Икона Божией Матери Древо Иессеево

2 / 15 Июля

На иконе изо­бра­же­на ро­до­слов­ная Иису­са Хри­ста по ли­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Со­глас­но вет­хо­за­вет­ным про­ро­че­ствам, Хри­стос дол­жен был ро­дить­ся в ко­лене Иуди­ном из цар­ско­го ро­да Да­ви­да, сы­на Иес­се­е­ва (Ис.11:1-5). Ико­на «Дре­во Иес­се­е­во» пред­став­ля­ет ле­жа­ще­го на зем­ле Иес­сея, из гру­ди ко­то­ро­го раз­рас­та­ет­ся ро­до­слов­ное дре­во с изо­бра­же­ни­я­ми пред­ков Хри­ста. Гре­че­ское на­зва­ние ико­ны – «Ми­ров­ли­ти­са». В на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дит­ся в гре­че­ском мо­на­сты­ре Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая на ост­ро­ве Ан­дрес. В гре­че­ской Церк­ви празд­ник иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ров­ли­ти­са» уста­нов­лен 15 июля (2 июля по ста­ро­му сти­лю).

Почитание святыни в Александровском Успенском женском монастыре

В иконописном подлиннике XVII века «Ерминии», составленном  Дионисием Фурноаграфиотом, дается такое описание композиции иконы:

«Праведный Иессей спит. Из-под плеча его выходят три ствола с ветвями; из них два малые обвились около него, а третий, великий, растет вверх, и на нем в ветвистых кругах видны еврейские цари от Давида до Христа: — первый — Давид с арфою; выше его Соломон с книгою закрытою, выше Соломона прочие цари, по порядку, со скиптрами в руках; а на вершине ветвистого ствола — рождество Христово, и по обе стороны его, в ветвях, пророки с пророчествами взирают и указывают на Христа». Там же предлагается изображать «Древо Иессеево» в южном крыле паперти.

Икона  обители, действительно, находится на южной паперти Троицкого собора.

Изображенные на иконе «Древо Иессеево»:

Внизу в центре — Иессей.

Нижний ряд (слева направо): Царь Иосафат, Царь Асса, Праотец Авраам, Царь Давид, Царь Соломон, Царь Иосия, Царь Иофам.

2 ряд снизу: Праотец Исаак, Протец Иаков, Матерь Божия с Богомладенцем Иисусом Христом, Царь Манассия, Царь Езекия.

3 ряд снизу: Царь Ахим, Св. Иосиф Обручник, Праотец Иаков, Царь Елиаким.

Вверху слева: Святые Иоаким и Анна. Справа: Прав. Елисавета и Захария.

Текст на свитке Иессея

Что древле обещал в Едеме Бог Адаму,

Что после подтвердил изустно Аврааму,

В кончине лета то свершить благоволил,

И милости Свои над нами удивил.

От Иессеева се корня ветвь явилась,

Вселенна вся плодом Ея вдруг оживилась.

Се Дева в рождестве и прежде рождества,

В Себе невместный огнь вмещает Божества.

И по рождении в век Дева пребывает,

Печати девства огнь, прошед, не повреждает.

Какое таинство являют небеса,

Коль сладкая щедрот посеялась роса.

Род смертный яко прах под облаком вращался,

Как червь, так человек повсюду пресмыкался.

Грех, клятва, смерть и ад его трезали дух,

Геенским пламенем он был объят вокруг.

Но се от Бога Бог, от Девы Сын Рожденный,

Как солнце, разогнал весь оный мрак сгущенный.

Ликуй Вселенная, и пламенем любви

Благодарение Спасителю яви.

Ищи спасенья в Нем, и купно с правой верой

В дар добродетелей плод приноси созрелой.

На Нем Едином все надежды утверждай,

И Матерь Божию на помощь призывай.

При помощи Ея препоны разрушатся,

Вселезлобные враги падут и сокрушатся.