Сезеновский Иоанно-Казанский женский монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Елецкая
Адрес:
Липецкая область, Лебедянский район, село Сезеново
Телефон:
+7(47466) 9-41-38

звонить с 10:00 до 20:00
+7 (980) 262-45-11
E-mail:
sezenovo.monastery@yandex.ru
Дата основания:
1853
дата восстановления:
2005

История

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.

Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые девицы и вдовы, желающие подражать подвигу преподобного, образовали женскую общину, которая в 1853 году получила статус монастыря. По свидетельству очевидцев монастырь был очень красив, утопал в цветах и поражал своей благоустроенностью. К концу ХIХ века в нем проживало до 600 насельниц.
Подвижническая жизнь Иоанна Сезеновского являлась добрым примером не только для простых монашествующих и мирян, но и будущих Святых – преподобного Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.

В 1930 году обитель была закрыта и разорена и более 70 лет пребывала в запустении. В 2005 году начато ее возрождение.

В 1817 году по благословению старца Илариона (будущего затворника Троекуровского) Иоанн поселился у владельца села Сезеново князя Феодора Николаевича Несвицкого. Так как в доме князя не оказалось подходящего помещения, Иоанна поселили в деревянной бане. Из нее выбрали всю обстановку кроме печи, наглухо забили единственное окно, чтобы в нее не проникал дневной свет. С этого времени началась затворническая жизнь раба Божия, посвященная непрестанной молитве и богомыслию, чуждая всякой рассеянности и молвы.

19 декабря 1817 года, Иоанн с сопровождавшей его старицей Дарией Кутуковой, с которой познакомился в келии задонского старца иеросхимонаха Агапита, направился к старцу Илариону. По дороге они заехали в село Сезеново к его владельцу князю Федору Николаевичу Несвицкому. Накануне князь видел необычный сон. Из почитаемого в его семье образа Корсунской Божией Матери, стоявшего в гостиной, вышел младенец лет трех и сказал князю: «Возьми меня к себе на руки и дай место для молитвы, я – Иоанн многострадальный». В страхе князь отвечал, что недостоин взять его на руки и в доме не имеет места, потому, что все занято семейством и прислугой. Тогда младенец просил князя поместить его хотя бы в своей бане. Не смея отказать младенцу, князь взял его на руки, отнес в баню и оставил его там. При этом он увидел на верхней полке святую плащаницу. Когда к князю пришли Дария с Иоанном, он смутился и прошептал сестре: « Вот то лицо, которое я зрел во сне». Когда же он спросил об имени блаженного и услышал в ответ «Иван», то удостоверился в истинности своего видения.

В 1828 году невдалеке от келии затворника построила себе келию старица Дария Димитриевна Кутукова и приняла на себя обязанность прислуживать ему. Вскоре, близ затворнической кельи Иоанна, стали селиться благочестивые девицы и вдовы, жаждавшие пользоваться духовными наставлениями и руководством угодника Божия. Старица Дария была посредницею между ним и другими его ученицами и как бы настоятельствовала в этой малой общине, служа для всех примером послушания и подвижнической жизни.

В 1820 году затворник переселился в новую келию близ Казанской церкви, подаренную князем Федором Николаевичем Несвицким в благодарность за свое чудесное исцеление по молитвам преподобного.

В 1838 году Иоанн испросил благословения построить на месте ветхой Казанской церкви каменный семипрестольный храм. Затворник собственноручно своею тяжелой железной палкой размерил его основание, а на местах, предназначенных для престолов, водрузил деревянные кресты. 14 декабря 1839 года подвижник скончался. Своей ученице Дарии Кутуковой он неоднократно говорил о своей близкой кончине и поручил ей заботу об окончании строительства храма и утверждении начатого при нем строгого общежития.

Пятой в Сезенове поселилась Евфимия Моргачева (будущая игумения Серафима). Она занялась сбором средств для построения обители.

Постепенно количество желающих жить под мудрым руководством старицы Дарии росло, женская община увеличивалась.
Место погребения затворника Иоанна стало усердно посещаться благочестивыми его поклонниками, привлекаемыми слухом о его святой жизни и многих чудесах и исцелениях, получаемых с верою и усердием к нему обращающихся.
Через 13 лет из его келии была устроена церковь во имя Преображения Господня, а гроб подвижника был вынут и поставлен на левой стороне храма. Над ним был сделан кирпичный свод с металлическим надгробием.

Блаженный Иоанн прозревал духом, что Господь благоволит прославить село Сезеново устроением дивной иноческой обители. О будущем монастыре он говорил так:

« Знаешь ли, что будет здесь? Тут выстроится колокольня, и здешний колокол будет слышен по всей России». « Скоро здесь будет столько галок, что и не сочтешь. Здесь будет и Иерусалим, и Афон, и Киев…»
После смерти затворника возглавила общину сестер и взяла на себя попечение о дальнейшем создании обители старица Дария Кутукова. Она заботилась об устройстве келий для монашествующих, обнесла будущую обитель оградой, приобрела для обеспечения быта сестер землю, ископала колодезь для нужд общины. Келию затворника Иоанна, где он скончался, она переделала в храм Преображения Господня. В 1849 году была начата постройка трехпрестольного храма во имя Рождества Христова. Помощницей ей в этих благих делах стала Евфимия Моргачева. Она не только собирала пожертвования для строительства монастырских зданий, приобретала утварь и иконы, но и хлопотала в Санкт-Петербурге об исполнении воли затворника – об открытии в Сезеново женского монастыря.

10 октября 1849 года по Высочайшему соизволению указом Святейшего Синода Сезеновская женская община получила официальный статус, а 11 апреля 1853 года переименована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь. Первой настоятельницей, по общему желанию сестер и старицы Дарии, была избрана Евфимия Моргачева, которая приняла постриг с именем Серафимы, а в 1855 г. награждена саном игумении. Дария же, сложив с себя бремя правления, не переставала трудиться для монастыря до своей кончины, которая последовала 28 июля 1858 года.

В новом звании игумения Серафима неослабно продолжала трудиться над благоустроением обители. Она расширила ограду, устроила гостиницы для паломников.

В 1863 году была закончена постройка храма Рождества Христова. В 1864 году Преображенский храм, перестроенный старицей Дарией из кельи затворника, был разобран, так как не вмещал всех приходивших к нему на поклонение. На его месте игумения заложила новый храм во имя Святой Троицы в два этажа. Келия Иоанна оказалась под папертью нового храма. В новый храм были перенесены мощи затворника, могила старица Дарии также оказалась под его сводами и была отмечена каменным надгробием. При закладке нового храма колодезь, выкопанный старанием старицы Дарии, стал примыкать к левому алтарю, поэтому он также был благоустроен – над ним были выложены своды с арками.
Понеся великие труды по устройству обители, игумения Серафима скончалась 13 февраля 1877 года и была погребена под сводами построенного ею Троицкого храма.

Законченный вид Иоанно-Казанский Сезеновский монастырь приобрел в конце ХIХ – начале ХХ века.

В центре обители возвышались три каменных храма: Казанской иконы Божией Матери, Святой Живоначальной Троицы и Рождества Христова. У левого алтаря Троицкого храма находился колодезь, устроенный старицей Дарией. По пророчеству затворника Иоанна колодезь сей стал целительным. Обитель окружала кирпичная ограда с башенками и высокими арками въезных ворот.
Согласно сведениям на 1914 год в обители числилось 543 насельницы, проживающие в 112 келиях. Монастырь владел 685 десятинами 1200 саженями земли. Имелись свои поля, огороды, лес, два сада, силами сестер вырыт пруд. Особенно было развито молочное хозяйство. Для переработки зерновых культур имелась ветряная мельница лучшей механики, крупорушка, веялка, молотилка, для ремонта инвентаря – кузница. В обители занимались рукоделием: вышивали церковные облачения, плели кружева, ткали ковры. В иконописной мастерской сестры учились иконописи и технике золочения.
В монастыре действовала гостиница, богадельня для пожилых сестер, приют и женское учебное заведение для девиц-сирот и девочек из бедных крестьянских семей, а также церковно-приходская школа для мальчиков.

Затворник Иоанн, задолго до создания обители, предсказывая ее славу и процветание, предвидел и печальный период разорения: « Здесь будут звонить колокола, здесь будет стоять монастырь, но потом его разрушат», «Эти деревья потопчут, ворота будут распахнуты, и кругом будет много народа». Пророчество исполнилось в полной мере, после кровавых событий 1917 года.
Монастырь был лишен земли, всех построек и имущества, а за пользование храмами вынужден был платить налог. В 1930 году обитель официально закрыли, монахинь выслали, оставшееся имущество распродали с торгов. Многие сестры стали жертвами репрессий, были арестованы и пребывали в исправительно-трудовых лагерях. Некоторые из них, вернувшись из ссылки, в 1938 году были вновь арестованы и расстреляны. И лишь немногим удалось пережить годы репрессий и стать свидетелями разрушения некогда красивейшего монастыря, оскверненного безбожной властью.

Казанский храм с колокольней взорвали, святой колодец засыпали землей и мусором, монастырскую ограду разобрали на кирпич. Помещения Троицкого и Христорождественского храмов использовали для хозяйственных нужд и содержания скота, чем привели их в плачевное состояние.

Мощи затворника Иоанна сестры обители заблаговременно вывезли в с. Мечнянка Тульской губернии и перезахоронили в часовне возле Свято-Никольского храма.

Захоронения старицы Дарии и игумении Серафимы находились в нижнем этаже Троицкого храма покрытые мусором и попираемые ногами, но все же сохранились до нашего времени.

Настоятельница

Игумения Феофания (Проценко)

Святые и подвижники благочестия

30 Августа / 12 Сентября, 23 Ноября / 6 Декабря
9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря
14 / 27 Декабря, 24 Июня / 7 Июля
25 Мая / 7 Июня, 24 Июня / 7 Июля, 29 Августа / 11 Сентября, 23 Сентября / 6 Октября, 12 / 25 Октября

Праздники и чтимые даты

25 декабря / 7 января
2 / 15 Февраля

Храмы и Богослужения

Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская».
1838 — 1842 гг.
В 1838 году Иоанн испросил благословения у тогдашнего архипастыря Тамбовского, Преосвященнейшего Арсения (Москвина) построить на месте ветхой Казанской церкви каменный семипрестольный храм. Затворник собственноручно своею тяжелой железной палкой размерил его основание, а на местах предназначенных для престолов водрузил деревянные кресты.
Место, избранное Иоанном для храма подрядчик посчитал неудобным и просил поставить его повыше, на местности более ровной. Но подвижник отвечал: «Если поставите его там, то и в двадцать лет не построите, а на этом месте – в три года окончите». Подрядчик требовал денежного задатка и материала для работ: ни того, ни другого не имелось в наличии. «Подожди до завтра,- говорил ему Иоанн, - Матерь Божия и святитель Николай все нам пошлют». Действительно, утром следующего дня множество подвод со строительным материалом и продуктами для рабочих прибыло в Сезеново. Все это было прислано неизвестным жертвователем. В тот же день один богатый помещик вручил затворнику на строительство храма 500 рублей.

14 декабря 1839 года подвижник скончался. Строительство храма, по его благословению, продолжила старица Дария Кутукова. Но некоторые недоброжелательные люди, руководимые больше корыстью, чем усердием, пренебрегая завещанием затворника, вздумали взять на себя эту постройку и разными происками смогли удалить старицу из Сезенова. Дария отправилась на жительство в Борисовскую женскую пустынь Белгородского уезда. Но напрасно трудились зиждущии, - постройка не продвигалась, и они вынуждены были просить старицу вернуться. Дария приехала в Сезеново и принялась за работу. Вновь нашлись средства, материалы, рабочие, все необходимое. Предсказание Иоанна сбылось полностью, строительство продвигалось очень быстро и, по истечении трех лет, храм был готов.

В 1842 году были освящены два престола: в честь Покрова Божией Матери и во имя св. великомученицы Варвары. В 1844 еще два: во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1847 году была завершена внутренняя отделка храма, а в 1849 году Преосвященным епископом Тамбовским и Шацким Николаем (Доброхотовым) был освящен его главный престол во имя Казанской иконы Божией Матери.
Ризница и все необходимое для церковного служения было устроено на пожертвования благотворителей. Иконы и картины на библейские темы безвозмездно написали живописцы Санкт-Петербургской Академии художеств.

Императрица Мария Александровна в 1855 году пожертвовала обители Евангелие , обложенное малиновым бархатом и живописный крест столярной работы с деревянной золоченной подставкой, в котором хранились частицы мощей и другие святыни. Живописный образ Казанской иконы Божией Матери покрывал серебряный вызолоченный оклад, риза и венец, украшенный драгоценными камнями.

Внутренне убранство главного храма обители отличалось великолепием.
Каменная четырехъярусная колокольня вместе со шпилем достигала семнадцати с половиной саженей в высоту.

После событий 1917 года Казанский храм был разграблен, колокола с колокольни сброшены. А в 1930-е годы церковь взорвали. Более семидесяти лет о его существовании напоминал лишь огромный холм битого кирпича, поросший кустарником и травой. В настоящее время это место расчищено, обозначен фундамент бывшего храма, который в летнее время украшен цветами.
Храм в честь Пресвятой Троицы.
1864 — 1875 гг.
Память о затворнике Иоанне Сезеновском хранит самая величественная постройка монастыря – храм во имя Пресвятой Троицы. Честные останки Сезеновских подвижников находятся именно «под сенью Святой Троицы».
Переселяясь в новую келью в 1833 году, затворник Иоанн пророчествовал: «Где мой дом – там мой гроб». В 1852 году старица Дария перестроила келию Иоанна, где он был захоронен, в храм Преображения Господня. В конце 1855 года храм был освящен. Но малые размеры Преображенского храма не позволяли вместить многочисленных паломников, шедших поклониться угоднику Божию.

Игумения Серафима в 1864 году разобрала Преображенский храм и на его месте выстроила обширный двухэтажный пятиглавый храм. Нижняя церковь с престолом в честь Рождества Богородицы освящена в 1869 году. Верхняя - во имя Пресвятой Троицы – в 1875. Очевидцы, посещавшие храм в начале ХХ века, так описывали его: «Внутри храма много света и воздуха. Очень хорошая живопись, иконостас хорошей резной работы. Внизу иконы выполнены в византийском вкусе, в верхнем храме резьба и позолота сделаны лучшими московскими мастерами».

При освящении храма Тамбовский архипастырь Преосвященный Палладий (Раев) говорил: «Если бы возможно было перенести этот храм в Тамбов, я постоянно служил бы в нем».
В нижнем храме, который в народе называли «пещеркой», были погребены основатели обители. По левую сторону алтаря размещался гроб с честными останками затворника Иоанна, по правую - было захоронение старицы Дарии, а у северной стены – игумении Серафимы. Все три захоронения были единообразно оформлены декоративными надгробиями, поверх которых были положены серебряные золоченые изображения преподобных угодников Сезеновских в полный рост. У каждого надгробия горела неугасимая лампада.

После разрушения Казанской церкви, службы стали проводить в холодном Троицком храме зимой и летом. С 1933 года службы проводить совсем запретили. Троицкий храм стали использовать для содержания скота. В нижнем храме были мастерские, затем мельница и кузня. В последние годы храм использовали для хранения удобрений, которые разъели стены нижнего храма.

В настоящее время храм частично восстановлен. В нижнем его этаже находятся мощи основателей обители – преподобных Иоанна, Дарии и Серафимы Сезеновских.

Храм в честь Рождества Христова
1849 — 1860 гг.
Одноглавый трехпрестольный храм во имя Рождества Христова был заложен старицей Дарией в 1849 году. Дело старицы, отошедшей ко Господу в 1858 году, продолжила игумения Серафима. В годы ее управления были освящены два престола: правый в честь Сретения Господня в 1859 году. Главный престол во имя Рождества Господня освящен в 1860 году преосвященным Феофаном (Говоровым) епископом Тамбовским и Шацким.
Престол в левой алтарной части был подготовлен к освящению во имя св. благоверного князя Александра Невского, но так и не был освящен.

Храм закончен общим строением в 1863 году. Для того, чтобы иметь возможность проводить богослужения в зимнее время, храм был устроен теплым. Площадь его была расширена с помощью хоров, окружавших внутреннее пространство с трех сторон. На хорах планировалось освятить еще два престола.

В годы советской власти в Христорождественском храме было устроено овощехранилище. Отсутствие заботы о храме со стороны новых хозяев привело к утрате иконостасов, напольного покрытия, уникальной системы отопления. В настоящее время храм очищен от мусора и нуждается в восстановлении.

Богослужение в монастыре


Каждый день
время
богослужение
примечание
8 : 0
Божественная литургия
15 : 0
Монашеское правило
17 : 0
Вечернее богослужение
В зимнее время - в 16.00
Каждый день (кроме праздников)
время
богослужение
примечание
6 : 30
Акафист, утренние молитвы, полунощница


Новости

Все новости

Контактная информация

Как добраться?

Автобусом или железнодорожным транспортом до г. Лебедянь Липецкой области.
Или до г. Липецка или г. Ельца Липецкой области, а далее с пересадкой на автобусе до г. Лебедянь. Из города Лебедянь автобусом или такси до с. Сезеново.

На автомобиле – до г. Лебедянь Липецкой области. От г. Лебедянь на восток, пересекая шоссе Данков-Липецк около поста ГАИ. У восточной оконечности с. Вязово (около 10 км. от г. Лебедянь) следует свернуть на север по указателю на Сезеново (еще около 5 км.).

Возврат к списку