Пустынька блаженной Параскевы

Под окнами ее домика по целым дням стояла толпа богомольцев, с благоговением ожидавших, не даст ли она им добрый совет, не помолится ли за них.

«Прасковья Ивановна жила в домике, очень небольшом, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, замечательно опрятная. Вся стена этой комнатки была закрыта большими иконами. В центре — Распятие, по сторонам его — справа Божия Матерь, слева — апостол Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья-чуланчик, служившая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны. Простая деревянная кровать юродивой Паши Саровской с громадными подушками редко занималась ею, а больше на ней покоились куклы. Да не было времени ей лежать, так как ночи напролет она молилась перед большими образами. Под утро Прасковья Ивановна ложилась и дремала, но чуть забрезжит свет, она уже моется, чистится, прибирается или выходит на прогулку для молитвы. После обедни она садилась за работу, вязала чулки или делала пряжу. Это занятие сопровождалось, конечно, внутренней молитвой, и потому пряжа Прасковьи Ивановны так ценилась в обители, что из нее делались пояски и четки.

Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Почти все из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать в гостях у Прасковьи Ивановны». Так описывал современник Параскевы Ивановны ее комнатку.

Теперь в пустыньке блаженной Параскевы Ивановны устроен музей. В нем три зала. В одном устроена мемориальная комната блаженной с дореволюционной кроватью, с многочисленными куклами на ней, с чайным столом, со множеством икон, как и было у блаженной Паши.

Мебель привезли из Арзамаса, из дома, который до революции и в первые десятилетия советской власти принадлежал Николаю Александровичу Доброхотову. После разгона окрестных монастырей он приютил в своем доме дивеевских сестер, трех игумений, в том числе Серафимо-Понетаевскую, и епископа.

Куклы тоже дореволюционные, и некоторые похожи на куклу Кирика блаженной Параскевы Ивановны, которая запечатлена на фотографии.

В витрине висят синее платье и рубашка с розовыми рукавами, они принадлежали блаженной Параскеве Ивановне, в них она ходила к причастию. Она любила яркие, красные цвета и, когда встречала почетных гостей, надевала на себя несколько сарафанов сразу. Здесь же помещен сарафан последней дивеевской блаженной Анны Ивановны Бобковой.

В красном углу среди старинных икон помещена икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая до революции находилась в келье блаженной Параскевы Ивановны.

В центре большого зала обращает на себя внимание витрина с монашеской одеждой прежних дивеевских сестер. Экспозиции этого зала посвящены первоначальницам Дивеевской обители преподобным Александре, Марфе и Елене; попечителям — протоиерею Василию Садовскому, Михаилу Васильевичу Мантурову и Николаю Александровичу Мотовилову; игумениям Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Здесь представлены их личные вещи, фотографии, портреты.

Третья комната посвящена прославлению преподобного Серафима. Об этом событии рассказывают старинные фотографии, документы и памятные сувениры того времени, когда состоялось прославление. Представлен покров, вышитый Царицей Александрой Федоровной в дар Саровской пустыни в 1903 году для возложения на раку новопрославленного святого Серафима. В музее воссоздана часть кельи преподобного саровского старца: угол с копией иконы Божией Матери «Умиление». Здесь находятся стул, табуретка, лесенка, сделанные руками преподобного Серафима.

До революции в пустыньках блаженных дивеевские сестры читали неусыпаемую Псалтирь. Эта традиция возобновлена в домике блаженной Паши Саровской.