Преподобный Владимир Белопесоцкий, Серпуховской

25 Августа / 7 Сентября (141-й день после Пасхи) Собор Московских святых

Родился будущий подвижник около 1450 года в Ржеве и в мирской жизни носил имя Василий. Характерно, что его монашеское имя начинается на ту же букву, что и мирское. Это вполне соответствует традиции, распространившейся на Руси с конца XIV века и довольно долго господствовавшей впоследствии. Согласно преданию, преподобный происходил из детей боярских (в «Летописи 1868 года» – «меньших славных бояр») и сперва посвятил себя мирскому служению воеводы. В синодике Белопесоцкого монастыря, составленном в 1645 году, переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

Знатное происхождение в эпоху Средневековья обеспечивало особое положение в обществе. Рожденному в тереме иноческий путь давался заметно тяжелее, чем человеку, первый крик которого раздался в крестьянской избе. Вот что пишет по этому поводу историк Н. С. Борисов в книге «Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света»: «Выходцам» среды знати всегда было гораздо труднее вступить на «путь совершенства» нежели простолюдинам. Во-первых, они сталкивались с дружным сопротивлением родственников, для которых такое решение было ударом по престижу всего рода, по его “карьерному потенциалу”. Во-вторых, за монастырской стеной юный аристократ попадал в чуждую ему социально-культурную среду. В лесных монастырях “общего жития” преобладали люди малограмотные и простодушные. Их культурные интересы и бытовые потребности были минимальны. “Старец”, которому должен был подчиняться знатный послушник, вполне мог оказаться вчерашним крестьянином или отпущеным на волю холопом... Известно, что послужив некоторое время солдатом в гвардейском полку, молодой дворянин уходил оттуда в линейный полк уже с офицерским чином. Примерно так же складывалась и судьба многих выдающихся представителей русского монашества XV века, чье происхождение связано с московским правящим классом.

Конечно, «сын боярский» Василий (будущий преподобный Владимир Белопесоцкий) не принадлежал к числу самых сливок древнерусской аристократии, и его мирская карьера воеводы не обязательно была связана со служением московскому княжескому дому – даже, скорее всего, наоборот, он находился на службе у тверских князей. Но происхождение приближало его к выдающимся представителям русского монашества, выходцам из аристократической среды, гораздо больше, чем к черни, и общая закономерность монашеского пути знатного человека XV века вполне прослеживается на его примере. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель под Каширой. Когда он оставил пределы Новгорода Великого, как долго скитался в поисках места для учреждения новой обители, неизвестно. В любом издании, где речь заходит об основании Белопесоцкого монастыря, говорится, что возник он в конце XV века.

При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было.

Год, день и час смерти преподобного Владимира Белопесоцкого неизвестны. «Летопись 1868 года» Белопесоцкого монастыря сообщает, что жития ему «было 72 года». Писцовая книга Каширского уезда 1578–1579 годов добавляет к этим сведениям, что «начальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». Если от даты последнего прижизненного упоминания преподобного (1522 год) отнять семьдесят два, то и получится приблизительная дата его рождения – 1450 год. Однако последнее прижизненное упоминание не говорит о том, что человек умер тогда же или вскоре после того.

Местное почитание преподобного Владимира существовало в Белопесоцком монастыре не позднее середины XVII века. Об этом говорит вклад протоиерея каширского собора Митрофана, относящийся к 1645 году: он дал тогда в обитель пелену на гробницу у начальника преподобного игумена Владимира» («средина камкова- личневая, крест бархатный черный, опушка у пелены тафта алая»). За пределами монастыря, тем не менее, почитание угодника Божьего особенно не распространилось. Так, в писцовых книгах Каширского уезда 1664 года Владимир Белопесоцкий преподобным не назван, а упоминается как почивший игумен. В 1998 году, когда, праздновалось 500-летие Белопесоцкого монастыря, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия совершилось причисление святого к местному почитанию, была написана икона, составлены тропарь и кондак. Память преподобного Владимира Белопесоцкого празднуется 15 июля в связи с его тезоименитством по отношению к равноапостольному князю Владимиру Крестителю. Мощи преподобного ныне покоятся под спудом в Троицком храме Белопесоцкого монастыря.

Источник: http://www.svtbm.ru/1/s_rad_v_bel.html">Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь.

Почитание святого в Троицком Белопесоцком женском монастыре

Родился будущий подвижник около 1450 года в Ржеве и в мирской жизни носил имя Василий. Ситуация в Ржеве XV века была неспокойной. Этот го­род в верховьях Волги занимал видное стратегическое положение и привлекал к себе внимание главных политических игроков региона того времени: князей Московского княжеского дома, ли­товских правителей, великих князей Тверских, правящей боярской верхуш­ки Новгорода Великого — знаменитых «золотых поясов». Ржев неоднократно менял владетелей, будучи хорошей «разменной монетой» в политических играх. Находившийся с 1390 года во владении князя Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, Ржев в начале XV века перешел к великому князю Московскому Ва­силию I Дмитриевичу. Волей нового правителя в городе были возведены улучшенные укрепления. Чуть позже Ржев, а также Владимир, Переяславль- Залесский, Юрьев-Польский и Волоколамск оказались переданы «в кормле­ние» литовскому князю Свидригайлу Ольгердовичу, перешедшему на сторо­ну Москвы в качестве ее вассала. Ог­ромный размер пожалования не дол­жен нас удивлять — Свидригайло, сын знаменитого литовского правителя и брат короля Польши, родоначальника династии видных польских правите­лей, являлся очень крупной фигурой на международной арене Восточной Европы. Однако тот, кто однажды по­гнался за лучшим куском, как правило, не останавливается на достигнутом, он снова и снова будет искать более выгодной доли: Свидригайло Ольгердович не надолго задержался на Руси. Вернувшись в Литву, он продолжил собственную политическую карьеру — и небезуспешно.

В середине 1440-х годов Ржев при­надлежал галичскому князю Дмитрию Шемяке. Это было горячее время так называемой «феодальной войны вто­рой четверти XV века в великом кня­жестве Московском», когда потомки Дмитрия Донского боролись между со­бой за престол. Одну группировку воз­главлял сын Василия I Дмитриевича Ва­силий II, другую — ржевский владелец Дмитрий Шемяка. В начале 1446 года Василий II был ослеплен своим сопер­ником, за что, как традиционно счита­ется, впоследствии получил прозвище «Темный», а после ослепления — сослан в Вологду. Однако целеустремленный Василий, несмотря на слепоту, кото­рая в ту эпоху обычно выводила чело­века из политики, возобновил борьбу за московский престол. Он заручился поддержкой великого князя Тверско­го Бориса Александровича, но помощь последнего не была бескорыстной. Василий II обещал властелину Твери Ржев. А город этот требовалось еще завоевать — он подчинялся Дмитрию Шемяке и не собирался добровольно переходить под тверскую власть. Нача­лось противостояние местных жителей и войск великого князя Бориса. После многодневной осады Ржев был взят. Через два года город захватила Литва, но не смогла удержать в своих руках: по мирному литовско-тверскому договору 1449 года он возвращался в состав вла­дений Бориса Александровича.

Как видим, Василий, будущий пре­подобный Владимир Белопесоцкий, появился на свет в многострадаль­ную для Ржева пору. Родился ли он при литовской власти или в период правления Дмитрия Шемяки, а может быть, — уже Бориса Александровича, неизвестно. Характерно, что его мона­шеское имя начинается на ту же букву, что и мирское. Это вполне соответству­ет традиции, распространившейся на Руси с конца XIV века и довольно долго господствовавшей впоследствии. Со­гласно преданию, преподобный проис­ходил из детей боярских (в «Летописи 1868 года» — «меньших славных бо­яр») и сперва посвятил себя мирскому служению воеводы. В синодике Бело­песоцкого монастыря, составленном в 1645 году, переписан «род начальни­ка обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

Знатное происхождение в эпоху Средневековья не только обеспечива­ло особое положение на иерархической лестнице разделенного социальными ступенями общества, но и обуславли­вало воспитание, образование, взгляды человека. Стоит учесть, что рожденно­му в тереме иноческий путь давался за­метно тяжелее, чем человеку, первый крик которого раздался в крестьянской избе. Вот что пишет по этому по, историк Н. С. Борисов в книге «Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света»: «Выходцам» среды знати всегда было гораздо труднее вступить на «путь совершенства» нежели простолюдинам. Во-первых они сталкивались с дружным сопротивлением родственников, для которых такое решение было ударом по престижу всего рода, по его “карьерному потенциалу”. Во-вторых, за монастырской стеной юный аристократ попадал в чуждую ему социально-культурную среду. В лесных монастырях “общего жития” преобладали люди малограмотные и простодушные. Их культурные интересы и бытовые потребности были минимальны. “Старец”, которому должен был подчиняться знатный послушник, вполне мог оказаться вчерашним крестьянином или отпущеным на волю холопом... Известно, что послужив некоторое время солдатом в гвардейском полку, молодой дворянин уходил оттуда в линейный полк уже с офицерским чином. Примерно так же складывалась и судьба многих выдающихся представителей русского монашества XV века, чье происхожде­ние связано с московским правящим классом.

  Конечно, «сын боярский» Василий (будущий преподобный Владимир Белопесоцкий) не принадлежал к числу самых сливок древнерусской аристо­кратии, и его мирская карьера вое­воды не обязательно была связана со служением московскому княжескому дому — даже, скорее всего, наоборот, он находился на службе у тверских князей. Но происхождение приближа­ло его к выдающимся представителям русского монашества, выходцам из ари­стократической среды, гораздо больше, чем к черни, и общая закономерность монашеского пути знатного человека XV века вполне прослеживается на его примере. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, что­бы основать собственную обитель под Каширой.

  Шло время, и святой Владимир Белопесоцкий все больше склонялся к мыс­ли основать собственный монастырь. Когда он оставил пределы Новгорода Великого, как долго скитался в поисках места для учреждения новой обители, неизвестно. В любом издании, где речь заходит об основании Белопесоцкого монастыря, говорится, что возник он в конце XV века. Действительно, оби­тель преподобного Владимира и сам ее основатель впервые упоминаются в жа­лованной грамоте служилого татарско­го князя Мухаммед-Эмина, датирован­ной 16 ноября 1498 года. Затем святой

Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 го­да князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Кашир­ском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Вла­димиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады пре­доставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины. При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных по­строек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значи­тельным событием, которое повыша­ло престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские мо­настыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свиде­тельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то осо­бенных средств в распоряжении мона­стырской администрации не было.

Год, день и час смерти преподобного Владимира Белопесоцкого неизвестны. «Летопись 1868 года» Белопесоцкого монастыря сообщает, что жития ему «было 72 года». Писцовая книга Кашир­ского уезда 1578—1579 годов добавля­ет к этим сведениям, что «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы  под папертью». Ес­ли от даты последнего прижизненного упоминания преподобного (1522 год) отнять семьдесят два, то и получится приблизительная дата его рождения — 1450 год. Однако последнее прижиз­ненное упоминание не говорит о том, что человек умер тогда же или вскоре после того. Впрочем, никаких других зацепок у нас все равно нет, поэтому и приходится опираться на приблизи­тельные расчеты.

Местное почитание преподобного Владимира существовало в Белопесоцком монастыре не позднее середины XVII века. Об этом говорит вклад протоиерея каширского собора Митрофана, относящийся к 1645 году: он дал тогда в обитель пелену на гробницу у начальника преподобного игумена Владимира» («средина камкова- личневая, крест бархатный черный, опушка у пелены тафта алая»). За пределами монастыря, тем не менее, по­читание угодника Божьего особенно не распространилось. Так, в писцовыхх книгах Каширского уезда 1664 года Владимир Белопесоцкий преподобным не назван, а упоминается как почивший игумен. В 1998 году, когда, праздновалось 500-летие Белопесоцкого монастыря, по благословению митрополита Крутицкого и Коломеноского Ювеналия совершилось причисление святого к местному почитанию, была написана икона, составлены тропарь и кондак. Память преподобного Владимира Белопесоцкого празднуется 15 июля в связи с его тезоименитством по отношению к равноапостольному князю Владимиру Крестителю. Мощи преподобного ныне покоятся  под спудом в Троицком храме Белопесоцкого монастыря.