Икона преподобных Зосимы и Савватия

17 / 30 Апреля
8 / 21 Августа
27 Сентября / 10 Октября
Осенью 2013 года Музей русской иконы передал Соловецкому монастырю икону Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с обителью, созданную в XVII веке. Образ был обнаружен и приобретен сотрудниками музея в Западной Европе.

На иконе изображены основатели Соловецкой обители преподобные Зосима и Савватий, держащие в руках модель монастыря. Они представляют его Вседержителю или Богоматери, изображение которых не сохранилось. Подобный облик монастыря сложился к началу XVII века. На иконе можно увидеть пятиугольную крепость, строительство которой завершилось в конце XVI века, и каменные галереи-переходы, построенные в 1602 году. Внутри каменных стен изображены все основные постройки обители того времени: Спасо-Преображенский собор, каменный одноглавый Никольский храм, каменная трехшатровая звонница, Успенская церковь с трапезной палатой.

Икона небольшая, ее размеры 32,3×27,3×2,3 см, что характерно для пядничных икон. Такие иконы, как правило, были «раздаточными» или «променными», их дарили или продавали богомольцам, приезжавшим поклониться мощам преподобных основателей монастыря, благословляли гостей обители. Монастырь заказывал их иконописцам поморских вотчин или мастерам крупных художественных центров в Москве, Костроме, Мстере, Холуе и др.

По мнению доктора искусствоведения Т.М. Кольцовой, это самый распространенный иконографический вариант соловецких раздаточных икон, особенно характерный для XVII века. Преподобные Зосима и Савватий на них, как правило, обращены к образу Божией Матери «Знамение», так как этот образ покровительствовал новгородскому архиерейскому дому, под управлением которого монастырь находился в XVI–XVII веках.

Как считает ученый секретарь Музея русской иконы, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации А.П. Иванникова, «на сегодняшний день это древнейшая из известных икон такой иконографии, что придает ей особую культурную, научную и музейную ценность». Специалист считает, что исходя из стилистических особенностей, время создания образа можно отнести к началу XVII века.

Это также одна из самых древних икон в современном иконописном собрании Соловецкого монастыря. Образ помещен на центральный аналой в храме святителя Филиппа для поклонения верующим.