Преподобный Лука (Швец), Глинский, схимонах

9 / 22 Сентября

Пре­по­доб­ный Лу­ка (Швец), в ми­ру Леон­тий († 1 мая 1898 г.). Про­ис­хо­дил из кре­стьян Сум­ско­го уез­да Харь­ков­ской гу­бер­нии (ро­дил­ся в 1838 г.). В Глин­скую пу­стынь при­шел в 1864 г. Вна­ча­ле 2 го­да тру­дил­ся на кухне, за­тем 22 го­да — в пе­карне. В 1869 г. был по­стри­жен в ря­со­фор и на­зна­чен стар­шим в пе­карне. За­бо­тясь о ду­хов­ном пре­успе­я­нии под­на­чаль­ных ему по­слуш­ни­ков, он неред­ко ру­гал их, — чтобы они, об­на­ру­жив в се­бе гнев­ли­вость (и уви­дев прав­ду о сво­ем незре­лом ду­хов­ном со­сто­я­нии), учи­лись пре­одоле­вать эту страсть тер­пе­ни­ем (на­чи­на­ли путь к незло­бию, без ко­то­ро­го невоз­мож­но под­лин­ное мо­на­ше­ство); при этом, есте­ствен­но, о. Леон­тий «вы­зы­вал огонь на се­бя» и сми­рен­но пе­ре­но­сил оби­ды.

В 1875 г. он при­нял по­стриг в ман­тию с име­нем Лон­гин. В 1888 г. о. Лон­ги­на на­зна­чи­ли «смот­ри­те­лем Псал­ти­ри» — от­вет­ствен­ным за по­ря­док чте­ния стар­ца­ми Псал­ти­ри по бла­го­де­те­лям мо­на­сты­ря. В 1891 г. по­движ­ник при­нял схи­му с име­нем Лу­ка и по­се­лил­ся в Ближ­нем ски­ту, а в 1893 г. пе­ре­шел в Даль­ний скит. Стар­цем схи­мо­на­ха Лу­ки был прп. Ар­хипп (Ше­ста­ков). Вклю­чив в свое ке­лей­ное пра­ви­ло 500 мо­литв Иису­со­вых (по ука­за­нию о. Ар­хип­па), прп. Лу­ка, ве­ро­ят­но, не сра­зу на­учил­ся удер­жи­вать пол­ное вни­ма­ние при их про­чте­нии, — и од­на­жды ему явил­ся на воз­ду­хе Глин­ский об­раз Неру­ко­твор­но­го Спа­са, от ко­то­ро­го был го­лос с при­зы­вом чи­тать мо­лит­вы мед­лен­но и вни­ма­тель­но. Как мно­гие ис­тин­ные по­движ­ни­ки, о. Лу­ка под­вер­гал­ся бе­сов­ским стра­хо­ва­ни­ям («Од­на­жды вы­хо­жу я из ке­лии, на­ле­те­ла на ме­ня боль­шая бе­лая ло­шадь и на­ча­ла грызть», — при­зна­вал­ся он уче­ни­кам), од­на­ко вы­шел из этой бра­ни по­бе­ди­те­лем («Враг гнал ме­ня из ски­та, но я по­бо­рол его»). Имея уче­ни­ков, схи­мо­нах Лу­ка умел муд­ро на­ста­вить каж­до­го из них: од­но­го — от­кро­вен­ным сло­вом, дру­го­го — ино­ска­за­ни­ем (один инок рас­ска­зы­вал: «Несколь­ко раз отец Лу­ка да­вал мне чи­тать имен­но то, о чём хо­чешь узнать, но стес­ня­ешь­ся спро­сить»). «Ис­тин­ная лю­бовь, что мо­жет, да­ет для всех, а не из­бран­ным», — бы­ло од­но из его на­зи­да­ний па­со­мым. Бе­сы мсти­ли стар­цу за то, что он бди­тель­но обе­ре­гал сво­их чад от ду­хов­ной опас­но­сти («Через вас всю сию ночь на по­лу про­ка­тал­ся», — мол­вил од­на­жды схим­ник). Имея да­ры про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний, о. Лу­ка скры­вал свою мо­лит­ву о боль­ных внеш­ним дей­ством — пред­ла­гал вку­сить ка­кое-ли­бо про­стое сна­до­бье (ко­гда к нему при­шел один боль­ной ли­хо­рад­кой инок, ста­рец раз­мо­чил часть буб­ли­ка и вру­чил го­стю со сло­ва­ми: «Боль­ной? На — ешь!»; из ке­льи тот инок вы­шел здо­ро­вым). В ке­лей­ной жиз­ни по­движ­ник был ра­душ­ным и ве­се­лым, од­на­ко при этом все­гда но­сил в серд­це страх Бо­жий: раз, ко­гда его ке­лью по­бе­ли­ли и он, вер­нув­шись в нее, уви­дел об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» по­став­лен­ным на кро­вать, то немед­лен­но пе­ре­нес свя­ты­ню на преж­нее ме­сто; по­сле слу­чив­ше­го­ся о. Лу­ка усерд­но по­мо­лил­ся пе­ред ико­ной и услы­шал го­лос: «Раб, все­гда хра­ни бла­гую ве­ру, сим оправ­дан бу­де­ши».