Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Адрес:
Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Прудовый переулок, 3Б
Телефон:
паломнический центр
+7-83134-4-34-45

канцелярия монастыря
+7-83134-3-00-15

почтовая канцелярия; требы
+7-83134-3-00-11
E-mail:
diveevo.pochtovik@yandex.ru

pishu.diveevo@yandex.ru
Дата основания:
1779
дата восстановления:
1991

История

Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 года – решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. А 31 июля в Дивеевском монастыре встречали мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они почивают в Троицком соборе по слову святого Старца, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве.

Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре и на 19 его скитах и подворьях действует 36 храмов с 82 престолами,  проживает около 500 насельниц.

14 апреля 2008 года учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которому совершается 27 июля, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители преподобной Александры. В Собор Дивеевских святых входит 17 подвижников благочестия – святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.

<h4>
Краткая история обители</h4>
<p>
     Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь основан в середине XVIII века в Нижегородской губернии. Сама Пресвятая Богородица указала первоначальнице  обители преподобной Александре Дивеевской (Агафье Семеновне Мельгуновой) место, которому предназначено было стать Четвертым уделом Божией Матери во Вселенной  после Иверии, Афона и Киева.
</p>
<p>
     На месте явления ей Божией Матери в селе Дивееве преподобная Александра в 1779 году построила каменную Казанскую церковь и основала при ней женскую общину, которая существовала под духовным руководством старцев Саровской пустыни. Перед  смертью (+1789 г.) мать Александра просила позаботиться о своей общине молодого иеродиакона Саровской пустыни Серафима (Мошнина), будущего преподобного Серафима Саровского. Изволением Божиим прошло почти  сорок лет, прежде чем  заповедь матушки   Александры  не оставлять ее обители была исполнена отцом Серафимом. Лишь по окончании своих многолетних монашеских подвигов пустынножительства, молчальничества, стояния на камне, затвора, придя в меру «мужа совершенна», получившего от Господа благодатные дары исцеления и прозорливости, по благословению Царицы Небесной батюшка Серафим стал мудрым и заботливым отцом дивеевским сестрам.
</p>
<p>
     В 1825 году Верховная Владычица приказала отцу Серафиму основать к востоку от Казанской церкви новую девичью общину. В нее следовало перевести восемь сестер из общины матушки Александры. Велено было возвести два храма – в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, ископать канаву и насыпать вал вокруг обители, а также построить мельницу-питательницу. Так возникла Мельничная девичья община, днем основания которой считается 22 декабря 1826 г. Через преподобного Серафима для нее был дан устав, до того времени ни в одном монастыре не существовавший.
</p>
<p>
     В 1842 году состоялось объединение Мельничной и Казанской общин. А в январе 1861 года Указом Святейшего Синода был утвержден Серафимо-Дивеевский монастырь. Первой его настоятельницей стала игумения Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова, 1819-1904 гг). Имея глубокую веру в святость батюшки Серафима, игумения Мария  старалась неукоснительно соблюдать все заповеданное дивным угодником Божиим и привела обитель к духовному расцвету и внешнему благолепию. За годы управления игумении Марии (1861-1904 гг.) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик: были построены Троицкий собор, игуменский корпус, трапезный храм, колокольня, а также детский приют, богадельня, гостиница, около 30 корпусов для послушаний и жилья сестер. В начале XX века в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 1600 насельниц. По словам епископа Нижегородского и Арзамасского  Назария (Кириллова), «обитель эта есть поистине чудо милости Божией по молитвам преподобного ее основателя».
</p>
<p>
     Игумения Мария дожила до Саровских торжеств 1 августа 1903 года, посвященных прославлению в лике святых преподобного Серафима. А 2  августа она  вместе с сестрами принимала  в Дивеевской обители Императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной и членами Царской Фамилии. Через год после этих событий   всеми любимая  матушка  Мария мирно почила о Господе, указав свою преемницу игумению Александру (Траковскую), ставшую последней настоятельницей перед закрытием обители. Игумения Александра пережила, как и многие дивеевские сестры, изгнание, ссылку, арест и скончалась в городе  Муроме в 1942 году.
</p>
<p>
     Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря произошло 27 сентября 1927 года. В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены. В сохранившихся трех каменных храмах царила «мерзость запустения». Землей и мусором засыпана была Святая Канавка.
</p>

Игумения

Игумения Сергия (Конкова)

Святые и подвижники благочестия

22 Июля / 4 Августа, 20 Апреля / 3 Мая
26 Августа / 8 Сентября, 14 / 27 Июня
22 Сентября / 5 Октября, 14 / 27 Июня
30 Января / 12 Февраля, 14 / 27 Июня

Святыни и святые источники

19 Июля / 1 Августа, 28 Июля / 10 Августа Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Храмы и Богослужения

Благовещенский собор
2012 г.

В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.


Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Поскольку Батюшка от себя ничего не говорил об устроении Дивеевской обители, а только то, в чем его наставляла Царица Небесная, то таким образом мы становимся свидетелями исполнения Ее воли.

Попытки осуществить этот замысел были предприняты в начале ХХ века при игумении Александре (Траковской). Однако указанное батюшкой Серафимом место было уже занято в 1846 году Тихвинской церковью, построенной лжеучеником преподобного Серафима и гонителем дивеевских сестер Иваном Тихоновичем Толстошеевым. Священномученик Серафим (Чичагов) настаивал на том, чтобы новый собор строился на заповеданном преподобном Серафимом месте, и блаженная Параскева тоже не благословляла закладывать храм вне Канавки.

После разгона Дивеевского монастыря в 1927 году в Тихвинской церкви была устроена паровая мельница, которая сгорела через год. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. Только тогда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступили к подготовке места для строительства собора и утвердили архитектурный проект. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.

Прошло еще сто лет, пока освободилось наконец место, предназначенное для собора. Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей строителям Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала в Дивеево Свой Пояс. 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеевскую обитель был принесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы. Многотысячным крестным ходом ковчег со святыней был пронесен по Святой Канавке, которую, как говорил батюшка Серафим, «Сама Царица Небесная Своим пояском измерила». Место, где намечено было возвести Благовещенский собор, митрополит Георгий крестообразно осенил ковчегом с Поясом.

За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора определены поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, и составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам.


Деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Казанская»
восстановлен в 1989 г.
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Лазареву субботу 22 апреля 1989 года. Перед освящением Казанской церкви в нее внесли пожертвованную митрополитом (тогда архиепископом) Николаем икону преподобного Серафима Саровского с вложенной в нее малой мантией Святого. Батюшка изображен на иконе в рост. В настоящее время этот образ Преподобного находится в Преображенском соборе.

В одноэтажном здании, приспособленном для Казанской церкви, до революции была монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем жила игумения Александра. Впоследствии дом принадлежал священнику. Дом разобрали и перенесли на окраину Дивеева к Казанскому источнику. Летом 1989 года рядом с храмом построили звонницу.

Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник — 21 июля и 4 ноября. Здесь совершаются таинства Крещения, Венчания и отпевание.


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Преображенский собор
1907 г.
восстановлен в 1998 г.
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Иван Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. Но когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали, и собор заложили 10 июня 1907года южнее, напротив начала Канавки.
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
5 : 15
Общая исповедь
По: суб.
время
богослужение
примечание
8 : 00
Поздняя Божественная литургия
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
5 : 30
Ранняя Божественная литургия
Строился собор на крупные пожертвования Ф. В. Долгинцева и братьев Арцыбушевых. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Анатолия Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов.

В 1916 году строительство собора было закончено, даже большие золоченые кресты — дар петербуржцев — уже украшали его.

Изнутри весь собор был расписан фресками. Расписывали сами сестры под руководством палехского художника Л.И. Парилова. Они же написали все иконы. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение на год. Но тут произошла революция 1917 года, и освятить собор не смогли, так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор. А освящать его хотели во имя иконы Божией Матери «Умиление» и прп. Серафима.

В советское время здесь был гараж, потом тир. Протоиерей Валерий Смирнов так описывает этот собор в пору разорения монастыря: «Новый собор, в свое время полностью подготовленный к освящению, представляет собою мерзость запустения! Стекла выбиты, дверей нет, входные ступени разрушены и поросли травой. Трава покрывает и желоба кровли, давно не видавшей краски. Кресты, как на новом, так и на старом соборах отсутствуют, бетонное основание пола в одном месте с какой-то целью пробито, открывая жутко зияющую глубину подвального помещения».

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной в сонме святых прп. Марфы Дивеевской. Новый собор освятили в честь Преображения Господня; до революции деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки. В том же 1998 году был освящен правый нижний придел в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, а левый — в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви). Освящение правого верхнего придела в честь иконы Божией Матери «Тихвинской» состоялось 21 июня 2006 года, левого верхнего в честь Новомучеников Российских — 11 августа 2006 года. Накануне праздника Святой Троицы 2008 года закончена роспись храма (художники — Анатолий и Ольга Беляевы). Фрески на евангельские сюжеты и изображения святых выполнены акрилом, с нанесением сусального золота.


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
Трапезный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского
1895 г.
О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам прп. Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменная трапезная была построена в 1895 году.
Сохранилось описание ее внутреннего убранства, сделанное в начале ХХ века: «Чрезвычайно величественное впечатление производит великолепная, большая, светлая трапезная Дивеевского монастыря. За двумя-тремя десятками длинных столов, уставленных исключительно деревянной посудой, здесь собирается по воскресеньям и по праздникам все многочисленное женское монастырское население (по будням обедают в келиях). В передней части столовой красуется вся залитая золотой отделкой церковь с величественным иконостасом. Посреди трапезной на возвышении поставлен аналой, за которым одна из монахинь читает во время трапезы громким голосом жития святых».

Трапезный храм был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского. В то время в России появилось много Александровских церквей и соборов. В память о благополучном исходе крушения Царского поезда на станции Борки храмы посвящали небесному покровителю Императора Александра III.

В советское время в трапезном корпусе размещались клуб, библиотека и кинотеатр. Возвращение этого здания монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированной трапезной состоялся праздничный обед с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 ноября 2000 года престол трапезного храма был повторно освящен. Росписи выполнены художниками палехской мастерской «Лик».


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Троицкий собор
1865 г.
восстановлен в 1996 г.
В 30-х годах XIX века преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли восточнее Казанской церкви. Ее брату, Михаилу Васильевичу, Батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки великого собора, о котором Преподобный говорил: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!» — и сравнивал предназначенное для собора место с гумном Орны Иевусеанина на горе Мориа, где стоял Ангел, поражающий Израиль за грех царя Давида, повелевший создать алтарь Господу Богу (1 Пар. 21).
Каждый день
время
богослужение
примечание
7 : 00
Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
16 : 00
Вечернее богослужение
В зимнее время
17 : 00
Вечернее богослужение
В летнее время
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
7 : 45
Общая исповедь
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 00
Божественная литургия
По будням
время
богослужение
примечание
13 : 00
Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
14 : 00
Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 00
Параклис Божией Матери
8 : 45
Общая исповедь
9 : 00
Поздняя Божественная литургия

«Святой царь Давид, — сказал он Елене Васильевне, — когда восхотел соорудить храм Господу на горе Мории, то гумно Орны туне не принял, а заплатил цену; так и здесь. Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!»

Когда Елена Васильевна поехала в Темников и передала желание батюшки Серафима владельцу земли господину Жданову, он воскликнул удивленно: «Вы хотите, чтобы я продал этот клочок земли дивному Серафиму?! Берите даром!» Но выслушав знаменательные слова старца, Жданов, не смея ослушаться, принял присланные ему деньги и выдал на землю купчую. Егор Иванович Жданов рассказывал впоследствии игуменье Марии Ушаковой, как с этих денег начали чудесным образом устраиваться его дела.

Непросто оказалось выполнить завет прп. Серафима о строительстве храма именно на этом месте. Иван Тихонович Толстошеев, который выдавал себя за серафимова ученика, но на деле нарушал все заповеди дивного Старца, желал заложить собор по своему усмотрению. Четыре разных мест предлагал Толстошеев для собора, даже хотел построить его в трех верстах от обители на реке Ломовке или в поле. Много усилий пришлось приложить Михаилу Васильевичу Мантурову и его сторонникам для того, чтобы убедить Нижегородского Преосвященного Иакова в том, что все предложения Ивана Толстошеева не соответствуют воле преподобного Серафима. Разобравшись в этом деле, Владыка спросил: «Но как же вырыть канавы для фундамента, когда завтра в четыре часа пополудни назначена закладка?» — «Нас съехалось много тысяч», — ответил народ. Работа закипела, и за одну ночь был вырыт котлован для собора. 5 июня 1848 года Владыка возложил первый камень и при этом во всеуслышание громко воскликнул: «От утра и до утра сей храм воздвигается великим чудом!»

Впоследствии, по козням Ивана Толстошеева (иеромонаха Иоасафа) строительство храма не велось. И началось только в 1865 году при игумении Марии Ушаковой. Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет.

В течение десяти лет собор был снаружи окончен, и Преосвященный Иоанникий решил освятить его, но внутренняя отделка продолжалась еще многие годы. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской — 28 июля. Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы «Умиление» Божией Матери, но Владыка определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1874 году над крестом в вышине стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги.

С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно его стали украшать удивительной живописью собственной монастырской работы — огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты. В алтаре на Горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора.

В 1880 году, 2 июня, правый нижний правый придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день — левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение двадцати восьми лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен.

Собор был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Ивановича Резанова, ученика академика К. А. Тона. Это был летний, неотапливаемый храм. По воспоминаниям паломников, он производил большое впечатление. «Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров. «Как великолепен этот собор, залитый светом, весь всегда полный какого-то светлого торжества, какой-то радостной теплоты, так прекрасно отражающий мысль о бесконечно благом, зовущем, благословляющем и успокаивающем Боге», — восклицал писатель Е. Поселянин.

В Троицком соборе хранилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Дивеевским сестрам Батюшка говорил: «Вручаю вас Самой Царице Небесной Умилению, Она вас не оставит!» Ныне копия с этой иконы, написанная в начале XX века и также чудотворная, занимает почетное место в Троицком соборе в правом киоте, как указание на то, что Верховной Игуменией Дивеевской обители является Пресвятая Владычица наша Богородица. Каждое воскресенье перед литургией, по заповеди Преподобного, пред иконой «Умиление» служится нараспев параклис.

Последняя служба перед закрытием монастыря состоялась 21 сентября 1927 года на праздник Рождества Богородицы.

В советское время в Троицком соборе был склад. В октябре 1989 года его передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года, когда был заново освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего — в честь преп. Серафима Саровского 31 декабря 1997 года; правого верхнего — 13 мая 1996 года в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской; левого верхнего придела — в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя 21 ноября 1997 года.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и др.

Ежедневно в Троицком соборе у мощей преподобного Серафима служится ему акафист.


 До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.
Храм в честь иконы Божией Матери «Казанской»
1773 г.
восстановлен в 2004 г.
В своих горячих молитвах Дивеевская первоначальница прп. Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить волю Божию, возвещенную Царицей Небесной о создании обители, «равной которой не было, нет и никогда не будет на земле». Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь именно в честь Казанской Ее иконы на том месте, где Она некогда явилась матушке Александре.

Строительство храма началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывали неподалеку на берегу речки Вичкинзы, для рабочих матушка Александра собственноручно ископала источник.

Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Он трехпрестольный — с приделами в честь святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Казанский и Никольский приделы были холодные — для летнего времени, а Стефановский устроен теплый — для зимнего.

По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь. В описи церковного имущества, удостоверенной благочинным священником села Сарминский Майдан Петром Филипповым, говорилось: «В настоящей церкви на престоле одежда первенивая по красной земле с разными цветами, на жертвенник камчатая голивая по красной земле з зелеными цветами, занавеса тавтяная красная, Евангелиев три, первое на полуалександрийской бумаге, (...) и на оных Евангелисты все сребреные и позлащеные. (...) Иконостасы новые резные позлащеные и в них иконное изображение живописной работы. Ризнаго одеяния вновь прибавлены: шестеро риз разных материев...»

Освящение Казанской церкви было совершено строителем иеромонахом Пахомием «соборне», вероятнее всего, в воскресенье, 19 января по старому стилю, в день памяти преподобного Макария Египетского. Незамедлительно, уже на следующий день, 20-го числа, отец Пахомий написал письмо Преосвященному Симону с сообщением об освящении Казанской церкви.

Новая каменная церковь была приходской, однако преподобный Серафим Саровский говорил, что со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма.

Батюшка предсказывал: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая... (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком».

Колокола с Казанской церкви были сброшены летом 1928 (или 29) года еще при действующем храме. В 1940 году были сняты с церкви кресты и уничтожены верхушки купола и колокольни, а в 50-х годах были убраны возвышения купола и колокольни, так что церковь представляла ровное продолговатое здание, покрытое одной ровной крышей. Сначала в ней разместили общежитие педтехникума, потом — мастерские, и очень долго в храме был склад.

В 1992 году Казанская церковь была передана монастырю. В 1996 году в четверике храма отмыли старинные фрески на евангельские сюжеты работы дивеевских сестер. Весной 2003 года приступили к ремонту храма и восстановлению колокольни и купола. 31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря — на купол Казанской церкви. Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма и созданы новые фрески, отражающие события истории Дивеевской обители (московские художники Ярослав Рылло и Дарья Шабалина).

31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. 8 сентября 2004 года был освящен Стефановский придел, а 17 октября 2004 года — Никольский. В 2008 году к Казанской церкви с южной и северной сторон были пристроены новые приделы. Они освящены архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь преподобных и блаженных жен Дивеевских, священномученика Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. С этого времени храм стал именоваться Казанским собором.


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Храмы в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы
1828 — 1830 гг.
25 ноября 1825 года Царица Небесная явилась преподобному Серафиму в Саровском лесу и повелела основать в селе Дивеево новую общину — для девиц. Место указала на востоке, напротив алтаря Казанской церкви и приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь — «в честь Рождества Сына Моего и Моего Рождества», — приложив новый храм к паперти Казанской церкви на месте Своего явления матушке Александре.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записано: «Зиждителем церкви, с благословения батюшки Серафима, был Михаил Васильевич Мантуров, муж богобоязненный и боголюбивый, весь горевший к Царице Небесной любовию. Исцелив его от смертельной болезни, в отблагодарение за то Богу, приказал ему батюшка, взяв на себя самопроизвольную нищету, продать все имение свое и на полученные за то деньги выстроить церковь для мельнично-девической общины. Тут же и занялся этим делом Михаил Васильевич».

Церковь Рождества Христова создавалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищеты. Отцу Серафиму предлагали несколько раз выстроить сестрам храм, но он отвергал приносимые деньги как «нечистые и не угодные Царице Небесной».

Проект первой монастырской церкви был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: «Слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. Преподобный Серафима советовал освящение Рождественской церкви провести в день Преображения Господня и говорил, что если церковь не будет освящена в этот день, то так и останется не освященною вплоть до будущего года и опять же до праздника Преображения Господня, в который должна она быть освящена, потому что Господу так угодно. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии, архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу.

Батюшка Серафим прислал для Рождественского храма иконы и церковные облачения, по его указанию из Москвы привезли священные сосуды, на Нижегородской ярмарке приобрели колокола. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Одна из серафимовских старец, монахиня Капитолина, говорила: «Колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе как подымется этот сладкий серебряный звон их».

Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.

Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: „Сына Моего почтил, а Меня позабыл!“ Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: „Четыре столба — ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая“». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены.

Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил тот же настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры.

В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие.

Храм Рождества Христова был холодным, а храм Рождества Богородицы — теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра.

После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса, в храме Рождества Богородицы — склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года, верхнего — 1 июня 1993 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Христова постоянно горит восковая свеча перед образом Спасителя, в церкви Рождества Богородицы — лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь.

Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Несмотря на то, что Рождественские храмы построены в стиле классицизма, они вместе с Казанской церковью, построенной в стиле русского барокко, создают впечатление целостного сооружения.

В 2008 году к Рождественским храмам были пристроены приделы с южной и северной сторон. Верхние освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии; нижние — в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского.

В алтаре церкви Рождества Христова сохранилась фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов, но современные росписи выполнены московским художником Дмитрием Трофимовым в ином — каноническом — стиле. Храм Рождества Богородицы расписан московским художником Константином Охотиным фресками, посвященными земной жизни Пресвятой Богородицы и истории Дивеевской обители. Приделы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег».


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Церковь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе
1902 г.
восстановлен в 1996 г.

В 1885 году в Дивеевском монастыре построили игуменский, или как называл его Батюшка — начальнический, корпус. Он поставлен на том месте, где на плане, нарисованном прп. Серафимом и хранящимся в монастыре, должен быть начальнический корпус. В корпусе находились архиерейские покои, кельи игумении, казначеи, благочинной, канцелярии, библиотека и комнаты для производства искусственных цветов.


В 1902 году для болевшей игумении Марии (Ушаковой) в восточной части начальнического корпуса была устроена домовая церковь, вмещавшая не более 50 человек. Храм освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии —  равноапостольной Марии Магдалины.

В 1903 году в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыня Императрица и особы Царствующего дома, посетившие Дивеевский монастырь после торжественного прославления прп. Серафима в Сарове. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией воспринимается как исключительно важное событие в истории монастыря. В память о нем в обновленной церкви в иконостасе помещена икона Царственных мучеников.

После закрытия монастыря церковь была разорена. В игуменском корпусе сначала разместили Дивеевский детский дом, а позже здесь были учреждения и квартиры.

Летом 1996 года отремонтировали фасад корпуса, и над церковью вновь устроили купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол был водружен крест. Храм повторно освящен 3 февраля 2006 года.


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в богадельне
1861 г.
восстановлен в 2004 г.
Богадельня с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» устроена в 1861 году сестрами Дивеевской обители — вдовой Шишкиной и девицей Варварой Александровной Карамзиной, проходивших послушание в больнице.

В «Обозрении церквей Нижегородской епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Модестом, Епископом Нижегородским и Арзамасским, в 1886 году» имеется сообщение о посещении храма архиереем: «Преосвященнейший изволил войти в больничную церковь во имя „Всех скорбящих Радости“. Эта церковь освящена в 1862 году, 11 сентября. Церковь эта не составляет отдельного здания, а занимает часть корпуса, в котором находятся келии престарелых монахинь. Выйдя из храма, Преосвященнейший изволил посетить и келии живущих здесь стариц. Между этими старицами есть принятые по личному благословению о. Серафима, основателя обители; всех стариц принятых по благословению о. Серафима остается в живых 17; некоторые из них помещаются здесь, а другие в другом корпусе. Есть между ними Анна Алексеевна — единственная оставшаяся в живых из осьми первоначальниц, взятых о. Серафимом из общины монахини Александры. Между этими старицами живет Варвара Александровна Карамзина, расширившая на свои средства церковь во имя Скорбящей Богоматери; В. А. Карамзина — племянница Российского историка Карамзина. Преосвященнейший, посетив келии стариц, благословил обитательниц келий».

По воспоминаниям монахини Серафимы (Булгаковой), «в две кельи, примыкавшие к алтарю домовой церкви, выходили даже окна, так что больные старушки могли молиться прямо у себя в кельях».

В этом храме состоялась последняя перед закрытием монастыря служба (всенощная и обедня) на праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября 1927 года. После обедни певчие запели, как обычно в Прощеное воскресенье, «Плач Адама». Все сестры прощались. Вся церковь плакала.

В советское время храм, находившийся в выступавшей части здания, был разрушен, больничные келии заняли под квартиры. В 2003 году здание было передано монастырю, и сразу же началась реконструкция. 12 ноября 2004 года Преосвященным владыкой Георгием был освящен крест, который затем установили на главку больничного храма. Освящение больничной церкви состоялось в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 6 ноября 2006 года.


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Целительница» в больнице
2009 г.
Монастырская больница была устроена в здании бывшей школы, которую в советское время построили внутри Канавки на территории кладбища. На этом месте прежде стояла деревянная кладбищенская Преображенская церковь, алтарем которой служила дальняя пустынька прп. Серафима, привезенная сюда из саровского леса.

Здание школы реконструировалось с 2004 по 2008 год. Северный пристрой школы был переделан для устройства в нем больничной церкви. На праздник иконы Божией Матери «Целительница» в 2008 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм во имя этого святого образа. Великим постом 2009 года начались росписи храма.

Когда проводились строительные работы, около больничного здания было обнаружено безымянное, полностью сохранившееся захоронение. Его перенесли восточнее и поставили над могилой крест. Эта могила служит напоминанием о том, что в юго-восточном конце Канавки до революции находилось монастырское кладбище.


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому
Часовня преподобного Серафима Саровского
1895 г.
восстановлен в 2004 г.
Когда шла подготовка к празднованию 100-летия прославления преподобного Серафима и велись работы по благоустройству Канавки, были обнаружены фундаменты мельницы, выстроенной по благословению Батюшки для Девичьей общины.

Закладка мельницы состоялась 9 декабря 1826 года по размеру ниточки, которую Батюшка дал сестре Ксении Васильевне. 7 июля 1827 года, накануне праздника Казанской иконы Божией Матери, мельница замолола.

Со временем мельницу перенесли на версту на восток — туда, где были хозяйственные постройки, а в 1895 году на месте Батюшкиной мельницы поставили часовню. В ней хранились жернова. Здесь же на ручной мельнице сестры мололи муку и раздавали ее по горстке в благословение паломникам.

В страховой оценке 1912 года сделана запись: «Часовня — бревенчатая, окрашена масляной краской, покрыта тесом — окрашенным, длиною и шириною 5 арш. (3,59 м) и высотой 8 арш. (5,75 м). Одна дверь, 6 оконцев».

По старинным фотографиям и описаниям в дни подготовки к торжествам, посвященным 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского, был воссоздан исторический облик часовни. 31 августа 2004 года Преосвященный Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский, освятил часовню в честь преподобного Серафима.


До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.


Скиты

Нижегородская область, Арзамасский район, село Шатовка
Нижегородская область, г. Кулебаки, деревня Кутузовка
дата основания:
1997 год
Нижегородская область, Дивеевский район, Солнечная поляна,
дата основания:
1993 год
Ардатовский район, село Канерга
Нижегородская область, Ардатовский район, село Автодеево Никольский скит.
Нижегородская область, Шатковский район, село Понетаевка
Нижегородская область, Дивеевский район, поселок Цыгановка
Нижегородская обл., Ардатовский р-н, п/о Круглово, с. Нуча,
дата основания:
1708 год
Нижегородская обл., Коверонинский р-н, с.Белбаж
дата основания:
1997 год
Нижегородская область, Арзамасский район, сельское поселение Шатовский сельсовет, посёлок Троицкий Скит

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
7 : 00
Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
16 : 00
Вечернее богослужение
В зимнее время
17 : 00
Вечернее богослужение
В летнее время
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.
время
богослужение
примечание
5 : 30
Утреннее правило
7 : 45
Общая исповедь
По: пнд., втр., сред., четв., пятн., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 00
Божественная литургия
По будням
время
богослужение
примечание
13 : 00
Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
5 : 15
Общая исповедь
По: суб.
время
богослужение
примечание
8 : 00
Поздняя Божественная литургия
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
5 : 30
Ранняя Божественная литургия
8 : 00
Параклис Божией Матери
8 : 45
Общая исповедь
9 : 00
Поздняя Божественная литургия

Служение

Просветительская деятельность

Монастырь занимается широкой просветительской деятельностью. Ежегодно Дивеевскую обитель посещает несколько сот тысяч паломников. Для них организуются экскурсии по монастырю.
В 1996 году при монастыре создана православная школа.
Адрес: НОУ «Дивеевская общеобразовательная монастырская православная средняя школа» 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, ул. Полевая, дом 15,
Телефон: (83134) 4-25-99.
Директор: инокиня Наталья (Лялюшко)

Совместно с Саровским благочинием работает воскресный лекторий для жителей села Дивеево и паломников.

В 2010 году был создан информационный центр с библиотекой для жителей села Дивеево и паломников.

Официальный сайт Нижегородской епархии

Социальное служение

Для паломников, прибывающих в монастырь, организовано двухразовое бесплатное питание и проживание в монастырских гостиницах в Дивееве или в скитах — Никольском, Знаменском, Покровском.

Монастырь оказывает помощь малообеспеченным жителям села Дивеево и неимущим паломникам — продуктами, вещами, а также материальную (для приобретения дров, одежды, на оплату лекарств и лечения), бесплатную медицинскую помощь постоянным и временным трудникам монастыря и паломникам. При необходимости монастырь обеспечивает питанием заключенным в следственном изоляторе Дивеевского РОВД. Кроме того, монастырь отправляет посылки, бандероли и заказные письма в места заключения и неимущим с духовной литературой, дивеевскими сувенирами, средствами личной гигиены и канцтоварами. По просьбе заключенных такие же посылки отправляютсядля их родных.

Обитель духовно окормляет воинские части и соединения, расположенные вблизи монастыря — Сатисскую бригаду МЧС, Саровскую дивизию внутренних войск МВД РФ, Арзамасский гарнизон. Сестры монастыря оказывают попечение медицинским учреждениям, детским домам и интернатам, в том числе находящимся далеко за пределами Нижегородской области.

Официальный сайт Нижегородской епархии



Контактная информация

Возврат к списку