Священномученик Серафим (Звездинский), Дмитровский
Кто со слезами свой хлеб не едал, кто никогда от пелен до могилы ночью, на ложе своем не рыдал, тот вас не знает, небесные силы. Это поют у нас».
Тело владыки, изъеденное вшами, покрылось струпьями, и врач не мог приложить трубку, приходилось подкладывать бумагу. Начались сердечные приступы. Владыку перевели в «околоток», где был полубольничный режим, больше воздуха, прогулки и — духовенство храма Христа Спасителя, но приехавший прокурор, заметив у кровати епископа Серафима образы Скоропослушницы, преподобного Серафима и других святых, прилепленные хлебом к стене, приказал перевести владыку в общую камеру. В Бутырках сложил епископ Серафим акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего». 30 марта 1923 года, в день Алексия человека Божия, епископу Серафиму вынесли приговор: два года ссылки в Зырянском крае. Духовные чада просили у властей разрешения владыке ехать без конвоя, но получили отказ. В апреле епископа Серафима перевели из Бутырской в Таганскую тюрьму. В полночь под праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», 14 мая 1923 года, поезд увез владыку в ссылку этапом в Усть-Сысольск. Прощаясь с духовными детьми, владыка писал: «Слава Богу за все. Праздную, светло торжествую четвертый месяц душеспасительного заключения моего. Благодарю Господа, благодарю и вас во Христе Иисусе, родные мои, любимые и приснопоминаемые дети и детки мои, за все ваши участливые заботы о мне, грешном. Господь да воздаст вам сторицею в сем веке и наипаче в будущем». Епископ Арсений и схиигумения Знаменского скита матушка Фамарь благословили послушницу Анну Патрикееву следовать за ссыльным епископом и быть во всем ему помощницей. Послушницу Клавдию Ляшкевич настоятельница Дмитровского Борисоглебского монастыря игумения Сергия благословила быть второй помощницей Преосвященного Серафима. В Вятке была пересадка, затем около двух недель ждали отправки. Епископ так обносился, что даже заключенные смеялись: «Владыка, ваш подрясник вороне на гнездо не годится». А в Бутырках у него было все: и белье, и три подрясника, но он их раздал. Прибыли в Котлас. Арестантов расконвоировали. Была Троицкая суббота, и духовенство решило пойти в церковь. Три епископа — Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров) и Николай. (Ярушевич) — вошли в храм, но оказалось, что храм обновленческий. Ссыльные архиереи вышли. Далее — путь пароходом по Вычегде. На третий день прибыли ссыльные к берегам Усть-Сысольска. Первую литургию в ссылке владыка служил в день святителя Алексия, митрополита Московского (чудовский праздник, 2 июня). Просфор не было, для литургии взяли чистую постную баранку. Но уже 7 июня епископа Серафима, чудовского игумена Филарета (Волчана) и Дмитровского благочинного отца Ивана Муравьева срочно отправили пароходом в Визингу, куда прибыли утром на третий день. Долго искали пристанища, так как принять в свой дом никто не хотел. Говорили: «Опасно: люди преступные, близко закрома с хлебом. Запоры у нас плохие, не можем»... В Визинге дома так и не нашли и поселились в селе Средний Кольель. На первый месяц денег и продуктов хватило, дальше пришлось менять, что было. Но к этому времени дмитровцы узнали адрес владыки и снарядили посланницу Таню. В июле она приехала, привезла подарки и письма, а епископ Серафим писал в ответном письме: «1923 г. Июля 19 дня, батюшки прп. Серафима. Мир вам и благословение, дорогие мои, верные во Христе возлюбленные дмитровцы. Спаси вас Господи за гостинцы, которые привезла мне Таня. Цветите для Царствия Божия, завяньте совсем для ада. Будьте Божии, а не вражьи. Друг друга любите, друг друга прощайте, не укоряйте, не судите, гнилых слов не говорите. В мире со страхом Божиим живите, смертный страшный час воспоминайте и суд Христов нелицеприятный никогда не забывайте, храм Божий усердно посещайте, в грехах кайтесь. Св. Христовых Таин причащайтесь. Милость Божия и покров Царицы Небесной да будет со всеми вами отныне и до века. Аминь. Е. С.» Отбывая ссылку в Зырянском крае, владыка Серафим не оставлял своего архипастырского попечения о дмитровцах в меру тех полномочий, которые в то время предоставлялись Московскому викарию. Сообщение осуществлялось через письма. «Молюсь за вас, — писал он дмитровцам, — с воплем крепким и слезами, чтобы Господь оградил Церковь от вторжения лжеучителей... Молитесь за архипастыря вашего, перед Животворящим Крестом молившегося». В ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. В праздники — соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы зырян. Они приходили в умиление: «О, Господи, о, Господи», — говорили по-русски и прикладывали руки к груди. В пасхальную ночь молились вместе, для торжественности сын хозяев стрелял в 12 часов. Даже соседи приходили, но власти скоро запретили посещать богослужение ссыльных. Келия владыки стала церковью во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы, у него был антиминс и образочек на бумаге, висевший в изголовье его нар во время заключения в Бутырках. Однажды, посещая больного ребенка в Визинге, послушница Анна заразилась дифтеритом. Врач зырянской больницы сказал: «Я сейчас без лошади. Завтра приеду и заберу ее в больницу. Заболевание инфекционное, дома оставить не могу». Владыка, видя высокую температуру и скорбь Анны, беспокоился: «Завтра пораньше, до приезда врача, пособорую тебя и причащу». Пособоровал послушницу и причастил. Через несколько часов приехал врач, измерил температуру — нормальная. Осмотрел дыхательные пути: «Теперь незачем брать, дома будет поправляться». Вскоре она совсем выздоровела. Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро пришла телеграмма о кончине Патриарха Тихона. Весенние разливы задержали отъезд до 9 мая, когда в день просветителя зырян святителя Стефана Пермского тронулись наконец в путь из ссылки. К вечеру неожиданно нагнала тройка лошадей с сотрудниками НКВД, которые, остановив возчиков, долго убеждали по-зырянски бросить епископа с послушницами в лесу, достали бурак с водкой и стали их угощать. «Мы честные, — возразили зыряне, — много всего возим и почту столько лет. Бросить их на съедение волкам и медведям мы не согласны». В Усть-Сысольске пересели на пароход «Карл Маркс» (старое название «Скобелев»), и по пути была еще одна провокация, которая неизвестно чем могла бы кончиться. Неизвестный военный силой завел владыку в свою каюту, совершенно пьяный, положив рядом револьвер, не выпускал его... В Москве поселились в Даниловском монастыре. У владыки начались приступы каменной болезни печени. Несмотря на боли, необходимо было срочно явиться в дмитровское НКВД. Утренним поездом прибыли в Дмитров, но начальство объявило: «Ошибка! Немедленно на Лубянку! Срочно уезжайте в Москву!» На Лубянке: «Придите завтра», «Послезавтра», «Через пять дней», — в течение двух месяцев! «Значит, можно не ходить», — решил владыка. Аносинская игумения Алипия, которую епископ Серафим знал, еще будучи архимандритом, предложила пожить в их обители. Матушка была заботлива, приветлива, и сама искала себе и сестрам своим духовной поддержки. Под праздник Тихвинской иконы Божией Матери, вечером 8 июля 1925 года, прибыли в борисоглебскую Аноси-ну пустынь. У Святых ворот встретили сестры. В пустыни владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме Великомученицы Анастасии. Вскоре возобновились приступы каменно-печеночной болезни, случавшиеся по два раза в месяц. Иногда боли, доводившие его до потери сознания, продолжались в течение девяти часов. После кончины Святейшего Патриарха Тихона по его завещанию местоблюстительство патриаршего престола принял ныне прославленный митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и пожелал сделать епископа Серафима ближайшим своим помощником. В сентябре 1925 года владыка переехал в Москву и поселился возле Яузского моста, где ежедневно принимал духовенство. 6 декабря митрополит Петр оставил завещательное распоряжение, в котором епископ Серафим был назначен председателем Совета Преосвященных Московских викариев для временного управления Московской епархией. 9 декабря 1925 года митрополита Петра арестовали. Канцелярия была закрыта, дела опечатаны, но уже 10 декабря 1925 года временно управляющим Московской и Коломенской епархией Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Петра (Зверева). Владыка вновь возвратился в Аносину пустынь, в которой зимой прекратились богослужения, церковь не отапливалась. Владыка Серафим переехал на хутор близ Кубинки. Пустынька в дремучем вековом лесу, бездорожье: сестры в село и церковь добирались на лыжах. Здесь и непроходимые овраги, и волчьи следы у самых домов. Волков зимой встречали часто. Три пустынницы жили в задней части дома, возле коровы с теленком, владыка — в передней; там же, за тонкой перегородкой — храм с полотняным, прекрасно расписанным иконостасом, освященный в честь преподобного Саввы Сторожевского. Как всегда, служба ежедневная: литургия, вечерня, утреня. В декабре епископ Серафим приезжал в Москву на Влахернское подворье, что на Малой Дмитровке, чтобы встретиться с епископом Гавриилом (Красновским) и московским духовенством. Обсуждали текущие церковные дела. На Рождество Христово утреню отпели, как в вертепе: в избе теленочек, солома, точно Господь здесь родился... Крещенским утром в полном облачении епископ Серафим ходил на реку освящать в проруби воду. Зимой у владыки снова возобновились боли в печени и почках. Утром 25 февраля, в день святителя Алексия, начался сильнейший приступ. Думали, что он умирает, долго был без памяти, затем стало легче. Сестры вышли и через полуоткрытую дверь слушали его дыхание. Вдруг владыка громко позвал: «Кто сейчас прошел по моей комнате в алтарь маленькой церкви за перегородкой?» — «Никто не входил». — «Это святитель Христов Алексий посетил меня, снимите грелку, встану». Оделся — и за перегородку в домашнюю церковь в честь Саввы Сторожевского. К общему удивлению, на престоле в алтаре горела лампада. Владыка надел малый омофор и начал служить, молебен святителю Алексию. При последнем возгласе лампада вдруг сама угасла, в ней не было ни капли масла. К Пасхе 1926 года владыка вернулся в Аносину пустынь. В монастырь приезжали и дмитровцы: духовенство и духовные чада. Отец Павел из Влахернского монастыря привез образ «Беленького Спасителя». Приезжали и сестры этой обители. Они жили в тревоге. «Владыка, — говорили сестры, — со дня на день надо ждать, что нас всех выселят». — «Нет, — отвечал он, — пока матушка схимонахиня Серафима среди вас и молится, монастырь не закроют». Эти слова владыки сбылись: монастырь не был закрыт, пока во вторник, 13 июня 1928 года, схимонахиня Серафима не скончалась. После отпевания в монастыре вспыхнул пожар. В тот же час запечатали собор и объявили сестрам, что монастырь стал государственной собственностью. Тело почившей матушки Серафимы не позволили похоронить на монастырском кладбище — со дня ее кончины уже ничто не принадлежало обители. На следующий день после дня святых апостолов Петра и Павла владыку вызвали на Лубянку. В полдень он вернулся на Влахернское подворье и сказал: «Требуют выезда из Москвы. Предложили Новгород, я попросил Дивеев. Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеев или Саров. Сказали: "Будем организовывать Синод, а вы помешаете"». Приехали в Дивеево в канун дня преподобного Сергия, 17 июля 1926 года. В течение долгого времени дивеевская игумения Александра не разрешала ссыльному владыке служить в храме. После его упорных просьб наконец согласилась — очистили подвальный храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Здесь епископ Серафим стал служить раннюю литургию. Обычно он старался успеть все закончить прежде, чем начнется служба наверху, и начинал литургию в четыре часа утра. После литургии шел на Канавку, обходя ее по завету преподобного Серафима, читая полтораста «Богородице Дево, радуйся». Заходил в келейку преподобного Серафима, перевезенную в Дивеево из ближней пустыньки в Саровском лесу. Потом молился у алтаря Преображенской церкви. 1 августа 1926 года, в день прославления преподобного Серафима, епископ Серафим вместе с епископом Зиновием ездил на торжество в Саров. Народу было множество. При выносе мощей злоумышленники пытались опрокинуть гроб преподобного, но Господь не допустил. В день Успения Пресвятой Богородицы, на престольный праздник, владыка вновь, уже один, молился в Сарове. Это было последнее торжество в Сарове и последнее архиерейское служение епископа Серафима. Когда он вернулся в Дивеево, приехал представитель нижегородского НКВД и объявил: в Дивееве служение разрешается, в Саров въезд запрещен. Только одну зиму простоял еще Саров. Эту зиму епископ Серафим жил в комнатах Елены Ивановны Мотовиловой, в корпусе за Канавкой. 14 февраля 1927 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, он вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями: «Пресвятая Дева Богородица идет по Канавке. Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!» Бывало, владыка делился своими скорбями с блаженной Марией Ивановной. Сетовал, что брат Михаил все собирается принять священство, но это ему не удается. «Так дьячком и помрет», — заметила блаженная. Беспокоило владыку и то, что нет у них с матерью игуменией Александрой надлежащего духовного общения. «На одной лошади из Дивеева вывезут», — ответила блаженная Мария Ивановна. В Дивееве стал владыка свидетелем того, как из Сарова 30 марта 1927 года мощи преподобного Серафима увезли в Темников и далее... Камушек, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим, и гроб Чудотворца делили на части. Осенью 1927 года приехали вдруг представители власти, объявили о закрытии Дивеевской обители. Пришли к Владыке. «Куда хотите выехать?» — спрашивали. «На место своего служения — в Дмитров. И больше никуда». Незваные гости зачастили. Святыню пришлось убрать, поделили частички от келий, от лычка, от вещей препо-добного. Мать игумения дала епископу часть мощей от главы преподобного Серафима. 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, престольный праздник обители, прошел благополучно. Но в ночь под 22-е разразилась буря. В эту ночь вооруженный конвой, ворвавшись в кельи, отправил в арзамасскую тюрьму епископов Серафима и Зиновия, матушку игумению Александру, всех старших сестер и духовенство. Владыка выехал из Дивеево в одном с игуменией тарантасе, за кучера — владыка Зиновий и милиционер. Послушниц арестовали и заключили в тюрьму, допрашивали, угрожали, но неожиданно из Москвы пришел приказ об их освобождении. 26 сентября, вечером под Воздвижение, когда во всех храмах выносили Животворящий Крест Христов для поклонения, всех дивеевских заключенных этапом отправили в Нижний Новгород. Вскоре из нижегородской тюрьмы дошли известия, что у владыки Серафима опять начались приступы каменной болезни. Анну вызвали: «Хлопочите об освобождении больного. Сегодня всю ночь требовали в камеру врача. Он умирает от приступов сердца и камней в почках». В управлении НКВД долго мытарили, настойчиво предлагали доносить... Наконец: «Завтра к десяти часам освободим. Приходите». На следующий день, 8 октября, епископа Серафима, действительно, освободили, а также владыку Зиновия и матушку игумению, но 17 октября 1927 года епископов Серафима и Зиновия неожиданно вызвали в Москву. В Москве искали пристанища, и владыка сказал: «Легче упокоиться навеки, чем так скитаться». На другой день отправились в главное управление НКВД. Их пригласил Тучков, принял вежливо. Предложил: — Кого будем вам посылать для посвящения — посвящайте. Вот вы, епископ Зиновий, и вы, епископ Серафим, поезжайте, управляйте епархиями. Побывайте у Митрополита Сергия, приходите, договоримся и поедете. — Я морально не могу, — отвечал владыка Зиновий. — Я монах, при посвящении во епископа давал обет управлять по каноническим правилам, — сказал епископ Серафим. — Тогда в 24 часа выезжайте из Москвы подальше. — Я — в Муром, — решил епископ Зиновий. — А я — в Меленки, — сказал владыка Серафим. — Ну что же, езжайте, только живите тихо, — предостерег Тучков. Епископ Серафим подал Митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат. Такое же прошение подал и епископ Зиновий. В город Меленки Владимирской губернии перебрались к концу октября. Дмитровцы, узнав новое местопребывание епископа, поспешили к нему. Приезжало духовенство, дмитровское и московское, монашествующие и миряне. Извозчики, выезжая за архиерейскими гостями, сами указывали его место жительства. Шли пешком странники, богомольцы к владыке Серафиму, и «никтоже тощ и неутешен от него отыде». Владыке говорили, что начальству не нравятся частые посетители, как бы не забрали. «Пусть поездят, все равно ведь заберут», — отвечал владыка. На первой неделе поста он просил никого не приезжать. Уединялся в келии, с домашними до пятницы не говорил, ничего не вкушал, даже Святые Тайны не запивал теплотой. Ночью ежедневно в два часа служил полунощницу. Иногда случалось так: среди ночи, когда он читал правило, дверь келии отворялась от ветра. Послушницы подходили, полагая, что он отворил дверь сам, приглашая войти. Заглянув в нее, видели владыку, в молитве лежащим ниц на полу, повергшегося перед иконами, крестообразно раскинув руки. Размеренно текла жизнь в Меленках около пяти лет. Все пять лет владыка за ворота не выходил. 1931 год... Власти искали, через кого можно было бы собирать о епископе сведения; принуждали доносить дочь хозяйки, Марию Лаврентьевну, то уговорами, то угрозой тюрьмы. По всему чувствовалось: близок арест. В декабре 1931 года нагрянули с обыском и потребовали явки епископа в НКВД. Владыка заболел, пошла вместо него Анна, которую допросили и отпустили. Но дочь хозяйки, Марию Лаврентьевну, в полночь увезли в Иваново, и вернулась она лишь через два месяца. В разговорах намекала, что всех ждет тюрьма. Духовные чада предлагали владыке переехать куда-нибудь, чтобы обезопасить себя и Марию Лаврентьевну, но его вновь вызвали в НКВД и взяли подписку о невыезде. Наступила Лазарева суббота. После всенощной, во время ужина, раздался стук и вошли трое. Во время придирчивого обыска взяли паспорта, а ранним утром 11 апреля, в Вербное воскресенье 1932 года, послушниц повели в НКВД. Бледный от болезни владыка просил следователя, когда уводили инокинь: «Не обижайте их, и вас Господь помилует. Не забудьте моей о них к вам просьбы, а я вас не забуду». Из раскрытого окна благословлял он арестованных девушек архиерейским благословением. «Не надейтесь на своего Бога, — говорили тюремщики. — Он вас не освободит, из наших рук никто не освободит вас». Но... из Москвы пришло распоряжение об освобождении. После ареста послушниц епископ Серафим оставлен был дома под домашним арестом. В тюрьму его взяли 23 апреля во время приступа желчной колики, и тюремный врач написал заключение: «24 апреля 1932 года осмотренный мною Звездинский Серафим Иванович, 60 лет, страдает камнями печени, воспалением желчного пузыря, неврастенией, в настоящее время отмечается процесс обострившийся. Следовать на лошади может. Желательно два-три дня дать покой на месте, чтобы стихли обострившиеся боли». Покоя, конечно, не дали, и 25 апреля владыку отконвоировали в Москву на Лубянку, где поместили во внутреннем изоляторе. Там уже находился епископ Арсений (Жадановский), которого вскоре отпустили, а епископ Серафим остался в заключении. Одновременно арестовали многих его духовных чад. В июне с Лубянки перевели в Бутырскую тюрьму, и 7 июля 1932 года был вынесен приговор: три года ссылки в Казахстан. Владыке разрешили свидание с братом. — Ты поедешь не по этапу, с тобой поедет Нюра, — утешил он. — Прощай, брат Миша, — ответил владыка. — Как будто надолго надолго, навсегда, — заметил Михаил Иванович после свидания. Действительно, на земле они больше не увидали друг друга... Избавиться от этапа помогла Екатерина Павловна Пешкова, председатель Красного Креста. При аресте владыка взял с собою образ преподобного Серафима, через который он был исцелен в юности. В тюрьме все отобрали, и образ не вернулся. В Алма-Ату приехали 1 августа и поселились на терраске в чуланчике. Разреженность воздуха действовала на сердце, вызывая тяжелые приступы. Чуть ли не каждые два дня бегали за врачом; казалось, владыка умирает... На террасе осенью стало холодно: пошли нарывы, ревматизм коленей, зубная боль, малярия... Отец хозяйки собирал милостыню. Вернувшись домой, доставал лучшие куски и прянички из мешочка, делился с владыкой. Епископ брал и благодарил: «Спасибо, дедушка». — «Богу Святому спасибо, а не мне». Когда же владыка давал ему московский гостинчик, дедушка говорил: «Ах, Боже мой! Сами старички, самим нужно», — но все же брал, интересовался рисовой кашей, раньше ее никогда не пробовал. Однажды епископа Серафима посетил Алма-Атинский епископ Герман (Вейнберг). Владыка принял его радушно, а епископ Герман приглашал к себе. Вскоре удалось переехать в сарай. Не верилось: тепло, чисто, уютно и нарядно, но через неделю приехал сын хозяйки, военный, и стал гнать ссыльных. Начали искать новое пристанище, но 10 ноября 1932 года владыку вызвали в НКВД и приказали отправиться в город Гурьев. Опять дорога. Холодно, сыро и грязно, все трое заболели гриппом, через Сызрань, совсем больные и разбитые, поездом добрались до Пензы. Нашли комнату, но владыка ночью не ложился: молился и причастился. В Пензе сели ночью на поезд до Саратова. В Саратове первый раз за неделю ели горячее и отправились до Уральска. Оттуда предстояло ехать еще 500 километров автомашиной по трудной дороге, и владыка просил в НКВД: «Оставьте меня в Уральске, зачем отправлять в Гурьев? Очень трудное сообщение». Но ничего изменить не смогли. Автомашина на Гурьев пришла через пять дней. Ночью грузовик остановился в деревне, и сопровождавшие чиновники в избе сели у стола. Хозяйка позвала владыку в свою комнату, упала в ноги: «Батюшка, ты как ангел, как агнец незлобивый среди зверей. Посмотрю на тебя, а у тебя лик ангельский, и жалко мне тебя. Помолись обо мне, благослови дом мой». К вечеру следующего дня добрались до Гурьева и с трудом устроились. В сочельник 1933 года в первый раз владыка совершил литургию. Зима прошла в скудости и нищете. Анна рисовала и вышивала, кормились, продавая ее изделия, но на «Живоносный Источник» вдруг посетила ссыльных милость Божия — телега посылок с крупой и сухарями. 17 июля 1933 года, во время совершения литургии, явился представитель НКВД — немец, точный и холодный, и приказал немедленно собираться. У владыки начался сердечный приступ и боли в печени. Умоляли оставить страдальца дома до отхода парохода, но все было бесполезно: забрали в тюрьму, поместили в камеру без окон, в 45-градусную жару. Но и в болезнях своих владыка всем сердцем сострадал окружающим. Так, во время путешествия на пароходе у владыки на руках умер тифозный матрос. Только на шестой день, пройдя от Гурьева 300 километров, совсем остановились. Конвоир раздобыл лошадь, епископа посадил, Анна шла пешком за лошадью 14 километров до какой-то деревни, дальше — на машине в Лбищи. После двух ночей под конвоем приехал грузовик — повезли в Уральск на жительство. «Как на жительство? И там оставят?» — не верили изгнанники. «Да, вас переводят из Гурьева в Уральск». 1 августа, в день памяти преподобного Серафима, началась в Уральске новая жизнь в маленькой хатке по улице Сталина, дом 151. Здесь устроили келию-церковь, снова стали постоянно служить, но вскоре после приезда в Уральск владыка заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, хина не помогала. Он терял сознание и приходил в себя через несколько часов. Врач каждый раз предупреждал о возможности смертельного исхода в ближайшую ночь. Исцеление пришло неожиданно в день памяти святого Иоанна Тобольского. С 23 июня, после двух месяцев болезни, приступы прекратились. По совету врача подали прошение переменить место ссылки, но ответа не последовало. Наступила зима. Рамы в доме были одинарные, на окнах — лед, кругом снег и темнота. Листья от деревьев и хворост из государственного сада запасали на дрова, а верблюжий навоз — для самовара. Голодно, цены высокие, средств нет, не было ни хлеба, ни картофеля. Собирали в полях зеленый капустный лист и рубили в маленькую кадочку. В дни получения посылок был праздник, чувствовали помощь Божию и любовь духовных чад. В Крещенский сочельник, когда епископ Серафим готовился к водосвятию, раздался резкий стук в дверь. Отворившему человек в форме сказал: «Вам повестка — в 24 часа отправляют в Омск». После малярии владыка чувствовал постоянное недомогание, на улицу не выходил, но на просьбы отложить отъезд последовал ответ: «Мы организация военная. Задержитесь — отправим военным порядком». 23 января 1935 года, в 35 градусов мороза, выехали из Уральска, но, к счастью, через Москву. После трехлетнего отсутствия в Москве на Павелецком вокзале встретили духовные чада. Утром владыка причастил пришедших, и после молитвы все собрались вокруг владыки, а он поучал с теплой, отеческой любовью свою московскую паству в последний раз. 28-го вечером провожали в Омск с Ярославского вокзала, принесли на дорогу денег и гостинцев, чем очень поддержали. 30 января прибывших в Омск встретили мороз и темнота. Все номера в городе оказались заняты. В одной церкви ответили: «Вы староцерковники, мы — обновленцы, содействовать не можем». В другой — то же самое, но Бог послал православную приветливую старушку, которая предложила комнату, увешанную иконами. После пяти дней пребывания в Омске НКВД приказало немедленно выехать в Ишим. Прибыли туда 3 февраля 1935 года ночью. До апреля, когда оканчивался срок ссылки, оставалось три месяца. Здесь нашелся старичок Александр Павлович, который пригласил владыку на жительство в дом с палисадником и квартирой на втором этаже. «Горницею устланною, яко красная палата», показалась комната ссыльным. Прежде всего устроили домашнюю церковь, и жизнь пошла обычным порядком: молитва утром, Божественная литургия, чай, отдых, чтение Священного Писания, чай, вечерняя служба, небольшой ужин, вечерние молитвы — и затворялся владыка, соединяя с отдыхом молитву и чтение даже и ночью. Прошла Пасха, наступило лето 1935 года. Срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. На предложение выбрать место жительства (минус шесть городов) епископ Серафим ответил, что решил остаться в Ишиме, где ему дали паспорт на жительство. Местное духовенство, хотя и не встречалось с владыкой, но уважало его. Протоиерей Константин на праздник присылал благословенный хлеб. Добираться из Москвы до Ишима можно было без пересадок; неблизко, но доступно всем. Духовные чада приезжали каждый месяц, привозили исповеди от всех и вопросы — владыка всем отвечал. Во время частых болезней и сердечных приступов владыка говорил: «Умираю, прощайте, мои дорогие. Кто-то меня отпевать будет?» 1 июля 1936 года пришло сообщение о смерти брата Михаила. «Я остался один из семьи, моя очередь», — сказал владыка и даже отслужил по себе отпевание. В конце 1936 года епископ Серафим хотел принять великую схиму, но постриг устроить было трудно. В Ишиме Анна заболела тропической малярией. Три дня была без сознания, температура — выше сорока. Врач сказал, что такая форма малярии смертельна, но когда владыка причастил Святых Христовых Тайн, температура стала нормальной, и больше не повышалась. Только тогда ей сказали, что ее считали безнадежною. С Рождества 1937 года в Москве начались массовые аресты духовенства... 14 апреля 1937 года арестовали архиепископа Арсения (Жадановского). Всю зиму владыка Серафим каждое воскресенье, произнося отпуст, добавлял: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш... помилует и спасет нас. Слышишь: не только помилует, но и спасет, непременно помилует, непременно спасет». Еще осенью хозяина вызвали в НКВД и обязали немедленно сообщить, если он заметит, у владыки какие-либо приготовления к отъезду. Последнее время какие-то лица следили за каждым шагом ссыльных. 23 июня, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, покровителя Сибири, владыка после службы и чая вышел в садик; возвращаясь, пропел дома «Вечную память». После всенощной беспокоился о детях хозяина, чтобы голодные не легли спать, — хозяин был пьян. Окончив вечерние молитвы, владыка ушел к себе. В это время через палисадник в дом вошли работники ГПУ. Начался обыск, проверили все и увезли владыку в 5 часов утра 24 июня 1937 года. С ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни владыки Серафима. В ночь с 23 на 24 июня 1937 года в Ишиме арестовали 75 человек, имевших или ранее носивших духовный сан. Владыка был еле жив, вновь начались сердечные приступы, добавилось кишечное заболевание, температура 40. В ответ на передачи писал дрожащей рукой, прося помощи, но тюремные стражи говорили, что температура не избавляет от этапа. 23 августа 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека». 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.
Житие по журналу:
Московские епархиальные ведомости. 2000. №12. С. 28-38.
Молитвы
Тропарь священномученику Серафиму (Звездинскому), еп. Дмитровскому глас 4
Днесь вернии людие града Дмитрова/ и вся Церковь Русская духовно торжествуют,/ восхваляюще тя, священномучениче Серафиме,/ ты бо заточения и лютая страдания претерпев,/ смерть мученическую за Христа приял еси/ и Царство Небесное наследовал еси./ Темже, Престолу Пресвятыя Троицы предстоя,/ моли грехов оставление нам даровати,/ благочестно совершающим святую память твою.
Кондак священномученику Серафиму (Звездинскому), еп. Дмитровскому глас 2
Воине Христов добропобедный,/ яко серафим пламенный,/ любовию к Богу возгорелся еси,/ в посте и молитве подвизаяся,/ Саровскому чудотворцу подражал еси,/ заповеди же Божия исполняя,/ истинней вере люди наставлял еси,/ страдания за Христа претерпевая,/ единство церковное хранити призывал еси./ Темже, сошедшеся в память твою,/ верою и любовию вопием ти:/ радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Молитва священномученику Серафиму (Звездинскому), еп. Дмитровскому
О, преславный угодниче Божий, священномучениче Серафиме, скорый помощниче и молитвенниче о всех, с верою к тебе прибегающих! Ты, от юности Христа возлюбив, монашеское житие избрал еси и пастырь добрый явился еси. Во дни же гонений на Церковь Русскую подвиг святительский небоязненно подъял еси, таже изгнания и страдания претерпев, кровию твоею верность Христу запечатлел еси и мученический венец приял еси. Сего ради, преклоньше колена сердец наших, яко верная чада твоя, молим тя: укрепи нас в любви ко Господу и твердем стоянии за веру Православную, сохрани от расколов и лжеучений, водвори во отечестве нашем мир и благочестие.
Помози нам, святителю Христов, в мире сем житие провождати целомудренно, праведно и благочестиво, осени нас небесным твоим благословением и молися за ны ко Господу, да твоим ходатайством и заступлением сподобимся улучити Царствие Небесное, идеже вкупе с тобою прославим дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Акафист священномученику Серафиму (Звездинскому), епископу Дмитровскому
Кондак 1
Избранный от Бога архиерею и исповедниче Христов, в годину безбожия на подвиг стояния за веру Православную призванный и мученическим венцем преславно украшенный, восхваляем тя любовию, священномучениче Серафиме. Ты же, ходатайственно предстоя Престолу Божию, о нас присно молися, с любовию зовущих:
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Икос 1
Ангелов Творец и всея твари Создатель от юности яви тя подвижника совершенна, священномучениче Серафиме, сильнаго словом и делом и уготова ти подвиг страдальческий, в немже венец мученический стяжал еси. Мы же, прославляюще тя новаго исповедника веры Христовы, со умилением взываем сице:
Радуйся, от младенства Богом возлюбленный;
радуйся, покровом Царицы Небесныя осененный.
Радуйся, путь девства и чистоты избравый;
радуйся, старцем Алексием Зосимовским воспитанный.
Радуйся, сокровища мира сего ни во чтоже вменивый;
радуйся, благое иго Христово на себе восприемый.
Радуйся, светом благодати Божия осиянный;
радуйся, росою Духа Святаго напоенный.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 2
Ведый Господь благочестие родителей твоих, святе Серафиме, дарова им тя, яко плод благославный. Ты же, яко доброе прозябение, добродетели их восприем, измлада веру Православную возлюбил еси и, от силы в силу восходя, в меру возраста Христова достигл еси, чрез все житие поя хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум просвещен от Бога имея, святителю Серафиме, еще отрок сый, сердцем твоим к Богу прилепился еси. Темже, пастырскому служению родителя поревновав и путь подвига духовнаго избрав, благодати священства сподобился еси. Мы же, ведуще добродетельное житие твое, восхваляем тя сице:
Радуйся, родителей отрадо и утешение;
радуйся, благочестия и веры их наследниче.
Радуйся, от юности Христа всем сердцем возлюбивый;
радуйся, разумом Божественным просвещенный.
Радуйся, любовь к миру любовию Божиею победивый;
радуйся, чистоту сердца твоего издетска сохранивый.
Радуйся, совета благочестиваго отца твоего послушавый;
радуйся, путь служения Церкви избравый.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 3
Сила Вышняго осени тя, богомудре, к разумению божественных писаний. Ты же, благодатию Божиею укрепляемь, в учении книжнем пребывал еси и душу твою водами благочестия и мудрости напоил еси, воспевая Триипостасному Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.
Икос 3
Имея в сердце твоем, отче всеблаженне, упование на всесильную помощь Божию и заступничество преподобнаго Серафима, тому воззвал еси, егда недуг смертный порази тя. Господь же молитвами Саровскаго чудотворца здравие ти подаде. Мы же, таковому промышлению Божию радующеся, вопием ти сице:
Радуйся, книжную премудрость возлюбивый;
радуйся, плоды учения Христова вкусивый.
Радуйся, преподобным Серафимом от болезни чудесно исцеленный;
радуйся, ко иноческому житию им направленный.
Радуйся, очи сердечная светом евангельским просветивый;
радуйся, в сердце твоем образ Христа непрестанно носивый.
Радуйся, на апостольское служение Богом призванный;
радуйся, на жатву духовную Им посланный.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 4
Бури страстей мира многомятежнаго хотя избегнути, святче Божий, предал еси себе в послушание духовному отцу, иже, провидев твое призвание, благослови тя путем иноческим шествовати. Имя же преподобнаго Серафима в постризе прием, радостию велиею возрадовался еси и чрез все житие потщался еси тому подражати, воспевая хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше ближнии и знаемии, яко сподобился еси, богомудре, восприяти чин священнический, возрадовашася, ведуще тя, благочестием и разумом исполнена. Ты бо, подвигом добрым подвизався, сердца верных светом евангельским просветил еси и в вере Православней утвердил еси. Сего ради по достоянию восхваляем тя сице:
Радуйся, в послушание духовному отцу себе предавый;
радуйся, иноческому деланию им наученный.
Радуйся, имя Саровскаго чудотворца достойно носивый;
радуйся, во иноческих трудех и подвизех ему подражавый.
Радуйся, Церкви Христовой себе обручивый;
радуйся, благодати священства сподобивыйся.
Радуйся, серафимскою любовию к Богу пламеневый;
радуйся, ближним, яко же Христу, послуживый.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 5
Боголюбивое сердце имея, святе Серафиме, устремился еси к месту, идеже Господь за спасение мира вольную страсть претерпе и крестную смерть прият. Темже, паче любовию ко Христу распалився, в гонениих безбожным мужественне противостал еси и многоразличная страдания претерпел еси, возсылая Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 5
Видя, отче Серафиме, яко гонение богоборцев найде на Церковь Русскую, не убоялся еси их злобы и хуления, но, Божественною любовию укрепляемь, яко воин Христов, вышел еси на брань духовную и Христа исповедал еси даже до смерти. Мы же, почитающе исполненное веры мужество твое, воспеваем ти сице:
Радуйся, благословение святаго града приемый;
радуйся, силою Креста Господня укрепленный.
Радуйся, страстем Христовым благоговейне поклонивыйся;
радуйся, в Небесный Иерусалим страданьми вселивыйся.
Радуйся, угрозы гонителей безбожных презревый;
радуйся, веру Православную дерзновенно исповедавый.
Радуйся, князя тьмы века сего посрамивый;
радуйся, чада духовная в вере утвердивый.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 6
Проповедник евангельския любве и веры истинныя явился еси, отче Серафиме, егда избра тя Господь к служению святительскому града Дмитрова. Ты же, святче Божий, заповеди Пастыреначальника Христа исполнив, ныне во Царствии Небеснем пребываеши. Темже буди наставник всем, любящим тя и вопиющим Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси, яко светило пресветлое, во граде Дмитрове, святителю отче Серафиме, светом Христова учения соблюдая паству твою от наветов вражиих, расколов и ересей. Темже, ведуще тя, яко пастыря и учителя богомудраго, теплаго молитвенника и пред Богом усерднаго ходатая, песньми духовными прославляем тя сице:
Радуйся, образ православнаго архипастыря верным явивый;
радуйся, подвиг служения твоего достойно совершивый.
Радуйся, града Дмитрова светильниче пресветлый;
радуйся, покровителю его благодатный.
Радуйся, Таин Божиих ревностный совершителю;
радуйся, паствы твоея верный хранителю.
Радуйся, слова Божия усердный благовестителю;
радуйся, расколов и ересей искоренителю.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 7
Хотя волю Божию о тебе открыти, святителю Серафиме, духовный отец твой благослови тя крестом червленым и пророчески воспе песнь церковную, яко, слово истины исправляя, веры ради пострадаеши даже до крове. Ты же, священномучениче, крест сей на персех носив, со всеми новомученики Российскими Христу сораспялся еси, воспевая Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 7
Новый сонм мучеников возсия в Церкви Российстей, егда попущением Божиим лютым безбожником власть предадеся, иже святыя храмы оскверниша, обители иноческия разориша, православныя христианы убиша. Обаче, идеже умножися беззаконие, тамо преизобилова благодать Божия. Еюже и ты, святителю Серафиме, укрепляемь, велия скорби и болезни, страдания и мучения претерпел еси. Темже с любовию восхваляем тя сице:
Радуйся, силою Божиею злобу диавольскую победивый;
радуйся, евангельскую любовь ко врагом явивый.
Радуйся, путь страдания за Господа избравый;
радуйся, мучений и смерти не убоявыйся.
Радуйся, сущих в темницех и узах утешивый;
радуйся, немощных в вере укрепивый.
Радуйся, поношения со смирением претерпевый;
радуйся, добрым исповеданием венец нетленный стяжавый.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 8
Странствия земнаго течение совершая, пастырь богомудрый явился еси, волков лютых от стада отгоняя. Сии же, злобою распалаеми, на тя восташа и неправедне оклеветаша. Тогда исполнися на тебе глагол Божий, яко вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут. Ты же, смиренно страдания от богоборцев претерпевая, воспевал еси Богу ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Всем сердцем Богу предался еси, святителю Серафиме, с кротостию терпя заточение темничное, идеже утешения от Христа Бога нашего сподобился еси. Темже, радостию неизреченною озарився, воззвал еси к Нему: в несении креста спасительнаго, десницею Твоею мне низпосланнаго, укрепи мене, вконец изнемогающаго. Мы же, с любовию тя чтуще, восхваляем сице:
Радуйся, паствы твоея богомудрый окормителю;
Радуйся, уставов церковных присный блюстителю.
Радуйся, отступников веры мужественный обличителю;
радуйся, зловредных мудрований их искоренителю.
Радуйся, за веру Православную в темницу заключенный;
радуйся, Господом в страданиих укрепленный.
Радуйся, муки и болезни безропотно терпевый;
радуйся, смирением твоим козни диавола победивый.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 9
Всякия скорби, поношения и напасти Господа ради понесл еси, священномучениче Серафиме, в заточениих темничных и многолетных изгнаниих пребывая, не имый где главу подклонити. Темже исповедник веры истинныя явился еси, подражая долготерпению Божественнаго Страдальца и воспевая Ему в радости духовней: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия многовещанныя дивятся добродетельному житию твоему, святителю Христов Серафиме, многая бо страдания от безбожных претерпевая, в усердней молитве и духовных подвизех пребывал еси. Темже и Пресвятая Дева явлением Своим во обители Дивеевстей утешение ти подаде. Мы же, ведуще тя усерднаго о нас молитвенника, с любовию вопием ти:
Радуйся, в скорбех течение жизни безропотно совершивый;
радуйся, заповеди Христовы до конца сохранивый.
Радуйся, яко злато в горниле, страданьми очищенный;
радуйся, благодатию Святаго Духа освященный.
Радуйся, яко все упование на Божию Матерь возложил еси;
радуйся, яко во дни и в нощи молитвы к Ней возносил еси.
Радуйся, видением Царицы Небесныя утешенный;
радуйся, покровом Пречистыя Богородицы осененный.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 10
Спасти хотя люди Своя, дарова тя Господь, святителю Серафиме, страждущим утешителя, болящим целителя, малодушным укрепителя. Темже и мы, молитвами твоими ограждаеми, Царя Небесе и земли прославляем, воспевающе Ему благодарственную песнь: Аллилуиа.
Икос 10
Стена тверда во исповедании веры Православныя явился еси пастве твоей, святителю Серафиме, ты бо, смиренномудрие стяжав, благодатных дарований от Бога сподобился еси и христоименитым людем путь в Небесныя обители указал еси, идеже ныне молишися о всех чтущих тя и зовущих таковая:
Радуйся, духом премудрости и разума озаренный;
радуйся, духом ведения и благочестия просвещенный.
Радуйся, древо, плодами благодатных дарований украшенное;
радуйся, звездо путеводная ищущим спасения.
Радуйся, сокровенных помышлений зрителю;
радуйся, страстей душевредных целителю.
Радуйся, источниче богомудрых писаний;
радуйся, проповедниче любве и покаяния.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 11
Пение Богу и Пречистей Его Матери непрестанно в сердце принося, священномучениче Серафиме, усердный совершитель Таин Божиих и Духа Святаго причастник явился еси. Егоже благодатию просвещаемь, семя слова Божия изобильно сеял еси и, верныя люди образом жития назидая, научал еси пети Богу песнь: Аллилуиа.
Икос 11
Светом любве Божественныя просвещен, соузники, во мраце темничнем страждущия, апостольски увещавал еси радоватися, глаголя: яко даровася нам не токмо еже во Христа веровати, но и по Нем страдати. Темже помози и нам вечныя радости достигнути, восхваляющих тя песньми таковыми:
Радуйся, священныя Литургии благоговейный совершителю;
радуйся, у Престола Божия теплый о нас предстателю.
Радуйся, словом и житием твоим Православие утвердивый;
радуйся, за Церковь Христову душу твою положивый.
Радуйся, чада твоя духовная в темницех утешивый;
радуйся, молитвами твоими их укрепивый.
Радуйся, светильниче, огнем Духа Святаго возженный;
радуйся, страдальче, Богом к лику новомучеников причтенный.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 12
Благодатию Божественною ограждаемь, священномучениче Серафиме, небоязненно во узах шествовал еси ко граду Омску, идеже уготова тебе Господь чашу горьких страданий до конца испити и мученическую смерть вкусити. Ты же, яко агнец незлобивый, любовь ко врагом являя, за вся Бога благодарил еси, взывая победную песнь: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще и прославляюще подвиги новомучеников и исповедников Российских, ихже кровь Церковь Христову утверди, почитаем и тя, священномучениче Серафиме, яко единаго от собора их, славим долготерпение и ублажаем мученическую кончину твою, вопиюще сице:
Радуйся, даже до смерти Господу послуживый;
радуйся, путь мученический добре совершивый.
Радуйся, Царствия Божия и правды его проповедниче;
радуйся, веры истинныя и благочестия светильниче.
Радуйся, достойный Ангелов собеседниче;
радуйся, апостолом Христовым сопрестольниче.
Радуйся, новомучеников Российских красото и славо;
радуйся, отечества нашего освящение и благословение.
Радуйся, Серафиме, Церкве Русския похвало и украшение.
Кондак 13
О, преславный угодниче Божий, священномучениче Серафиме, скорый помощниче всем с верою к тебе прибегающим! Приими хвалебное пение сие и твоими святыми молитвами в Православии нас утверди, от бед и напастей избави, и научи творити волю Божию, да сподобимся в селениих небесных вкупе с тобою воспевати Христу ангельскую песнь: Аллилуиа.
Сей кондак глаголи трижды. Посем икос 1 и кондак 1.
Почитание святого в Спасо-Влахернском женском монастыре
Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна Звездинского. В 1902 году он тяжело заболел неизлечимой болезнью, но чудесным образом был исцелен по молитве перед образом еще не прославленного старца Серафима. Образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. Через год после этого Коля стал участником торжественного прославления преподобного Серафима Саровского. Исполненный благодарности за исцеление сына, отец Иоанн написал службу преподобному Серафиму.
Николай Звездинский в 1905 году окончил семинарию одним из лучших учеников и поступил в Московскую Духовную академию. 26 сентября 1908 года совершился его монашеский постриг с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. По окончании академии он трудился в подмосковных духовных школах. Затем получил назначение настоятелем Чудова монастыря.
После Октябрьской революции представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. 26 июля 1918 года епископ Арсений (Жадановский) и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. Побывав в Зосимовой пустыни, они в августе 1918 года отправились в Серафимо-Знаменский скит. Схиигуменья Фамарь, духовная дочь владыки, устроила в лесу близ скита для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю — четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания.
3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима во епископа Димитровского. Патриарх Тихон, напутствуя епископа Серафима на труды архиерейские, сказал: «Иди путем апостольским... где придется пешком — пешком иди. Нигде ничем никогда не смущайся. Неудобств не бойся, все терпи. Как ты думаешь, даром разве кадят архиерею трижды-по-трижды? Нет, недаром. За многие труды и подвиги, за исповеднические его болезни и хранение до крови веры Православной».
25 января 1920 года владыка Серафим прибыл в Дмитров... Архипастырское служение епископа Серафима было утверждением и претворением в жизнь горячей любви ко Христу, христовой любви к ближнему и верности Православной Церкви...
12 декабря 1922 года он был арестован. После окончания допросов его перевели с Лубянки в Бутырскую тюрьму. Обильным потоком потекли передачи. Владыка Серафим делился с заключенными всем, что получал, утешал отчаявшихся, поддерживал молитвой, любовью. Он и здесь совершал Божественную литургию, исповедовал тех, кто никогда не был на исповеди, причащал, ободрял... Устроение его сердца в это время хорошо характеризуют строки из письма 1923 года, посланного из Бутырской тюрьмы духовным чадам: «Мир вам и радость от Источника радости Христа Господа, все дорогие, родные дети мои, непрестанно в темничной молитве моей поминаемые: благослови вас Господь, слава Богу, за все — и за тюрьму, слава Ему, что не обошел Он меня своею милостию... Благодарю вас всех за вашу любовь ко мне. Милость Божия и Покров Царицы Небесной да будет над всеми вами. Ваш богомолец Е.. Серафим...» В Бутырской тюрьме епископ Серафим составил акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего».
30 марта 1923 года епископу Серафиму вынесли приговор: «Два года ссылки в Зырянском крае». В ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него была пустынька и круглый холмик-кафедра. В праздники устраивали соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоирея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон.
Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро — телеграмма о кончине Патриарха Тихона. Выехать удалось лишь 9 мая. Только по милости Божией, владыка остался жив. Сотрудники НКВД пытались уговорить возчиков: бросить епископа с послушницами в лесу. Зыряне были непреклонны: «Мы честные... Бросить их, на съедение волкам и медведям, мы не согласны».
В Москве владыка поселился сначала в Даниловском монастыре. В июле 1925 года он прибыл в Борисоглебскую Аносину пустынь. В пустыни владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме великомученицы Анастасии. Вскоре у него возобновились приступы каменно-печеночной болезни, случавшиеся по два раза в месяц. По свидетельству очевидцев, «иногда боли, доводившие его до потери сознания, продолжались в течение девяти часов. Утром 25 февраля, в день святителя Алексия, начался сильнейший приступ. Думали, что он умирает. Долго был без памяти, затем стало легче. Сестры вышли и через полуоткрытую дверь слушали его дыхание. Вдруг владыка громко позвал: „Кто сейчас прошел по моей комнате в алтарь маленькой церкви за перегородкой?“ — „Никто не входил“. — „Это святитель Христов Алексий посетил меня, снимите грелку, встану“. Оделся — и за перегородку в домашнюю церковь в честь Саввы Сторожевского. К общему удивлению, на престоле в алтаре горела лампада. Владыка надел малый омофор и начал служить молебен святителю Алексию. При последнем возгласе лампада вдруг сама угасла, в ней не было ни капли масла».
13 июля 1926 года владыку вызвали на Лубянку. В полдень он вернулся на Влахернское подворье и сказал: «Требуют выезда из Москвы... Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеев или Саров». 17 июля 1926 года он приехал в Дивеево. После длительных переговоров с настоятельницей монастыря ссыльному епископу разрешили служить раннюю литургию в подвальном храме во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинской церковью. Обычно он старался успеть закончить ее прежде, чем начнется служба наверху, для этого, приходилось начинать богослужение в четыре часа утра. После литургии владыка шел на Канавку, обходя ее по завету преподобного Серафима, читая полтораста «Богородице Дево, радуйся». Заходил в келейку преподобного Серафима, перевезенную в Дивеево из ближней пустыньки в Саровском лесу. Потом молился у алтаря Преображенской церкви.
Зимой епископ Серафим жил в комнатах Елены Мотовиловой, в корпусе за Канавкой. 14 февраля 1927 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, он вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями: «Пречистая Дева Богородица идет по Канавке. Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!»
Осенью 1927 года приехали представители власти и объявили о закрытии Дивеевской обители... В ночь под 22 сентября были арестованы епископы Серафим и Зиновий, игумения Александра, старшие сестры и духовенство. Всех заключили в Арзамасскую тюрьму. 26 сентября заключенных этапом отправили в Нижний Новгород. Вскоре из Нижегородской тюрьмы пришли известия, что у владыки Серафима опять начались приступы каменной болезни. 8 октября 1927 года епископов Серафима и Зиновия, игумению Александру освободили, но 17 октября 1927 года епископов неожиданно вызвали в Москву. Здесь епископ Серафим подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, после того как услышал в главном управление ОГПУ следующее: «Кого будем вам посылать для посвящения — посвящайте»
Он поселился в городе Меленки Владимирской губернии, но в апреле 1932 года владыку вновь арестовали. 7 июля 1932 года был вынесен приговор — три года ссылки. Владыка отбывал срок в Казахстане, позже его перевели на жительство в Уральск, затем — в Омск. Летом 1935 года срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. Епископ Серафим решил поселиться в Ишиме.
24 июня 1937 года его вновь арестовали, с Ишимской тюрьмы начался последний этап его земной жизни. В одной из своих последних записок мученик за веру писал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия». 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.
В декабре 2000 года, апреле и июле 2001 года Собор новомучеников и исповедников Российских был пополнен еще 104 именами. В Московской епархии со времени Юбилейного Архиерейского Собора канонизовано 225 новомучеников и исповедников, среди них — священномученик Серафим (Звездинский). «Се путь архиерейский, Архиереем Великим указанный и проложенный!» говорил владыка Серафим, восходя на подвиг архипастырства и провидя свой крест.