Рака над мощами преподобного Трифона Вятского

«Паломников притягивала в обитель не только возможность помолиться преподобному, но и приложиться к раке, где почивали его мощи, прикоснуться к вещам, принадлежавшим, по преданию, святому. Начиная еще с XVII в. в монастыре была устроена рака над местом погребения преп. Трифона, здесь же находился и его образ. В 1764 г. на раке упоминается покров с его изображением, который, по-видимому, сохранился до наших дней: «У преп. Трифона на гробнице плащаница вышита по отласу серебром и золотом образ его, по полям вкруг обложен позументом малым серебрянным, да покров парчевой с золотыми травами, крест из позументу сребряннаго, вкруг оныя гробницы столбцы и решетки из зеленой меди». Через сто лет на раке лежал тот же образ преподобного, только по краям его был вышит тропарь. В 1764 г. над гробницей также находилась икона преп. Трифона, украшенная серебряным чеканным венцом и окладом, цатой, вышитой из китайского и персидского жемчуга и разноцветных камней, «вкруг того образа писаны чудеса его…»

Настоятели всегда заботились о месте погребения преподобного. В Успенском соборе у северной стены возвышалась литая медная посеребренная рака. В начале XIX в. «по причине учинившейся впадины земли» гробница покосилась, поэтому она была сдвинута со своего места, а окружавшая ее решетка разобрана. В 1805 г. все это было приведено в порядок, причем истлевшые на гробнице покрывало («срачица») домотканого синего холста («крашенины») и «одежда» из темно-зеленого сукна были заменены новыми.

В 1825 г. Иван Степанович Потапов посеребрил медную раку над погребением преп. Трифона, получив за работу 180 руб. В 1830 г. она выглядела следующим образом: «Под сенью резной вызолоченной на бульфаре… гробница преподобнаго Трифона из зеленой меди, в четырех углах медными ж выбивными столбцами и с трех снаружи сторон решеткою посеребряною апплике, на гробнице плащаница по атласу золотом и серебром с фольгою, руки накладные серебряные под золотом, в круге плащаницы обложено в один ряд узким серебряным позументом. Против гробницы на столпе – образ Трифона, на нем венец и оклад серебряный, цата из жемчуга с камушками… Вкруг образа писаны чудеса его».

В 1830 г. над гробницей была устроена сень, выполненная по рисунку губернского чиновника В. Н. Мосолова. За «крашение и позолоту резьбы сени над гробницею Преподобнаго Трифона с написанием с трех сторон в клеймах икон, и вверху над преподобным Господа Савваофа» монастырь заплатил 100 руб. вятскому мещанину Ивану Шмелеву. Деньги на устройство сени монастырю пришлось занять.

В 1854 г. изготовили новую сень, тоже деревянную с тремя клеймами: «Наверху 3 писма, изображение – пр. Трифон, Господь Саваоф, Иисус Христос с крестом, верху крест деревянный на яблоке».

В 1903 г., ко дню памяти преп. Трифона, над погребением была установлена новая рака, пожертвованная вятским купцом В. С. Поскребышевым, а также новая сень, устроенная на средства монастыря. Рака была серебряной, позолоченной, «чеканной работы с эмалью». С одной стороны был написан тропарь преп. Трифону, а также надпись о жертвователе. Наверху находилась серебряная риза и чеканное позолоченное изображение погребения преп. Трифона: «Верхняя доска серебряная, позолоченная, чеканная с эмалью. Венец серебряный, позолоченный, с эмалью. Камней в венце один большой аметист, 20 малых и 31 белых, самых малых, все в оправе.

Изображение преподобного Трифона живописи, под стеклом». Сень над ракой была металлической, высеребренной, местами позолоченной, на 4-х столбах. Над сенью было пять круглых клейм, увенчанных крестами, с изображениями св. Николая Чудотворца и Иоанна Крестителя, блаж. Прокопия, явления Божией Матери преп. Трифону, преп. Трифона, Успения Божией Матери. Хранились в монастыре и прежние раки. Так, в Благовещенской церкви находилась «гробница преподобного Трифона металлическая, с серебряным верхом».

Паломников также привлекали в монастыре реликвии, связанные с первым вятским архимандритом. Так, на раке хранились принадлежавшее преподобному рукописное Евангелие в серебряном окладе, а также кипарисовый крест, по преданию принадлежавший преп. Трифону. Там же лежали в ковчеге «…вериги железныя с таковым же крестом и тремя железными штуками от пояса, кои носил на себе преп. Трифон, весом 8 ¾ фунта». Вериги возлагали на болящих, чаявших получить исцеление по молитвам к преподобному. Был еще один «…ковчежец серебряный в виде креста, с одной стороны позлащенный; в нем хранятся часть схимы и часть зуба преподобного Трифона,… устроен в 1708 г., с серебряною цепочкою»».

(Из книги Кустовой Е.В. «История Вятского Успенского Трифонова монастыря». Том. 1. Киров 2012 год.)