Преподобный Корнилий Переяславский, в мире Конон, был сыном рязанского
купца. В юных летах ушел из родительского дома и пять лет прожил
послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом.
Затем юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и
Глеба, что на Песках. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно
выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился
с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три
раза в неделю. Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий. С
этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели. Некоторые
из братии насмехались над святым Корнилием, как юродивым, но преподобный
молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги. Испросив у игумена
разрешение жить в затворе, преподобный Корнилий затворился в выстроенной
для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве.
Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта
изнутри.
Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией. Святой Корнилий был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного Корнилия иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец. Тридцать лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), свидетельствовал мощи преподобного Корнилия, и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.
Тропарь, глас 8
Новоявленнаго угодника Божия почтим,/ Корнилия преподобнаго,/ крест на рамо вземшаго,/ иго Христово усердно понесшаго,/ иже на невидимыя враги мужественно подвизався/ и козни их поправ, яко добр воин,/ Владыце Христу предста и молится о душах наших.
Кондак, глас 2
Вышняя получити желая,/ в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне,/ да наследиши Горняя, презрел еси дольняя,/ не токмо очи отвратив, не видети суеты,/ но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная,/ обаче немолчным сердцем воспел еси Богу./ Не умолчи убо и ныне, о нас моляся,/ Корнилие преподобне.