Блаженная старица Любушка Сусанинская (Лазарева)
Блаженная Любушка (Лазарева Любовь Ивановна) родилась 17 сентября 1912 года в деревне Колодези Сухинического района Калужской области в крестьянской семье. Семья Ивана Степановича и Евдокии Ивановны Лазаревых, родителей матушки, была очень религиозной. Иван Степанович исполнял обязанности старосты храма в своем селе. У них было семеро детей, Любушка была младшей. На воспитание ее также повлияли четыре тети, родные сестры Евдокии Ивановны. Они любили брать девочку с собою в паломничества к окрестным святыням и монастырям.
В пятилетнем возрасте Любушка осиротела: ее благочестивая родительница отошла ко Господу. Через несколько лет за принадлежность к Церкви арестовали отца. Добрые люди не дали сиротам умереть, взяли в семьи. Когда Любушке исполнилось 18 лет, тетя хотела выдать ее замуж за соседа, но Любушка сказала, что избрана Богом для другой жизни, и замуж не пойдет.
Девушка поехала в Ленинград к старшему брату. Он поселил ее у себя и устроил работать на завод «Красный треугольник» галошницей. На заводе за вредность полагалось молоко. Любушка отдавала его сослуживцам, у которых были дети. Тяжело приходилось Любушке во время постов. В заводской столовой и дома предлагали скоромную еду, а готовить себе самой было некогда — придя с работы, она тут же спешила в храм. Поэтому всю ее пищу зачастую составляли лишь кипяток да хлеб. Любушка заболела туберкулезом, видимо от истощения - врачи обнаружили затемнение в легких. Пришлось перейти на бельевую фабрику кастеляншей. Здесь ее стали принуждать обманывать, делать приписки. Велели рвать простынь пополам, чтобы получилось две. Любушка отказывалась: «Не буду, это грех».
Однажды она, ослабев, упала на улице. Приехавший врач «скорой помощи» отказался забрать ее в терапевтическое отделение: «Это не моя больная». И девушку отвезли в психиатрическую больницу. Ей удалось убежать оттуда, но пришлось оставить там паспорт. Три дня Любушка ничего не ела - ей стыдно было просить. Наконец встретила верующую женщину, которая, увидев плачущую девушку, пожалела ее и накормила.
Любушка приняла решение всецело посвятить себя служению Богу и отправилась странствовать. Тогда же она приняла на себя подвиг юродства ради Христа.
Любушка жила без дома, без прописки. Терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, чтобы помолиться и о них. Любушка обходила святые места России, большинство из которых было тогда в разорении и запустении, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва.
Сейчас в некоторых изданиях можно встретить утверждения о том, что Любушка являлась ученицей и духовной дочерью преподобного старца Серафима Вырицкого. Однако достоверных известий о том, был ли у матушки духовный руководитель, у нас нет. В Ленинграде она обычно ходила на Волковское кладбище и в Николо-Богоявленский собор. Вполне возможно, что матушка, как особенная избранница Божия, еще в раннем возрасте самостоятельно вставшая на путь подвижнической жизни, в те трудные годы духовного разорения не имела каких-то постоянных духовных наставников, будучи наставляема Самим Богом, избравшим ее для особенного служения.
Наступило время, когда, по смотрению Промысла Божия, матушке предстояло стать старицей, помощницей и наставницей множества людей, которые теперь должны были узнать ее как прозорливую Любушку Сусанинскую.
Небольшое село Сусанино по Ленинградом, в котором поселилась Любушка, стало, благодаря ей, известным во всей православной Руси. Здесь печальница за Землю Русскую прожила около тридцати лет в доме благочестивой вдовы Лукии Ивановны Мироновой, молясь в местном храме Казанской иконы Божией Матери.
Блаженная Любушка Сусанинская совершала свои молитвы днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Это был подвиг столпничества, который она несла многие годы.
По субботним, воскресным и праздничным дням Любушка исповедовалась и причащалась можно в церкви Казанской иконы Божией Матери в Сусанино, а после службы принимала приезжавших к ней.
Ехали к ней отовсюду, не только из разных концов России, но даже из-за рубежа. Обращались к ней за исцелением от недугов, за советом в сложной ситуации, благословением, молитвами. Советами Любушки руководствовались не только простые верующие, но и иерархи, и опытные духовники, многие священники и монахи.
На первый взгляд Любушка казалась обычной согбенной старушкой. Одевалась она во все старенькое, поношенное, но выглядела аккуратной. На голове всегда носила простой ситцевый платочек, передний край которого выдавался далеко вперед, прикрывая глаза как схимнический куколь.
Разговаривая с человеком, Любушка часто «писала по руке» - водила пальчиком по ладошке и отвечала - иногда понятными словами, иногда загадочно, а порой, видимо, зная, что человек не выполнит сказанного: «Делайте, как хотите». Так могла она ответить и тем людям, кто уже обращался к ней, но не исполнил ее благословения.
Многих людей Любушка отправляла молиться в монастырь на Карповку к святому праведному Иоанну Кронштадтскому или к блаженной Ксении. Она их очень почитала.
Отец Наум, архимандрит из Троице-Сергиевой Лавры, часто отправлял к Любушке своих чад. Он и сам не раз бывал у нее в Сусанино. Однажды предлагал Любушке постричь ее в монашество, но она отказалась. «Я странница, - говорила она всегда, - так меня и поминайте...».
Любушкины слова казались всегда такими простыми, незамысловатыми, но в них была благодатная сила. Они попадали в «самую точку» и часто становились путеводными на многие годы. Благодаря своей чистоте и внутренней свободе от страстей, матушка могла давать ответы на самые непростые вопросы современной жизни, и слово ее звучало с той твердой уверенностью, которую может дать только благодать Святого Духа.
Более 20 лет несла Любушка свой молитвенный подвиг в Сусанино, и вот, в 80-летнем возрасте она отправилась в новое странствие. На этот раз она выбрала для жительства Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь, расположенный в селе Введенье Шуйского района Ивановской области. Прожила она там ровно год, выезжая время от времени по святым местам.
Но последнее земное пристанище было уготовано ей в нашем, Вышневолоцком Казанском женском монастыре. Любушка говорила, что это место благословлено ей Самой Матерью Божией и находится под Ее особым попечительством. «У вас здесь Сама Матерь Божия лампадки зажигает», - говорила блаженная.
В начале апреля 1997 года Любушка сильно заболела. От предложенной врачами операции она отказалась. Болезнь то немного отступала, то возвращалась вновь, принося старице тяжелые страдания.
На праздник Усекновение Главы Иоанна Предтечи (11 сентября 1997 года) она скончалась.
Отпевание назначили на третий день, 13 сентября. Огромный храм оказался полон приехавшими проститься со старицей, в том числе два архиерея, более двадцати человек духовенства из разных мест, несколько игумений со своими сестрами.
Любушку погребли слева от входа в Казанский собор монастыря. Исполнилось давнее предсказание блаженной старицы о том, что Матерь Божия Казанская придет и заберет ее.
Вскоре над местом погребения Любушки была построена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, где мощи ее и почивают доныне вместе с еще одной блаженной подвижницей – схимонахиней Марией.