Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь Епархиальные монастыри Русской Православной Церкви

Епархия:
Подольская
Адрес:
Московская область, Ступино
Телефон:
7 (49664) 9-05-83
E-mail:
svtbm@yandex.ru
Сайт:
Дата основания:
1498
дата восстановления:
1993

История

Точной даты образования Троицкого Белопесоцкого монастыря не известно. Предание связывает основание монастыря с именами благоверного великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского и преподобного Сергия Радонежского.

Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, что­бы основать собственную обитель.

 
Впервые этот монастырь упоминается в 1498 году в таком письменном источнике, как жалованная грамота татарского князя Магмет-Аминя. Затем святой  Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым).  В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 го­да князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Кашир­ском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Вла­димиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады пре­доставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины.

При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных по­строек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значи­тельным событием, которое повыша­ло престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские мо­настыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свиде­тельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то осо­бенных средств в распоряжении мона­стырской администрации не было.

Монастырь являлся крепостью на подступах к Кашире, защищал от крымских татар переправу через р. Оку, прикрывал переправу через р. Оку и от других врагов.

Больше всего монастырь страдал от крымских татар, которые в период военных походов на Каширу и Москву разоряли его. А крымские татары тогда почти ежегодно совершали набеги на Москву и Каширу, нанося большой урон Белопесоцкому монастырю.

В 1520-е гг. в этом монастыре обитал известный в то время и прославивший обитель старец Феодосии (Ковеля). Правивший тогда великий князь Московский Василий III почтительно относился к Свято-Троицкому монастырю и его знаменитому старцу Феодосию Ковеле.

Великие московские князья и цари щедро помогали Белопесоцкому монастырю, понимая его важное стратегическое значение. В 1578 г. почти все монастырские здания и часть стен были каменными. В 1627—1629 гг. на стенах Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря стояли 11 пушек и 20 пищалей.

В конце XVII в. военно-стратегическая значимость Белопесоцкого монастыря ослабла. Он потерял прежнее значение как важный оборонительный объект. С 1681 г. был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, в 1700 г. его по указу  царя Петра I  приписали к Троице -Сергиевой Лавре

Только в 1764 г. при императрице Екатерине II монастырь стал, самостоятельным, но числился заштатным, лишился всех своих вотчин. Тем не менее этот, тогда уже небогатый, общежительный монастырь продолжал функционировать, жил и развивался.

Свято-Троицкий Белопесоцкий мужской монастырь закрыли в 1918 г., монастырские ценности были конфискованы, здания разорены, разграблены. До осенних событий 1917 г. в монастыре жили 50 насельников. В 1918 г. монахов вывели из монастыря и расстреляли у его восточной стены.

В 1920-е гг. здание монастыря передали музею, но богослужения в монастыре совершались чудом оставшимся в живых иеромонахом Киприаном. Соборный храм действовал как приходской, но и он был закрыт в 1933 г.  В соборном храме во имя Живоначальной Троицы открыли клуб, в Иоанно-Предтеченском храме разместили стекольную фабрику. В середине 1930-х гг. в келейных корпусах были устроены общежития для рабочих, а затем заключенных, строивших мост через р. Оку. Одно время в монастыре находился пионерский лагерь.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. бывший монастырский комплекс снова выполнял военно-стратегические функции, и  был в 1941 г. важным опорным пунктом советских войск на приокском направлении. Осенью 1941 г. монастырь оказался в прифронтовой полосе. В нем были расквартированы части 1-го гвардейского корпуса генерала П.А. Белова. Поблизости размещался дивизион первых «катюш».

В день рождения монастыря по летописи — 16 ноября по старому стилю и 29 ноября по новому стилю — было остановлено наступление немецких танковых частей,и отброшенных от Москвы.

В послевоенные годы часть обветшавших монастырских зданий использовалась как складские помещения, а другая часть пустовала и постепенно разрушалась. С 1962 г. на территории монастыря размещалась автоколонна. К середине 1970-х гг. в бывшем монастыре царили полная разруха и запустение.

 В 1993 г. Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь возродился как  женская обитель.

Настоятельница

Игумения Агния (Сударикова)

Святые и подвижники благочестия

5 / 18 Июля, 25 Сентября / 8 Октября
9 / 22 Мая, 29 Июля / 11 Августа, 6 / 19 Декабря

Храмы и Богослужения

Собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы
1569 г.
восстановлен в 2002 г.

Главным храмом Белопесоцкого мона­стыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения опреде­ляется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном при­казе, известно следующее: «В Кашир­ском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначаль­ной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние по­роги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир».


По: пятн.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Утреня, панихида
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
16 : 0
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 30
Часы. Божественная литургия. Крестный ход

До  настоящего време­ни неоднократно перестраивавшийся  Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче... тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.

Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми дос­ками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две сереб­ряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление со­бора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.

Троицкий собор сильно постра­дал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кром­ка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.

В 1932 году от монастыря началось строительство железнодо­рожного моста. Возводившие его за­ключенные до окончания строитель­ства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которы­ми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конво­ем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вы­вели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, да­же порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, располо­женных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под га­лереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй поло­вине XX века вдоль монастырской сте­ны напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени собор­ный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывози­лись много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.

11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского исто­рико-культурного центра с гостинич­ным комплексом (ИКЦ ГК). Разрабо­тали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономиче­ские предложения использования оби­тели в качестве ИКЦ ГК предусматри­вали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдель­ное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видео­салон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.

После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.


Храм в честь преподобного Сергия Радонежского.
16 г.
восстановлен в 1992 г.
По преданию, на месте остановки рус­ского войска на Белых Песках благовер­ный князь Дмитрий Донской поставил обетный храм в честь победы на Кули­ковом поле. Народная молва из поколе­ния в поколение связывает это событие с благословением преподобного Сер­гия Радонежского, который, как счи­тается, и сам не раз проходил по этой земле. Данные предания, являющиеся очень поздними — зафиксированы они в XIX веке, — крайне сомнительны.
По: пнд., втр., сред., четв.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: пнд.
время
богослужение
примечание
8 : 0
Часы. Божественная литургия
По: втр., сред., четв., пятн.
время
богослужение
примечание
7 : 45
Молебен Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
Не находят они подтверждения и в ма­териалах археологии. Представления о том, что существование храма на ме­сте будущего монастыря доказывается наличием древнего фундамента, обнаруженного там, где сейчас стоит монастырский храм преподобного Сергия Радонежского, на самом деле ошибочны. Фундаменты под церковью во имя святого Сергия относятся к рубежу XVI—XVII веков.

Согласно писцовым книгам, к XVII веку в Белопесоцком монастыре существовала теплая каменная Сергиевская церковь с трапезной. Историки предполагают, что она могла являться одним из древнейших храмов Руси освященных во имя преподобного Сергия. Когда и кем именно она была возведена, неизвестно. Однако, учитывая особенное благоволение Ивана Грозного к Белопесоцкой обители, заметно укрепившей свое материальное поло­жение именно в эпоху его правления, и принимая во внимание строительство первого каменного (неотапливаемого) монастырского храма в 1569 году, мож­но предположить, что строительство теплого трапезного храма состоялось тогда же и соответствовало единой архитектурной программе. В описи 1753 года каменная Сергиевская цер­ковь упоминается как крытая тесом. К началу XIX века этот храм совер­шенно обветшал. В 1802 году, по бла­гословению митрополита Московско­го Платона (Левшина), старая церковь была разобрана, а на ее месте, с сохра­нением древних белокаменных подва­лов, в 1804 году построена новая, о чем свидетельствует дошедший до наших дней мемориальным знак — каменная доска с выбитым памятным текстом. Новый храм, спроектированный стиле классицизма, с купольной ро­тондой, как и старый, являлся теплым. В 1833 году к нему добавили два но­вых придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. При строителе иеромонахе Гедеоне (впоследствии ставшем архимандритом Иосифо-Волоколамской обители) по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) церковь преподобного Сер­гия Радонежского отреставрировали и заново освятили (в 1852 году). В пору освящения храма строителем монасты­ря уже являлся иеромонах Максим.

Сергиевский храм, как и Троицкий собор, сильно пострадал во время на­воднения 1908 года. Вода залила его, поднявшись выше престола на 70 сан­тиметров! Но наводнение — явление чрезвычайное, в повседневной монастырской жизни радостные события, связанные с церковью во имя препо­добного Сергия, случались куда как чаще. Например, день преставления преподобного Сергия Радонежского был для Белопесоцкого монастыря престольным и отмечался с особой торжественностью. Тогда Сергиевская церковь преображалась. Вспоминает очевидец: «В слободе 8 октября отме­чается престольный праздник Сергиев день. После богослужения в монасты­ре священник со служителями храма и иконой Божией Матери обходили каж­дый дом слободы с молебном и водо­святием, а дети в это время с радостью сообщали о торжественной встрече этого шествия».

В годы советской власти Сергиев­ский храм использовался для разных нужд, не связанных с богослужебной практикой. Апофеозом его хозяйствен­ного применения должно было стать воплощение в жизнь решения 1989 года о создании на базе Белопесоцкого мо­настыря историко-культурного центра с гостиничным комплексом. В церкви преподобного Сергия Радонежского задумывалась гостиная с экспресс-баром (буфет-бар, телевизор, настольные игры, газеты и журналы). Но выпол­нить это постановление не успели. По благословению митрополита Крутицко­го и Коломенского Ювеналия и благо­даря многим трудам благочинного хра­мов Ступинского района протоиерея Михаила Редькина 18 июля 1992 года, в престольный праздник — день об­ретения святых мощей преподобного Сергия Радонежского, — в Сергиевском храме Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря состоялось первое бого­служение. Тогда же была пожертвована первая икона — большой образ препо­добного Сергия. С этого времени храм начал действовать как приходской. По воскресным и праздничным дням в нем служил иерей Рафаил Яганов. Богослужения проходили там и зимой, но церковь не отапливалась. С помощью ревностных прихожан храм содержится в чистоте и порядке. В настоящее время церковь восстановлена

Храм в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
1794 г.
Предположительно, строительство монастырской крепости началось еще при преподобном Владимире Белопесоцком, основателе обители. По крайней мере, уже XVI веком датиру­ется возведение самой мощной части монастырских укреплений — восточ­ной стены и надвратной Никольской церкви, служившей дозорной башней.
В ней обнаружены фортификационные элементы: ниши для сбрасывания за­щитных решеток-герсов, бойницы подошвенного боя, единственный проезд, имеющий коленчатую форму. Именно о Никольской церкви над проездными воротами Павел Алеппский, сопро­вождавший в середине XVII века Пат­риарха Антиохийского Макария в его поездке по России и составивший за­метки об этом путешествии, писал, что она напоминает башню «с высоким ку­полом и навесами вокруг». Согласно описи обители 1627—1629 годов, в мо­настыре было пять башен с бойница­ми, каменная колокольня и стена, на которой стояли одиннадцать пушек и двадцать пищалей. Древние каменные стены с течением времени ветшали и разрушались. Их восстановление было предпринято И. И. и М. И. Раевскими в начале XIX века. Время не пощадило и саму надвратную церковь, подверг­шуюся перестройке. Ныне существую­щий Никольский храм с колокольней над ним — памятник 1794 года, лишь основание относится к более раннему периоду. Во время переделки воро­та под Никольской церковью были упразднены, постройка перестала быть проездной. Новые ворота, увенчанные фронтоном, возведены с правой сторо­ны от Никольского храма, вплотную к нему. Наводнение 1931 года подмыло стены, и значительная их часть тогда же рухнула. Ныне монастырские стены и  башни восстановлены.
Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи
19 г.
Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом на хорах в честь Обновления храма Воскресе­ния Христова выстроен в годы управ­ления обителью иеромонаха Афанасия (1824—1842) на средства дворян Ми­хаила Ивановича и Ивана Ивановича Раевских.
Впоследствии М. И. Раевско­го похоронили возле отстроенной им церкви. На стене находилась деревян­ная д(эска с надписью: «Здесь покоится тело основателя храма секунд-ротмистра Михаила Ивановича Раевского, дяди моего и благодетеля. Родился в 1767 го­ду 14 апреля. Скончался в 1833 году 29 мая. От благодарной племянницы княгини Наталии Горчаковой». Рядом была еще одна надпись: «Здесь поко­ится тело полковничьей дочери деви­цы Прасковии Дмитриевны Червиной. Родилась 1805 г. 2 декабря. Скончалась 1828 г. 7 апреля. Пожертвовала 100 руб­лей ассигнациями». 5 декабря 1865 года Иоанновский храм после проведенного в нем ремонта был освящен игуменом Давидовой пустыни Иосифом, он же пожертвовал из казны Давидовой пустыни 1000 рублей серебром на возобновление церкви. Крестьянин села Озеры Василий Щербаков пожертвовал в алтарь храма позолоченный киот с иконой Спасителя. Иоанновская церковь, как и другие здания Белопесоцкого монастыря, сильно постра­дала в наводнение 1908 года. После окончательного закрытия монастыря в 1933 году в здании храма размести­лась стекольная фабрика. Согласно решению 1989 года о преобразовании территории Белопесоцкой обители в историко-культурный центр, храм Усекновения главы Иоанна Предте­чи предназначался под концертный зал. В настоящее время Иоанновская церковь восстановлена. В ней хра­нится чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница».

Богослужение в монастыре


По: пнд., втр., сред., четв.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Вечернее богослужение
По: пнд.
время
богослужение
примечание
8 : 0
Часы. Божественная литургия
По: втр., сред., четв., пятн.
время
богослужение
примечание
7 : 45
Молебен Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
По: пятн.
время
богослужение
примечание
17 : 0
Утреня, панихида
По: суб., праздники
время
богослужение
примечание
16 : 0
Всенощное бдение
По: суб.
время
богослужение
примечание
7 : 30
Водосвятный молебен с акафистом Божией Матери «Утоли моя печали». Часы, Божественная литургия.
По: вск., праздники
время
богослужение
примечание
8 : 30
Часы. Божественная литургия. Крестный ход

Служение

Воскресная школа
При монастыре есть Воскресная школа, в которой 25 учащихся. Занятия ведут священник и женщина-педагог. Дети изучают церковнославянский язык, Закон Божий, занимаются рукоделием, ставят спектакли.


Новости

Все новости

Публикации

Игумения Агния (Сударикова)
Игумения Агния (Сударикова)
Все публикации

Контактная информация

Возврат к списку