Преподобный Антоний, игумен Соловецкий

9 / 22 Августа
После возведения игумена Исидора, Соловецкого постриженика, много послужившего обители в течение семи лет, в сан митрополита новгородского в 1604 году на его место был поставлен преподобный Антоний. «Муж трезвенный и терпеливый в подвигах иноческих - молитве и посте. Таков настоятель был необходим для Соловецкой обители в наступившее тяжкое время не только для северного края, но и для всего отечества». Настало смутное время самозванцев. Бывший игумен Соловецкий - митрополит Новгородский Исидор писал в монастырь о том, чтобы ежедневно молились за царя и о благоустройстве отечества по случаю появления самозванца Гришки Отрепьева, извещая, что он уже предан проклятию. 

После гибели первого самозванца явился другой, и царь Василий Иоаннович Шуйский для укрепления колеблющейся власти просил помощи у шведов. В 1609 году шведский воевода Исаак Бем писал Соловецкому игумену, спрашивая, кого он признает - самозванца или царя Василия и, в последнем случае, не нуждается ли в его помощи? Вероятно, игумен не отвечал на эту грамоту.

После низложения Шуйского король шведский стал захватывать русские города и надеялся возложить на свою голову венец Мономаха. Он заботился привлечь на свою сторону Соловецкую обитель. В феврале 1611 года Улеаборгский и Каянеборгский наместник переслал к игумену Соловецкому королевскую грамоту. Игумен Антоний послал 12 марта 1611 года такой ответ шведскому королю: «Буди тебе ведомо, что литовские люди, целовавшие крест в Москве великому святителю святейшему патриарху, боярам и князьям, дворянам, детям боярским, гостям (т.е. купцам) и всем людям всего Московского государства, изменили и во всем солгали; того, кто назывался в Московском государстве ложным царевичем Димитрием Иоанновичем, ныне убили и его нет в живых. Из Москвы великий святитель святейший Гермоген, патриарх московский и всея России, писал в Великий Новгород, Псков, Казань, Нижний Новгород, Вологду, Ярославль, северные города, Рязань и во все города Московского государства, повелевая ратным воинским людям съезжаться к Москве и единомышленно подвизаться на литовских людей. Божией милостию в Московском государстве к святейшему патриарху и боярам из всех городов всего государства люди на совет в Москву сходятся и полагают единодушно стоять против литовских людей. Все хотят выбирать на Московское государство царя и великого князя из своих природных бояр, кого всесильный Вседержитель Бог изволит и пречистая Богородица; а никого не хотят выбирать из иноверцев иных земель. И у нас в Соловецком монастыре, и в Сумском остроге и во всей Поморской области, тот же единомышленный совет: не хотим никого из иноверцев на Московское государство царем и великим князем, опричь своих природных бояр Московского государства. Писан в Сумском остроге. Лета 7119 (1611) марта в 12 день».

Такой патриотический ответ Соловецкого игумена не был приятен шведскому королю. Во всех обращениях шведов к Соловецкой обители под льстивыми словами и предложениями помощи против самозванцев, проглядывало желание подчинить своей власти весь Беломорский край. Вскоре намерения их обнаружились: весной того же 1611 года они напали на поморские волости и приступили к Кольскому острогу, от которого были отражены с уроном. Летом, замышляя разорение Соловецкого монастыря, они пристали на кораблях к островам в 30 верстах от Соловецкого. Простояв здесь все лето, ушли, не сделав нападения; они узнали, что обитель сильно укреплена. 
По донесению игумена Антония в августе присланы от Беломорской области воевода Максим Васильевич Лихарев и стрелецкий голова Елеазарий Денисович Беседново; они писали шведам с предложением прекратить военные действия с обеих сторон, но напрасно. Неприятель напал на Заонежье и Толвуйскую волость, а Лихарев и Беседново, выступив из Сумского острога, разбили противника и прогнали за пределы отечества, а потом, узнав о мире, заключенном между обеими державами, отправили к шведским воеводам Стиварту и Эрику послание, в котором опять просили о прекращении войны и размене пленных. 

Бедствия смутного времени, глубоко потрясшие Россию, не скоро окончились. Сумский острог с бежавшими в него крестьянами и малым числом ратных людей выдержал трудную осаду, а потом сделался точкой опоры в действиях против врагов. Шведские военачальники грамотой на имя игумена Антония настойчиво требовали себе «три города: город Корельской да город Кольской, да город Орешек (Шлиссельбург)», а потом вместо Орешка Сумский острог, угрожая в случае отказа войной. 

По вступлении на шведский престол короля Густава Адольфа тот же Каянеборгский наместник Эрик Харе, бывший первым нарушителем спокойствия при Карле IX, в грамоте от 30 мая 1613 года к воеводам в Сумском остроге просил о сохранении мира между пограничными жителями. Со своей стороны, он обязывался принять для восстановления спокойствия строжайшие меры - казнить смертию ослушников и просил о взаимности русских воевод. 

Игумен Антоний, проведший все время своего управления обителью в военных тревогах, скончался в 1613 году, и на его место, по грамоте царя Михаила Феодоровича, был поставлен преподобный Иринарх. (История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря (репринтное издание). М., 2001.)  
Память преподобного Антония, игумена Соловецкого, совершается в день празднования Собора Соловецких святых 9/22 августа. 


Тропарь всем Соловецким святым, глас 4


Взыскующе Христа вожделеннаго бисера, во страну полунощную востекли есте, и подвигом первоначальников соловецких поревновавше, леса и пустыни облагоухали есте своими богоугодными молитвами. Темже и Христос вас прослави, и мы вопием: вси святии Соловецтии, молите Бога спастися душам нашим.


Кондак всем Соловецким святым, глас 3

Духовнаго жительства желающе, устремистеся в суровыя островы Беломория и, безбедно преплывше житейское море, соблазнов мирских избегосте и в радости велией водвористеся. Непрестанным умным восхождением Бога достигли есте и нас учите небесному восходу.