Преподобный Иоанн, затворник Сезеновский
24 июня 1791 года в селе Горках (называемом также Потудань), при реке Потудань, Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье крепостного крестьянина Луки Ивановича Быкова родился сын. Нарекли его в Святом Крещении Иоанном в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Особые тихость и незлобие отличали Иоанна с раннего детства.
В 15-тилетнем возрасте он вступил на путь духовного подвига юродства Христа ради. Он избегал людей, чуждался своей семьи и проводил время в одиночестве. Много скорбей и побоев принял он от родителей за свое юродство, которое они объясняли ленью и нежеланием работать.
Его морили голодом, не пускали в избу зимой по целым ночам. С твердостью и терпением переносил юный подвижник все эти скорби и лишения, и родители вскоре оставили всякое попечение о нем, как неисправимом и ни на что не пригодном члене своей семьи.
Все чаще Иоанн стал покидать родной дом, уходя на поклонение святыням в Задонск, Воронеж, Острогожск и другие места, где пользовался советами лиц, известных своей богоугодной жизнью. С 1807 по 1809 гг. он пребывал в Белогорье, где помогал копать пещеры пещернице Марии Константиновне Шерстюковой. Затем отправился в Киево-Печерскую Лавру, где проводил чрезвычайно строгую жизнь, ночи проводя в молитве, а днем выполняя самые тяжелые работы в монастыре. После второго года пребывания в Киеве, он был замечен земляками, прибывшими на богомолье, и возвращен в родное село, где был избит помещиком, закован в железные цепи и заперт в холодном амбаре. Лишь заступничество острогожского блаженного Иоанна Васильевича заставило помещика оставить юношу на свободе и более его не притеснять.
После этого Иоанн около четырех лет странствовал по разным русским святым местам. В 1816 году он на две недели появился в Воронеже под видом « глухонемого Симеона».
Особым расположением пользовался Иоанн у старца Задонской обители иеросхимонаха Агапита (Болховитинова), в келье которого в 1817 году состоялась встреча блаженного Иоанна с благочестивой старицей Дарией Димитриевной Кутуковой. Увидев юродивого, Дария решила поместить его при старце Иларионе (Фомине), которого собиралась посетить. Иоанн, усматривая во всем волю Божию, беспрекословно последовал за ней. Прибыв к старцу Илариону, Дария просила того взять Иоанна к себе в услужение, но провидя подвижническую жизнь юноши, он отказался со словами: « Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить: он старее меня».
Вслед за Иоанном к отцу Иллариону прибыл князь Федор Николаевич Несвицкий – владелец села Сезеново. Его то старец и уговорил поселить юродивого Иоанна у себя в поместье. Князь не посмел отказать старцу, т.к. видел во сне видение, с явным указанием, что воля Божия жить Иоанну в Сезеново. Подвижника поселили в бане, единственное окно которой Иоанн наглухо забил. Пищу и воду, посылаемую из дома Несвицких, он получал через отверстие в двери. С этого времени началась его затворническая жизнь.
В 1833 году Иоанн, как не имевший документов, привлек внимание полицейских властей. Тогда местные помещики Звягины выкупили ему отпускную, после чего мещанин Иоанн Быков был приписан к Лебедянскому городскому обществу.
В том же 1833 году Иоанн переселился в новую двухэтажную столпообразную келью, устроенную Звягиными у Сезеновской Казанской церкви. Внизу, в подполье, по настоянию затворника был устроен могильный склеп со сводом, где по кончине он был погребен.
Люди, видевшие Иоанна, описывают его наружность так: лицо имел смуглое, волосы длинные, редкие, цвета темного, бороды не имел, также и усов. Роста был высокого, сутуловат и худощав, глаза прищуренные, черты лица светились миром и благодушием.
Жизнь затворника проходила в строгом посте и молитве. На теле своем носил железные вериги весом в восемнадцать фунтов (около 7,5 кг), на ногах - железные башмаки, обтянутые сукном, в руках – тяжелые чугунные четки с крестом. На теле затворника были раны, которые он не лечил. Если случалось ему заболеть, то вместо лекарств он прибегал к молитвам уважаемой им затворницы Елецкого Знаменского монастыря Мелании Пахомовой, посылая к ней за святою водой. Иоанн не раз говаривал: «Мелания велика пред Богом».
Слух о подвижнической жизни угодника Божия привлекал к его келии множество людей, приходивших к нему за советом и исцелением своих недугов душевных телесных.
В 1838 году Иоанн испросил благословения построить вместо ветхой Казанской церкви новый каменный семипрестольный храм. По молитвам затворника строительство шло очень быстро, но окончить его возведение Иоанн не смог. Завершить строительство нового храма он поручил Дарии Кутуковой.
Скончался Иоанн Сезеновский 14 декабря 1839 года в своей келье около аналоя на полу, в положении человека сделавшего поклон. Правая его рука, опертая локтем о пол, поддерживала голову, а левая рука лежала в ладони правой, точно подвижник готовился сложить их крестообразно на груди. Лицо усопшего было обращено к иконе Божией Матери.
Так как без разрешения Тамбовского архипастыря нельзя было похоронить покойного в устроенном им под кельей склепе, то тело оставалось почти месяц непогребенным. Во время ожидания погребения народ во множестве стекался к месту подвигов преподобного. Тело его вместо запаха смертного тлена издавало благоухание, а лицо цвело красотою и благолепием.
12 января 1840 года совершилось отпевание и погребение затворника. Во время отпевания на его челе выступили обильные капли маслянистой благоуханной жидкости, которую многие недужные собирали и мазали болящие члены, получая исцеление.
Со дня погребения до настоящего времени мощи затворника Иоанна усердно почитаются верующими и подают благодатную помощь всем с верою и усердием к нему обращающимся.