Рождества Богородицы (Глинская пустынь) ставропигиальный мужской монастырь Киевской епархии Монастыри УПЦ МП

Адрес:
Украина, Сумская область, Глуховский район, село Сосновка
Телефон:
+38(05444)6-74-37
E-mail:
дата восстановления:
1994

История

В 1-й половине XVI в. в местах, где расположена обитель, находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям. С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны. На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, который воздвиг часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в 3-й день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне

В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился. После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В конце XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители.

Первое документальное упоминание о Глинской пустыни — как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» — относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась — с перерывами — до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским (обе причины гипотетичны).

К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов (с перенесением самой чудотворной святыни). В наши дни традиция восстановлена: крестный ход совершается 1 сент.
На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». Преподобный Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит преподобному Макарию отзыв о Глинской пустыни святителя Феофана Затворника.

Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всё общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.

Старцы святой жизни, имевшие дары Святого Духа, жили в обители уже в конце XVIII в. Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника отца Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Переходили в пустынь и опытные подвижники. Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад.

Преобразования игумена Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству.

В 1922 г. пустынь была закрыта. Чудотворная икона была утеряна.

В 1942 г. — она вновь возродилась. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.; посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам.

В 1961 г. последовало второе закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни».

В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Священный Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

Насельники Глинской пустыни ведут обширную просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. Монахи окормляют воспитанников близлежащей школы-интерната с. Шалыгино, ведут Православную страницу в местной газете. Начиная с 26 октября 2006 года в г. Глухове ежегодно проходит фестиваль духовной музыки «Глинськi дзвони». Также с ноября 2006 года ежегодно проводятся Международные научно-практические конференции, посвященные истории монастыря и актуальным проблемам Православия и современности.

Ввиду особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества ей было посвящено множество написанных трудов. Выдающееся место в историографии монастыря принадлежит фундаментальному труду  схиархимандрита Иоанна (Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» , где систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов восстановленного отцом Иоанном архива обители). Все направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы автором с академической полнотой. Избранный о. Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга.

Наместник

Антоний, архиепископ Путивльский, викарий Киевской епархии (Крипак)

Святые и подвижники благочестия


Храмы и Богослужения

Храм в честь святителя Николая Чудотворца
Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Иверская»
Часовня в честь праведных Богоотец Иоакима и Анны
2002 г.

На месте Ближнего скита был освящен источник, поставлена часовня в честь праведных Иоакима и Анны (2002). Рядом со скитом восстановлено монастырское кладбище.



Контактная информация

Возврат к списку