководством ордена иезуитов было принято решение основать в Юровичах миссию и монастырь.
Образ прославился великими чудесами и стал одной из главных святынь ВКЛ. Слава о чудесах Юровичской иконы разнеслась во все концы Великого княжества и Польского королевства. Поклониться образу, испросить исцеления и Божией Милости в Юровичи шли толпы паломников: вельможные паны, мещане и простые крестьяне. Как отметил один летописец, «… временами было тяжело отличить обычный день от праздничного - так много было народа у святыни».
В 1755 году в Несвиже при поддержке крупнейшего землевладельца Мозырщины Богуслава Аскерки в типографии князей Радзивиллов увидела свет книга об истории и чудесах Юровичской иконы «Источник милостей духовных Девы Марии с Юровичских гор». Ее автором был католический монах Франциск Колерт. Книга состояла из 14 разделов. В этом богословском сочинении приведено множество подробных примеров чудесных спасений, исцелений и других милостей, связанных с заступничеством Богородицы. Вот лишь некоторые из них. В начале ноября 1673 года под утро тихой и погодистой ночи над недавно построенной часовней на небе появился свет, будто днем, и огненные стрелы, летящие на юг. В это самое время польско-украинско-беларусская армия под командованием прославленного полководца коронного гетмана Яна Собесского под Хотинским замком сошлась в битве с превосходящей армией турецкого султана. В это время перед образом Юровичской Богородицы, как и во всех храмах Речи Посполитой, люди всех христианских конфессий молили Господа о даровании христианам победы. Через несколько дней после видения огненных стрел дошли первые известия о разгроме неверных и о великой победе и освобождении Волыни и Подолии от мусульманского ига.
23 августа 1724 года при пожаре в усадьбе мозырского земского писаря Теофила Ленкевича задохнулся младший сын. Убитые горем родители в отчаянии обратились к образу Юровичской Богородицы, которая услышала их – мальчик ожил.
Вскоре в Юровичах началось строительство грандиозного собора , который должен был стать местом пребывания святыни, вместо скромной часовни, которая уже давно не могла вмещать паломников. Собор своим блеском и величием должен был символизировать славу и значение Пресвятой Богородицы для всего христианского мира. Все чудеса и милости, изливаемые на грешную землю заступничеством и состраданием Божией Матери, которые происходили в Юровичской обители, старательно фиксировались в специальных «вотах», которые с особенным тщанием хранились в главном алтаре храма.
Икона почиталась как католиками, так и православными и приравнивалась к главной святыне государства Остробрамской иконе, которая находилась в столице, городе Вильно, в церкви, построенной над въездными городскими воротами со стороны Минского тракта. В 1726 – 1746 годах строительство Юровичского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в основном было завершено, хотя работы по его украшению продолжались еще несколько лет. Интересен тот факт, что чудотворный образ располагался в новом храме наподобие Остробрамской иконы – на высоте над алтарной частью в огромном резном золоченом киоте и пройти к нему можно было поднявшись по двум винтовым лестницам. Храм и братский корпус объединены в единый архитектурный комплекс. Высокие стены монастыря имеют красивые въездные ворота. По бокам стен возвышаются настоящие боевые башни с бойницами (построены в 1750 году). Храм – чудесный памятник архитектуры позднего барокко – был построен в форме креста. Эта трехнефная базилика с вытянутой полукруглой апсидой и двухбашенным фасадом. В южной башне располагалась колокольня, а в северной – изготовленные в Нюренберге по специальному заказу часы с боем. Окна и ниши украшены сложными профилями и потрясающей уникальной лепкой. С обеих сторон алтарной части – двухэтажные закристии. Боковые стены разделены лопатками и неглубокими нишами. Под храмом располагалась крипта, где хоронили монахов и особо потрудившихся для монастыря людей. Братский корпус имеет два этажа и две трехъярусные башни по углам фасада. Весь монастырь был окружен великолепным садом. При монастыре действовала школа, где учились дети как шляхты, так мещан и даже крестьян, при нем действовал школьный театр, работала библиотека. Почти два с половиной столетия Юровичская икона была покровительницей Полесья, была заступницей и утешением. Но уже во второй половине 19 века последний юровичский ксендз Гуго Гадзецкий, предвидя скорое закрытие Юровичской обители царскими властями, опасаясь за сохранность образа, решил заменить оригинал копией. По его просьбе талантливая художница из д. Деречин Ядвига Кеневич изготовила точную копию образа и монах тайно заменил ею оригинал. На список были переложены все оклады, серебряные позолоченные короны, сам же подлинник был передан на хранение Габриеле Горватт, жене речицкого маршалка (предводитель уездного дворянства), женщине набожной и известной всей округе своим благочестием. Через несколько месяцев после этого костел был закрыт и передан православной церкви. Храм в 1865 году был освящен по православному чину, после чего, согласно христианским канонам, чудодейственная сила чудотворного образа передалась и его списку (копии). Характерно, что небезызвестный М.Н. Муравьев, генерал-губернатор беларуских губерний, принимавший решение о закрытии юровичского костела, лично распорядился об образе Божией Матери «Милосердной.» В своем письме на имя минского губернатора уточнил: «… принимая во внимание то обстоятельство, что икона, которая издревле почитается в этих краях, которой приходят поклониться как православные, так и католики, как принадлежность церкви должна оставаться в оной…»
Габриела Горватт два десятилетия тайно хранила у себя святыню, а незадолго до своей кончины в мае 1885 года отправилась в Краков и передала образ в местный иезуитский коллегиум. С отцов-иезуитов она взяла письменное обещание вернуть икону в Юровичи, когда там будет восстановлен костел. В настоящее время оригинал иконы Божией Матери Юровичской «Милосердной» хранится в отдельной часовне в костеле святой Варвары в Кракове.
ХХ век стал великим испытанием для всего человечества. Гонения на Церковь Христову достигли невиданного размаха даже для времен языческих императоров Рима. Разрушая храмы и обители, уничтожая богатейшую тысячелетнюю культуру, совершалась попытка лишить народ духовности и уничтожить его самосознание. В вихре безумного богоборчества погибли бесценные памятники истории и архитектуры, которые были материальным воплощением многовековой истории и богатейших традиций. Такая печальная судьба не обошла стороной и Юровичскую обитель и ее святыню. Ее дом, Юровичский монастырь, разрушили и разорили. После закрытия храма советскими властями монастырский комплекс оставался нетронутым. Даже во время Великой Отечественной войны ни один снаряд не упал на его территорию. И только человеческое безумие и неблагодарность в 50-70 годы 20 столетия начали свое черное дело. Казалось, что великая святыня, хранившая и оберегавшая Полесье, уже никогда не вернется в свой разоренный дом, на свою печальную землю. Но Истина всегда торжествует. Прошли десятилетия и гонители Истины были посрамлены.
В 2006 году в нижнем храме в самой деревне был обнаружен древний образ Богородицы Юровичской «Милосердной». Она вернулась на свою землю, в свой разоренный и разрушенный дом в своем древнем списке. Срочно была проведена реставрация: образ расчищен от грязи, пыли, киот вновь вызолочен. Реставраторами было однозначно установлено: это один из немногих уцелевших списков оригинала середины 18 века. И как символ торжества Добра, Любви и Милосердия, вслед за Ее явлением пришла радостная весть – собор Рождества Богородицы в Юровичах, бывший два столетия Ее домом, будет поднят из руин и восстановлен. Сейчас в Юровичском монастыре идут полным ходом реставрационные работы.
Обретение этого древнего списка вселяет надежду в наши истомленные повседневной суетой души, что милость Божия и утешение вернутся на многострадальную Полесскую землю, и мольбы всех страждущих будут услышаны Вседержителем, а Юровичская Богородица будет ходатаицей за всех, кто с истинным покаянием и смирением обратит свои полные слез раскаяния глаза к образу Богородицы «Милосердной», как назвал Юровичский образ простой народ столетия назад. Именно в знак нашего смирения и непоколебимой веры в заступничество Пресвятой Богородицы по ходатайству Преосвященного Стефана, епископа Туровского и Мозырского, перед Святым Синодом Беларусской Православной Церкви был установлен день памяти иконы Божией Матери Юровичской «Милосердной» в субботу Похвалы Богородицы (суббота Акафиста) и 13 сентября нового стиля. Каждый год в Ее честь устраивается Крестный ход из Мозыря в Юровичи, а также торжественные богослужения в праздник Похвалы Богородицы в Юровичах каждую весну.