Святитель Феодосий Черниговский
Краткое житие святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале тридцатых годов XVII столетия в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких; родителями его были иерей Никита и Мария. Благочестие, царившее в семье будущего святителя, благотворно содействовало духовному развитию мальчика. С детства он отличался кротостью и прилежанием к молитве. Природные способности юноши раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время самого расцвета коллегии (конец сороковых годов XVII века), когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен, впоследствии архиепископ Черниговский, Лазарь (Баранович), а в числе наставников – иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик), которые были просвещеннейшими людьми того времени. Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время главным центром борьбы православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.
В годы обучения окончательно утвердилось призвание святого Феодосия к иноческому подвигу: всё свободное от занятий время он отдавал молитве, богомыслию и чтению Священного Писания.
Можно полагать, что святой не окончил полного курса коллегии, так как после разорения Подола поляками она на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: "Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю".
По получении образования будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).
Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но вскоре он оставил Киев и поселился в отдаленном Крутицком монастыре (Черниговской епархии), возле местечка Батурина, славившемся строгой иноческой жизнью. Там он был посвящен в сан иеромонаха. В 1662 году святой Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году – настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря своей энергии и настойчивости удалось быстро возродить Выдубицкий Михайловский монастырь. Он особенно заботился об устроении церковного благолепия. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 году посылал своих певчих. Заботясь о духовном возрастании насельников обители, святой игумен, сам строгий подвижник, устроил в 1680 году недалеко от обители, на острове Михайловщине, небольшой скит для братии, желавшей уединения. Он назначил туда устроителем и наместником одного из самых ревностных иноков обители – иеромонаха Иова (Опалинского). В бытность святого Феодосия игуменом Киево-Выдубицкого монастыря ему пришлось пережить тяжелые дни. Вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками России. 20 сентября 1668 года святому Феодосию пришлось давать объяснения по этому делу. 17 ноября 1668 года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими игуменами получил прощение. Преосвященный Лазарь (Баранович) оценил высокие духовные качества святого Феодосия и приблизил его к себе. Он называл его "овцой стада Христова, научившейся покорности", и пророчески желал, чтобы имя святого Феодосия было написано на небесах. Когда в 1679 году преосвященный Лазарь стал местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святой Феодосии принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с извещением об избрании. В Москве оба представителя были приняты с почетом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.
В 1688 году святой Феодосии был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). С того времени вся деятельность святого переносится из Киева в Чернигов. Это назначение состоялось главным образом по желанию преосвященного Лазаря. Святому Феодосию пришлось немало потрудиться над благоустройством Елецкой обители, так как монастырь этот, еще не оправившийся после опустошения иезуитами и доминиканцами, был весьма беден и неустроен. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трех лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Святой и в своей новой должности оказывал всемерное содействие преосвященному Лазарю во всех важных делах. Он участвовал в составлении соборного ответа Московскому патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и в обсуждении вопроса о времени пресуществления Святых Даров, поднятого на этом Соборе. Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан Батуринский игумен святой Димитрий (Туптало) (будущий митрополит Ростовский), святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения. 11 сентября 1692 года святой Феодосий был торжественно хиротонисан во архиепископа в Успенском соборе Московского Кремля.
Об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией сохранилось мало сведений. Особенное внимание святитель обращал на пробуждение и поддержание в пастве духа истинно христианского благочестия. С этой целью он заботился о поддержании старых и устройстве новых монастырей и храмов. В самом начале его святительства по его благословению был создан Печеникский девичий монастырь, и он сам освятил храм этой обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1694 году по его благословению был основан Любецкий скит в двух верстах от Любеча; в 1694 году святитель освятил в Домницком мужском монастыре храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а летом 1695 года – величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине горы Болдинской близ древнего Ильинского монастыря. При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особенный подъем и усиление иночества. Святитель уделял также большое внимание духовенству и был строго разборчив при выборе кандидатов священства. Он особенно покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал в них из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский, сделавшийся впоследствии помощником и преемником святителя и устроителем черниговских духовных школ. Строгая справедливость в отношении к духовенству и пастве, глубокое сострадание, снисходительность и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия. К нему часто обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий.
Но недолго святитель Феодосии окормлял Черниговскую паству. Чувствуя приближение смерти, он вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, святого Иоанна (Максимовича) и возвел его из иеромонаха в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря. В новом архимандрите он заранее готовил себе преемника. 6 февраля 1696 года святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для того склепе. Впоследствии его преемник святитель Иоанн (Максимович) построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за чудесное исцеление от тяжкой болезни. Особое благодатное дарование, которое стяжал святитель Феодосий, засвидетельствовано его подвижнической жизнью и сокровенной помощью всем, возносившим ему молитвы.
Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.
Полное житие святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех лиц и имен, кои являются украшением и славой всей Церкви Российской. Святитель Феодосий был одним из тех деятелей, которые, «не высокая мудрствующе, но ведущеся смиренными» (Рим.12:16), успевают сделать и для общественного блага не менее, чем великие и сильные мира сего.
Феодосий родился в конце 30-х годов XVII века в Малороссии, в благочестивой дворянской семье. Отрок воспитывается сначала дома своими родителями в страхе Божием и христианском благочестии, а затем в Киевской Братской Богоявленской школе (в стенах Киевского Братского монастыря на Подоле, впоследствии Киевская Духовная Академия). Начальником и руководителем Киевской Братской школы в то время был «великий столп церковный», архиепископ Черниговский Лазарь Баранович (1650–1657 гг.), к которому на всю жизнь свою св. Феодосий сохранил чувства сыновнего почтения. К воспитавшей его школе святитель на всю жизнь свою сохранил глубокую признательность, что и выразил своими благотворениями Киевскому Братскому монастырю. Память о такой благотворительности его сохранил для нас синодик Киевского Выдубицкого монастыря, где сказано о св. Феодосии, что он был муж «благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю».
По окончании учения св. Феодосий всю свою жизнь решился посвятить Богу. И благочестивый пример родителей, и назидательное руководство знаменитого учителя, и святость самого места воспитания – все это содействовало укреплению будущего святителя в желании доброго жития. Были и другие события, не прошедшие бесследно в его жизни и определившие по воле Божией жребий его на земле. Несогласия, нестроения, которые он видел в это время и среди властей своей родины, и среди даже их духовных руководителей, побудили его взять на себя благое иго иноческого подвига; стать в одежде воина Христова на страже Церкви Христовой и ратовать с видимыми и невидимыми врагами ее.
Когда и где принял иночество св. Феодосий, точно неизвестно. Несомненно только, что это было еще до 1651 года, когда Киевским митрополитом был Дионисий (Балабан), и совершилось под влиянием Лазаря Барановича. Преосвященный Лазарь в одном из писем своих называет святителя Феодосия «овцою Христова стада, научавшеюся покорности у покорного барана», т. е. самого Лазаря. Св. Феодосий дает высший обет послушания в иноческом сане.
Вскоре по принятии им иночества еще он многочестно трудился некоторое время в звании архидиакона Киево-Софийского собора и наместника митрополичьего кафедрального дома.
Киев и Малороссия в это время испытывали большие бедствия от смут, которые произведены были противниками Богдана Хмельницкого, противниками соединения Малой России с Москвой. К несчастью, в этих смутах приняли самое деятельное участие и высшие духовные лица того времени. Сам митрополит Дионисий Балабан перешел на сторону поляков, и временным блюстителем Киевской митрополии назначен был Черниговский архиепископ Лазарь Баранович (в октябре 1659 года – здесь и далее даты указаны по ст. ст.).
В это время св. Феодосий был уже в звании иеромонаха Крупицкого Батуринского монастыря, в епархии Лазаря. Очевидно, первые подвиги иноческого жития св. Феодосием совершаются под надзором и руководством преосвященного Лазаря. Св. Феодосий не идет за Дионисием к врагам православной веры и народности, а следует за своим учителем, который хорошо понимал, что Малороссия может быть счастлива только под защитой православного русского царя.
Скоро на святого Феодосия возлагается обязанность высшая – руководить другими в подвигах иночества. В 1662 году он уже, как свидетельствует местная Черниговская летопись, состоит в звании игумена Корсунского монастыря. В следующем, 1663 году, по смерти митрополита Дионисия, в мае был избран духовенством Польской Украины на Киевскую митрополитию епископ Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Избрание состоялось в Корсуни (ныне г. Корсунь-Шевченковский, Черкасской обл.); очень вероятно, что Корсунский монастырь, управляемый тогда Феодосием, и был местом избрания нового митрополита.
Как отнесся к этому избранию св. Феодосий?
Новоизбранный митрополит, «православия преславный ревнитель, веры святыя восточныя столп непоколебимый» (так его называет известный писатель того времени печерский архимандрит Иннокентий Гизель) своею первоначальною деятельностью в защиту в Литве православия снискал себе общее сочувствие православных малороссов. Но его политические убеждения не согласны были с убеждениями Лазаря, и московское правительство не согласилось признать его в звании митрополита. Св. Феодосий предвидел это и, зная, что избрание его породит новые смуты и раздоры, своего согласия, которое могло выразиться подписью на избирательном акте, не изъявил.
Несколько позже, состоя уже игуменом Выдубицкого монастыря, в оправдание свое, по поводу доноса, сделанного на него епископом Мефодием (Филимоновичем), добивавшимся митрополичьего звания, писал киевскому воеводе: «к Тукальскому хотя я и писал, (но) яко к архиерею, а не (как) митрополиту писал, не именовал его пастырем своим и благословения от него не просил есмь ни на какие дела».
В 1664 г. св. Феодосий назначается игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Сохранилось несколько сведений о деятельности св. Феодосия как игумена Выдубицкаго, свидетельствующих о его попечительности и ревности по устройству дел обители. Выдубицкий монастырь неоднократно был в руках униатов. Естественно, что от этого существовали различного рода нестроения, расстройство внутренних порядков жизни монастырской и внешнего материального благосостояния обители. Устроив внутреннюю жизнь обители в духе строгого православия, св. Феодосий с большою ревностию и усердием взялся за устройство внешнего ее благополучия. И благодаря заботам св. Феодосия получается гетманский универсал, которым утверждаются за монастырем значительные поместья.
Ревностная заботливость о нуждах обители вооружила против него иноков соседней Киево-Печерской Лавры. Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель) вследствие наветов некоторых монастырских управителей жаловался даже на него местоблюстителю митрополии Лазарю, который по этому поводу и пишет своему бывшему ученику увещательные письма. Не без скорби видит святитель неудовольствие своего учителя и безропотно переносит испытание, посланное ему Богом, верно исполняя свой долг. Но Промысл Божий устрояет все к лучшему. Оправдав себя во мнении своего учителя, св. Феодосий еще более сблизился с ним. Сам Лазарь обращает теперь особенное внимание на высокие качества его души и в письме своем к нему в пророческом духе изъявляет Феодосию свое желание, чтобы имя его было написано на небесах.
Любовь и доверие к св. Феодосию владыки Черниговского все более крепнут и выражаются в том, что св. Феодосий назначается его наместником по управлению делами Киевской митрополии. Вместе с тем на св. Феодосия обращается всеобщее внимание как на человека высоких совершенств. Именитыми людьми, духовными и светскими, с этого времени возлагаются на него самые серьезные поручения в том убеждении, что он с честью и славой для себя и пользою для самого дела выполнит их. С этого же времени замечается общее желание видеть его на одном из лучших мест, где бы он был истинным светильником горящим и светящим (Ин.5:35).
С 1685 года имя его делается известным в далекой Москве. На него, как на «заслуженного малороссийской церкви», возлагается обязанность (совместно с Переяславским игуменом Иеронимом) представить в Москве государям (Иоанну и Петру Алексеевичам) и патриарху прошения от гетмана, малороссийского духовенства и войсковой старшины об утверждении в звании Киевского митрополита Луцкого епископа Гедеона-Святополка, князя Четвертинского. Посольство увенчалось успехом. Св. Феодосий как благопопечительный игумен, исполняя возложенное на него поручение, ходатайствует в Москве об удовлетворении нужд своей обители.
В 1687 году умирает Елецкий (Свято-Успенский Елецкий мужской монастырь г. Чернигова; престол Св. Успенского собора обители находится на месте явления в 1060 г. (18 февраля н. ст.) Елецкой чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. – В.) архимандрит Иоанникий Голятовский, и по желанию преосвященного Лазаря на его место назначается, после 24-летнего управления Выдубицким монастырем, св. Феодосий. Назначая св. Феодосия архимандритом Елецким, преосвященный Лазарь желает иметь ближе к себе своего ученика и делает его своим помощником, возлагая на него различные дела по управлению епархией. С этого времени св. Феодосий делается, так сказать, правою рукою своего архиепископа и принимает участие во всех выдающихся церковных событиях того времени.
К этому времени делаются особенно обостренными отношения между представителями Великороссийской Московской и Южно-Русской, Киевской церквей. В Москве смотрят подозрительно на Киев и всю Южную Русь, готовы обвинить духовных руководителей ее в приверженности к католичеству и во всяких ересях.
С начала XVII столетия, особенно же со времени присоединения Малороссии к Москве, проникает в Москву из Киева и вообще из Западной и Южной России много выходцев для занятий разных духовных и гражданских должностей. Некоторые из них являются даже учителями юношества и руководителями просвещения. На таких выходцев высшие духовные лица в Москве смотрели довольно неприязненно. Еще с первой четверти XVII века известный исторический деятель, келарь Авраамий Палицын писал: «пришельцы из Северских и польских городов навыкли от многих еретиков, в Украине живущих, их злым нравом и обычаем и в их веру еретическую мнози приступивше от неведения и во всем с ними закон держаша» (Сказание об осаде Троицкого монастыря, 45 с.). Странными и еретическими казались Москве многие церковные обряды и обычаи киевские. Ревнителей московской старины смущала разница строя московской и малорусской жизни и сильная польская окраска последней. Смущало и то, что православные южнорусские архипастыри получали свое образование в западных иезуитских школах. И некоторые из иерархов иногда действительно высказывали частные мнения не в строго православном духе.
И вот вскоре после того, как св. Феодосий стал архимандритом Елецкого монастыря, в Чернигове получается грамота патриарха Иоакима (29 марта 1688 г.) на имя преосвященного Лазаря. Целью грамоты было «известитися, аще (православные южной России) во всем согласны суть святей восточней церкви». В грамоте затронут был собственно один важный по тому времени вопрос: какого мнения преосвященный Лазарь о Флорентийском соборе, «коея ради вины оный собор бысть и каковым обычаем начася», писалось в грамоте. В таком же смысле была патриаршая грамота и Киевскому митрополиту Гедеону.
В Киеве для ответа патриарху созывается собор из представителей высшего духовенства, и одному из участников его, игумену Кирилловского монастыря, дается поручение списаться с Черниговским архимандритом Феодосием (Углицким), чтобы узнать мнение Черниговского архипастыря, столпа церковного, по данному вопросу.
Св. Феодосий в своем ответе исполняет обращенную к нему просьбу и вместе с тем, по поручению и просьбе православных участников сбора, составляет ответную патриарху грамоту «доводне показуючи, (что) не имеет быти той собор (Флорен.) законным каноническим собором» и проч. Строго православный взгляд Черниговского архиепископа и его ближайшего сотрудника должен был служить оправданием для всей Южно-Русской церкви. Но в Москве пока не удовлетворяются ни ответной грамотой митрополита (составленной Феодосием), ни ответной грамотой преосвященного Лазаря. В сентябре 1688 года и в марте 1689 года получается еще две грамоты, в которых патриарх Иоаким предлагает православным малороссам изложить свое мнение о времени пресуществления Св. Даров.
Ответ на первую из них преосвященный Лазарь посылает (4 февраля 1689 года) с своим архимандритом Феодосием Углицким. Здесь преосвященный Лазарь, высказывая свой православный взгляд по данному вопросу, выражает в то же время полную готовность «поучитися от всесвятейшего патриарха» и обещает «послушание церкви Божией и вере святой». Важность поручения, возложенного на св. Феодосия, очевидна. Он должен был изустно выяснить в Москве те неясности, которые были причиною недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение, данное св. Феодосию, должно было указать на него как на лицо особенно доверенное, заслуживающее особенного внимания со стороны патриарха и московского правительства. Преосвященный Лазарь намеренно выдвигает своего достойного сотрудника, чтобы он стал известен в Москве как достойнейший к занятию высшей духовной должности.
В 1690 году умирает митрополит Гедеон, и архимандрит Феодосий представляется в числе других лиц как достойный высокого звания – Киевского митрополита. По избрании на этот высокий пост Печерского архимандрита Варлаама (Ясинскаго), св. Феодосий представляется также и на его место. Но Промысл Божий судил иначе. Св. Феодосию готовится Господом высокое положение в Чернигов. Здесь-то он, по воле Божией, и должен был светить светом своих добродетелей и предстательствовать за врученную ему Богом паству, и, не при жизни своей только, в бескровной жертве Господу, но и по смерти, как избранный раб Божий, вошедший в радость Господа своего.
Когда св. Феодосий был поставлен Елецким архимандритом, Лазарю в это время было уже около 70 лет, – годы преклонные, особенно для человека такой трудовой жизни и разнообразной деятельности, какую вел преосвященный Лазарь. Удрученный годами престарелый иерарх обращается к Московскому патриарху с просьбой об утверждении архимандрита Феодосия помощником своим по управлению епархией.
Феодосий уже известен был в Москве как высоко преосвященный и благопопечительный сотрудник своего архиепископа; слава о его добродетельной жизни также достигла до Москвы, и патриарх, соглашаясь исполнить просьбу Лазаря, в ответной грамоте ему вот какое мнение высказывает о достоинствах св. Феодосия: «Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия и о том, что, по управлению епархией Черниговской, он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении нашей верности возлюбленный сын. Потому верность наша благословляет его, архимандрита, имеет попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво, о имени Господа и угождать архиепископу, как старцу, в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется он терпеливым в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство после архиепископа». Нужно ли говорить о том, что святитель вполне оправдал те ожидания, которые высказываются в грамоте патриарха.
Но св. Феодосий, состоя сотрудником и помощником преосвященного Лазаря, не оставляет и своих прежних обязанностей. С усердием заботится он о благосостоянии своей обители, которая и обогащается значительным даром гетмана, подарившего обители село Мощонку в виде особенного исключения, сделанного из уважения к высоким достоинствам Елецкого архимандрита.
В 1692 году преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть своего помощника в высшем святительском сане, чтобы он мог вполне помогать ему при жизни и быть достойным ему преемником по его смерти. В то время существовал в Малороссии обычай поставлять известное лицо в сан святительский не иначе, как с согласия на то представителей духовенства и именитых людей, входивших в состав его будущей паствы. По предложению гетмана все единогласно выразили желание видеть Феодосия в сане святительском.
От лица народа было послано преосвященным Лазарем и гетманом прошение о нем царю (Петру I) и патриарху. В этом прошении они указывали на высокие достоинства будущего святителя. «Пречестный архимандрит, – писали они, – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою».
11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив клятвенное обещание, собственноручно подписанное, «Господину святейшему кир Адриану, архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху», был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска), а 13 сентября был посвящен в святительский сан.
По рукоположении святитель Феодосий просил царя в подтверждение его святительских прав дать ему царскую напрестольную грамоту, которая и была выдана ему 28 сентября за подписью думного дьяка. В этой грамоте, подтверждающей права Черниговских архиепископов, предоставляется св. Феодосию право первенства между российскими иерархами, согласно данному при наречении клятвенному обещанию, указывается ему зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского патриарха. Как первенствующий между российскими иерархами, новый Черниговский святитель получает право совершать богослужение в саккосе.
Около трех месяцев пробыл святитель Феодосий в Москве.
Возвратившись в Чернигов, он управляет делами епархии, не оставляя и управления Елецким монастырем: состоит он «коадъютором» Черниговского архиепископа и вместе с тем архимандритом Елецкого монастыря.
По-прежнему, и до конца дней преосвященного Лазаря, св. Феодосий сохраняет сыновнее почтение к покровителю своему и учителю.
Но недолго черниговская паства утешалась духовной радостию видеть предстоящими у Престола Божия двух святителей. 3 сентября 1693 года мирно отошел к Господу 73-х летний старец преосвященный Лазарь, этот, по словам царя Алексия Михайловича, «радетельный о благе святой церкви пастырь». Кончина его произвела глубокую скорбь во всей многолюдной пастве и особенно в любившем его, как сын отца своего, святителе Феодосии. Все спешили отдать почившему последний долг молитвами у его гроба. Трогательный чин погребения совершил над ним святитель Феодосий с сонмом черниговского и прибывшего из других мест духовенства. Святитель Феодосий послал в Москву к царю и патриарху иеромонаха Пахомия с известием о печальном событии, постигшем Черниговскую епархию. Послал царю донесение также и гетман. В нем он изъявлял перед царем свою скорбь о потере, постигшей Чернигов, и вместе с тем высказывал утешение, что почившему Лазарю наследует достойный архипастырь, который «своими добротами может украсить Церковь».
И царь, и патриарх почтили св. Феодосия своими грамотами, обещая ему свои милости. Вместе с тем ему через иеромонаха Пахомия была послана ставленная грамота и патриаршее наставление устроять дела во спасение паствы.
Святитель Феодосий в сердце своем запечатлел благочестивые наставления святейшего патриарха и во все время своей жизни стремился к тому, чтобы осуществить их на деле. Еще в сане игумена и архимандрита он явил особую доброту души своей, чем привлек к себе всеобщую любовь и благорасположение. Еще в сане игумена он прилагал особенные заботы о спасении вверенных ему чад, заботясь о построении святых обителей (например, в 1680 году на земле, принадлежавшей Выдубицкому монастырю, близ города Мозыря устроил скит). Теперь же круг деятельности его еще более расширился. Он особенно заботился во вверенной ему пастве развить горячую любовь к Богу и ревность о спасении душ, которою горела святая душа его. Руководя всех ко спасению и за всех предстательствуя пред Престолом Всевышнего, он особенно заботится о развитии жизни подвижнической. Он не только поддерживает существующие монастыри и благоустрояет их, но и старается об учреждении новых обителей.
Так, 11 октября 1693 года он дает одной благородной вдове, Марии Сулимовой, свой пастырский лист, которым благословляется учреждение женского Печеницкого монастыря. В следующем году по благословению св. Феодосия основывается еще один монастырь в двух верстах от Любеча, родины преподобного Антония, учредителя монашеского жития на Руси.
Осталось также от времени управления св. Феодосием Черниговской епархией несколько письменных известий, из которых видна его заботливость о благосостоянии своих пасомых. Из этих известий видно, что св. Феодосий был пастырь ревностный, в высшей степени справедливый и миролюбивый, любвеобильный и нежный в родственной среде, чрезвычайно внимательный и к нуждам других. Слава о нем пронеслась далеко за пределы его паствы. В самой Москве имя его произносилось с особым уважением. Сам патриарх в служении св. Феодосия в церкви Черниговской видел особый Промысл Божий, благотворящий черниговской пастве. Еще при жизни его шли к нему из далеких мест люди, обездоленные судьбою, истомленные борьбою с житейскими невзгодами, и святитель Божий оказывал им свое покровительство и защиту.
Так, в 1694 г. некто Доминик Полубенский (католик) обращается к нему письменно с просьбой помочь ему перейти в подданство царей московских, чтобы иметь затем возможность обратиться к дедовской православной вере своих предков. Святитель оказал ему полное свое содействие, и Полубенский стал православным и поданным Русского государства. Вот и все, или почти все, что современниками оставлено для нас о святителе Феодосие.
1696 год был последним годом земной жизни святителя. Мирно почив о Господе, святитель возлег своим нетленным телом у входа своего кафедрального храма (Прим.: в то время – Борисоглебский собор. – В.), на страже вечного спасения своей паствы.
Святитель Феодосий, пастырь при жизни своей, по блаженном преставлении своем не только не оставил своей паствы, но, как истинный угодник Божий, стал небесным покровителем ее в обильных чудесных исцелениях, низводя благодать Божию на всех, с верою притекающих к нему.
Двести лет почивали в пещере Борисоглебского Черниговского собора нетленные мощи святителя. Общее убеждение православной паствы его давно видело в них великую святыню не Чернигова только, но и всей земли Русской, а в самом святителе с первых дней по преставлении его видело угодника Божия, преудобренного архиерея, яко Ангела восхищенна на небо, в Серафимской пастве пребывающего. Из разных весьма отдаленных мест стекались к нему богомольцы с упованием на молитвенное ходатайство его пред Богом.
Двухсотлетний период со дня блаженной кончины святителя богат многочастными и многообразными знамениями и чудесами, которыми сам Господь засвидетельствовал святость мощей своего угодника: исцеления расслабленных, глухих, немых, слепых, есть такие, относительно которых даже иноверцы и инославные, с презрением ко всему православному относящиеся, прямо говорили: это истинное чудо.
Многочисленные проявления милости Божией в чудесных исцелениях по молитвенном призывании благодатной помощи святителя Феодосия, из которых многие, совершившиеся в близкое к нам время, тщательно, по поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение нетленным тела его, послужили основанием горячо желанному и давно жданному определению Св. Синода: «Во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя (Прим.: т.е. соответственно 18 февраля и 22 сентября н. ст. – В.), а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущего 1896 года». (Прим.: Святитель Феодосий Черниговский был первым святым, прославленным в царствование царя-страстотерпца Николая II. – В.)
Дивное торжество это совершилось, и ознаменовано было оно новыми чудесами от мощей св. угодника Божия. И теперь Господь Бог, дивный во святых Своих, неоскудеваемо и преизобильно творит чудеса и являет благодеяния предстательством святителя Феодосия с верою притекающим к его святым мощам в тяжких и неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в душевных скорбях и нуждах житейских.
С разных концов шлет Святая Русь чад своих в старинный наш Чернигов. Отныне он славен не только славною стариною своею, но и своею великою святынею для Святой Руси – мощами святителя Феодосия, Черниговского чудотворца.
Цитируется по книге: «Картины церковной жизни Черниговской Епархiи изъ IX вековой ея исторiи», ФЛГ «С. В. Кульженко», Киев, 1911 г.
Молитвы
Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского глас 4
Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского глас 4
Величание святителю Феодосию архиепископу Черниговскому
Величаем тя, святителю отче Феодосие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Молитва святителю Феодосию архиепископу Черниговскому
О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих (или: иконе твоей). Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою, и недостойни есмы толикаго отца и ходатая. Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу, испроси предстательством твоим у Всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его, на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Божия наследником быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Канон святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому глас 8
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Приими хваление, от уст недостойных тебе приносимое, и воздаждь теплыми твоими молитвами к Богу, чтущим святую память твою, отче наш Феодосие.
От юности Господа возлюбил еси, чистоту непорочну сохраняя, от детства Тому прилепился еси чистою твоею душею, в простоте и незлобии сердце твое соблюдая. Темже и чадо Божие воистину был еси, святе Феодосие.
Благо есть мужу, егда возьмет ярем в юности своей, глаголет Писание. Сему глаголу последуя, с радостию иго Господне от юности восприял еси и был еси инок преизрядный, блаженне Феодосие.
Богородичен: Пресвятая Дево, Мати Божия, Заступнице наша непостыдная, спаси, услыши нас, страстьми люте одержимых, и даждь руку помощи молитвами Твоими.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.
Блажени нищии духом, глаголет Господь, сему спасительному глаголу внимая, паче всех добродетелей нищету духовную потщался еси стяжати, преподобне, возлюбив тую яко ограду крепкую от всякаго искушения и яко Боголюбезную Матерь всех добродетелей.
Познав, яко от послушания раждается смирение, от смирения же безстрастие, всем сердцем возлюбил еси послушание, во всем волю свою и злыя помыслы отсекая. Темже и безстрастия достигл еси, уготовав душу твою в чистую обитель Духа Пресвятаго.
Кротость велию стяжал еси, Богомудре Феодосие, вся скорбная благодушне претерпевая, всякую обиду и уничижение в молчании любовию покрывая. Сего ради и приял еси наследие на земли живых, идеже праведнии во веки пребывают, славяще Господа Иисуса.
Богородичен: Не имамы дерзновения к Сыну и Богу Твоему, Пресвятая Владычице, не имамы дерзновения и к Тебе, Пренепорочная, грехми присно оскверняеми, аще не Сама Ты, Премилосердая Мати, воззовеши нас, заблуждших, к покаянию, надеждею спасения отревающи от нас всякое уныние и разленение.
Седален, глас 4
Явился еси светильник благодатный, отче наш Феодосие, тихим светом смирения и любве сияяй и нас любовию твоею озаряяй. Темже и мы, любовию чтуще память твою, вопием ти: моли о нас, святителю Божий, новоявленный чудотворче.
Песнь 4
Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Немощию отягчен и старостию претружден быв, архипастырь Лазарь первее убо сослужителя, последи же и наследника себе устрояет тя, святителю Феодосие, и церкви Черниговстей светильника, юже молитвами твоими просвещай во вся веки.
Воистину чести и власти святительския достоин явился еси, отче Феодосие, словом премудр быв, житием же добродетелен, в Божественных Писаниих искусен и словесныя овцы наставляти зело доволен.
Благочестием украшаяся, и в духовнем жительстве всем людем страны Черниговския известен быв, единодушне теми избран был еси в великое служение Церкви Божией, отче Феодосие, Юже и ныне назирай твоими молитвами.
Богородичен: Много может молитва праведнаго поспешествуема, глаголет Иаков, брат Господень. Много может и молитва святителя Феодосиа, споспешествуема Твоею Матернею молитвою, Пресвятая Владычице Богородице: еси бо предстательство и покров и заступление наше, Благодатная.
Песнь 5
Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаяннаго, но обрати мя и к свету заповедей Твоих, пути моя направи, молюся.
Радовахуся людие града Чернигова, зряще тебе светлостию сана святительскаго облечена, и купно со архипастырем Лазарем престолу благодати Божия предстояща, и преподобныя своя руце о пастве воздеюща, и Христа благодаряще, сердцы своими умилишася.
Образ был еси всей богоданней пастве твоей, словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою. Сего ради не точию овцы твоя любовию к тебе прилепляхуся, но и инославнии тя яко человека Божия, отче наш Феодосие, почитаху.
Пастырь воистину добрый словесному стаду твоему, святителю Феодосие, был еси, душу твою за овцы твоя положити готовый. Темже и явился еси обидимым убо заступник непреоборимый, правды же ревнитель неустрашимый, сильных мира сего с любовию обличая и пасомых своих отечески вразумляя, заблуждшия же на путь правый премудре наставляя.
Богородичен: Умерщвленную душу мою оживи, падшую возстави, уязвленную исцели, ум мой просвети, искушений волны укроти, Мати Божия, Дево Пресвятая, и спаси мя молитвами Твоими, Пречистая.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
От юности инок преизрядный быв, иноческия обители с любовию созидал еси, и вся на пользу жития иноческаго в тех благоустроил еси, всех присно к Богу наставляя отеческими твоими поученьми, отче наш, Феодосие Богомудре.
Благолепне душу твою во храм Духа Божия добродетельми устрояя, благолепие Дому Божия возлюбил еси и, всеусердное попечение о том имея, еще и храмы новы созидал еси во славу Творца и Бога, мир весь несказанною красотою благоукрасившаго.
Радостию Ангельскою, святителю Божий, радовался еси, егда чада твоя во истине ходяща видел еси, и, якоже отец чадолюбивый, сердцем твоим о заблуждающихся скорбел еси и о спасении всех молитву творил еси, вся любовию объемля и о всех предстательствуя, отче наш, святителю Феодосие.
Богородичен: Приидите, вси вернии, припадем к теплей Заступнице рода нашего, Матери Божией, и во умилении сердца воззовем: Пресвятая Владычице Богородице, покрый нас благодатным покровом Твоим и молитвами Твоими избави нас от всякаго зла.
Кондак, глас 4
Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней словесныя твоя овцы питая, и целебен дар от Христа Спаса приял еси, во еже немощи душевныя и телесныя целити всех, с верою к тебе приходящих. Темже и ныне, святе, молися, всем, имя твое призывающим, от наветов вражиих спастися и помиловатися душам нашим.
Икос
Дар Божий воистину явился еси земли Российстей, святе Феодосие, от юности бо себе Богу возложив, подвигом добрым до конца подвизался еси, и дарования велия приял еси, благодати сосуд быв избранный. Темже яко в житии твоем, тако наипаче по блаженнем успении, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, со дерзновением воздееши преподобныя твоя руце о пастве твоей, и о всей Российстей тепле моляся. Сего ради, с верою и любовию к тебе притекающе, вси скорбящии неоскудно утешение приемлют и болящии исцелений сподобляются. С нимиже и мы тебе, яко чадолюбивому отцу, взываем: моли, святе, о призывающих имя твое, от наветов вражиих спастися и помиловатися душам нашим.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно, и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Присно поучаяся памяти смертней, непрестанно желал еси Крест Господень пред очесы твоими держати, Егоже воображение и в пути неразлучно пред тобою пребываше, во еже всегда от сердца взывати ко Господу: благословен еси, Господи Боже, во веки.
И по смерти, яко жив сый, благодатию Божиею, с чады твоими пребываеши, и по преставлении твоем пастырь добрый тем являешися, отче Феодосие, в сонных видениих неведущия в вере наставляя и всех вопити научая: благословен еси, Господи Боже, во веки.
В церковь Божию ходити и молитися болящему иноку повелел еси, отче Феодосие, во сне тому представ и отечески того вразумляя, грехи его воспомянул еси, к покаянию призывая, и исцеление тому подал еси, да выну славит Господа: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Богородичен: Разсеяся ум мой, одебеле сердце, немоществует мое произволение. Владычице Богородице, умилосердися о мне грешнем, исцели душу мою и, яко Благаго Спаса моего Благая Мати, спаси мя, да выну вопию Ему: Благословен еси, Господи Боже, во веки.
Песнь 8
Ирмос: Ангели и Небеса на Престоле Славы Седящаго, и яко Бога непрестанно славимаго, благословите, пойте и превозносите Его во веки.
Кто по достоянию может поведати вся чудеса твоя, святителю Феодосие, и неимущим тебе болящим являешися врач преизрядный, всех призывая исповедати Славу Бога, прославляющаго святыя Своя и превозносимаго во веки.
Стужаемым от духов нечистых заступник и прибежище явился еси, святителю Феодосие, прогоняя силою Божиею всякое действо бесовское от иже с верою к тебе притекающих, да славится имя Божие во веки.
Имя твое, святителю Феодосие, яко миро излиянное, якоже благоухание рая Божия по лицу всея земли Российския обносится, услаждая сердца верующих и призывая в радости духовней воспевати Господа, превозносимаго во вся веки.
Богородичен: Не презри молений раб Твоих, Мати Божия, приими молитвы наша ради угодника твоего, святителя Феодосиа, и принеси ко Престолу Сына и Бога Твоего, да славится имя Его от всея твари во веки.
Песнь 9
Ирмос: Тя, Неискусобрачную Матерь Бога Вышняго, Тя, паче ума Рождшую словом воистину Бога, Вышшую Пречистых Сил, немолчными славословлении величаем.
Яко целитель премилостивый, святе Феодосие, не точию призывающим тя болящим милостивне внемлеши, но и присных их послушаеши, и по вере тех скорый врач болящим являешися, всех милуя и утешая, на всех щедроты твоя преизобильне изливая.
Воистину дивна и паче слова чудеса твоя, Феодосие отче наш, явил бо ся еси слава Церкве Российския, Православныя веры Небесный проповедник, истины же свидетель непреложный.
Святче Божий, угодниче Христов, милости неистощимое сокровище, призри на немощи моя, исцели душу мою, страстьми зле обуреваемую, исцели и тело мое, немощьми обложенное, да прославлю в тебе благодать и милосердие Христа Бога, Дивнаго во святых Своих.
Богородичен: К Тебе, Премилосердая Мати, возношу мое грешное сердце, пред Тобою, Благодатная, повергаю немощи души и тела моего: молитвами Твоими заступи и помилуй мя.
Светилен
Небо звездами Украсивый, новую звезду пресветлую яви тя, святителю Феодосие, Небо Церковное украшающую и мрак нечестивых мудрований разгоняющую. Темже и наша сердца, грехом омраченная, просвети и к покаянию молитвами твоими, преподобне, настави.
Акафист святителю Феодосию, архиепископу Черниговскому
Кондак 1
Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, святителю отче Феодосие, нетлением мощей твоих и множеством чудес от Бога прославленный, в песнех радостных ублажаем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Икос 1
Ангел во плоти явился еси, богомудре Феодосие, ангельскими нравы измлада себе украшая; темже и Ангел церкве Черниговския достойне поставлен был еси от Бога, всех наставляя ко спасению и всем являя в себе правило веры и образ кротости, воздержания же и любве. Сего ради, чада твоя суще, любовию вопием ти сице:
Радуйся, Ангеле земный и человече небесный; радуйся, небесных сил собеседниче и сослужителю.
Радуйся, в житии твоем безплотным поревновавый; радуйся, и по смерти с ними водворивыйся.
Радуйся, от юности Христа всем сердцем твоим возлюбивый; радуйся, от утра жизни твоея Тому единому поработавый.
Радуйся, вся заповеди Господни верно и непорочно сохранивый; радуйся, мног плод духовный о Христе сотворивый.
Радуйся, усердною молитвою дух твой окриливый; радуйся, чтущих любовию память твою от бед покрывающий.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 2
Видев суету мира сего скорогибнущую, всем сердцем возжелал еси, отче Феодосие, мир сей оставити и во иночестве Богу послужити. Темже иго Христово благое и легкое усердие восприяв, инок святыя обители Киево-Печерския смирен и послушлив был еси, воспевая всех Творцу ангельскую песнь: Аллилуиа.
Икос 2
Разум богопросвещенный твой видев, святитель Киевский Дионисий постави тя, Феодосие, архидиакона соборныя церкве Софии Премудрости Божией, да служиши алтарю Господню при совершении Таин Божиих. Мы же, в тебе избранный сосуд Духа Святаго ведуще, со умилением зовем ти сицевая:
Радуйся, под кровом чудотворцев Печерских начало подвигов твоих положивый; радуйся, от юности добродетельми монашескаго жития преизрядно себе украсивый.
Радуйся, иноков пресветлая красото; радуйся, постников преславная похвало.
Радуйся, святителей благоговейных любимый собеседниче; радуйся, послушания нелицемерный рачителю.
Радуйся, подвижниче смиренный, на Господа все упование возложивый; радуйся, уединеннаго жития добрый ревнителю.
Радуйся, избранниче Христов преблаженный; радуйся, Богом данный нам заступниче непреоборимый.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 3
Сила Божия осени тя, отче Феодосие, егда во иерея посвящен был еси от святителя Дионисия и во игумена обители Корсунския от него поставлен, да пасеши Христово стадо и руководиши иноки ко спасению, воспевая купно с ними хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллипуиа.
Икос 3
Имея смирение нелицемерное, прах и пепел себе именовал еси, преблаженне Феодосие, и запрещение от архиерея, неповинен сый, безропотно понесл еси; темже и мы, ублажающе таковое, воистину христоподражательное, незлобие твое, воспеваем тебе сице:
Радуйся, агнче незлобивый, никомуже зла за зло воздавый; радуйся, яко запрещение архиерейское нося, послушание великое явил еси.
Радуйся, яко тогда и епитрахили коснутися не дерзал еси; радуйся, смирением и преданием себе в волю Божию врага победивый.
Радуйся, иноче боголюбезный, преподобием и кротостию благоукрашенный; радуйся, постническим житием, яко безкровным мученичеством увенчанный.
Радуйся, монашествующим отец и наставник богомудрый; радуйся, обителей иноческих многоопытный руководителю.
Радуйся, Престола Божия верный и благоговейный служителю; радуйся, пред Богом теплый о нас ходатаю.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 4
Бурю гонений на Церковь Божию во граде Киеве воздвиже мудрование латинское; ты же, богомудре Феодосие, во игумена обители Выдубецкия тогда поставлен быв, сию от лжеучения оградил еси, утверждая братию свою в православней вере непорочно воспевати Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав богоугодное житие твое, отче Феодосие, святитель Божий Лазарь, призва тя от Киева в Чернигов и, поставив во архимандрита пречестныя обители Елецкия, сотвори помощника себе во управлении церковнем; ты же с любовию сыновнею послужил еси ему и воистину достоин явился еси, да воспеваем ти сицевая:
Радуйся, старцу святителю с любовию послуживый; радуйся, яко сын отцу во всем ему послушен бывый.
Радуйся, старость его упокоивый; радуйся, труды святительския ему облегчивый.
Радуйся, благолепия церковнаго усердный рачителю; радуйся, преданий апостольских верный хранителю.
Радуйся, правды ревностный блюстителю; радуйся, долга пастырска непоколебимый исполнителю.
Радуйся, алтаря Господня служителю непорочный; радуйся, пастырем светлый образе.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 5
Боготечную звезду, к горнему Иерусалиму путеводящую и добродетельми светло сияющую, зряще тя, предивный Феодосие, иноцы же и мирстии с любовию последоваху тебе, внимающе твоему учению душеполезному и взирающе на образ чистаго жития твоего, поучахуся взывати с тобою Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа.
Икос 5
Видев себе святитель Лазарь старостию преутруждена и в силах телесных изнемогша, возжела имети тя, Феодосие, преемника по себе во святительстве и проси Святейшаго Патриарха Московскаго посвятити тя во архиепископа. Мы же в сем Божие звание, еже на тебе, уразумевающе, любовию прославляем тя сице:
Радуйся, архиерею Божий, от Предвечнаго Архиерея дивно предызбранный; радуйся, Апостолов достойный преемниче и усердный ревнителю.
Радуйся, святителю Христов, от собора святителей российских освященный; радуйся, иерарше благий и нищелюбивый.
Радуйся, архипастырю милостивый и сострадательный; радуйся, святителем Митрофану и Димитрию собеседниче и сопрестольниче.
Радуйся, архиереев православных красото; радуйся, пастырю добрый, душу твою за овцы положити готовый.
Радуйся, учителю златословесный; радуйся, богосветлый светильниче Церкве Христовы, во тьме века сего возсиявший.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 6
Проповедник не словом точию, но и делом явился еси Христова учения, святителю Феодосие, яко пастырь добрый, по образу Пастыреначальника Христа всех с лобовию наставляя ко спасению, всем образ жития по заповедем Христовым подавая и всех поучая взывати присно Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси, яко утро светозарное, стране Черниговстей, святителю Божий Феодосие, и паству, тебе вверенную, светом добродетелей твоих озарил еси, смирением высокая стяжавая и нищету иноческую соблюдая; вся бо, яже имел еси, неимущим усердне раздавал еси. О сем дивящеся, яко нищелюбца совершеннаго ублажаем тя, зовуще:
Радуйся, милосердия источниче неисчерпаемый; радуйся, сирым прибежище благонадежное.
Радуйся, вдовицам милостивый покровителю; радуйся, алчущих неоскудный питателю.
Радуйся, обидимым скорый заступниче; радуйся, скорбящим благонадежный утешителю.
Радуйся, сущим в бедах готовый помощниче; радуйся, младенцем добрый воспитателю.
Радуйся, юношам и девам в целомудрии наставниче; радуйся, старцем и немощным твердое укрепление.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 7
Хотя всем сердцем твоим единому Господу благоугождати, подвигом добрым до конца подвизался еси, Феодосие, труды к трудом во смирении прилагая, постом и бдением с молитвою плоть твою умерщвляя и любовию всех согревая. Темже и сподобился еси еще на земли достойно и праведно воспевати ангельскую песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго тя молитвенника и чудотворца предивнаго яви Господь в стране Российстей, святителю отче Феодосие; темже и светло красуется тобою Церковь Православная, яко дерзновение велие ко Христу имаши, Емуже молися, святителю, о нас грешных, любовию тебе вопиющих сицевая:
Радуйся, пресветлый светильниче веры православныя; радуйся, православия страже неусыпающий.
Радуйся, благочестия ревностный поборниче; радуйся, Церкве Божия столпе непоколебимый.
Радуйся, храмино добродетелей приукрашенная; радуйся, безстрастия и чистоты ревнителю преизрядный.
Радуйся, молитвы сокровище неистощимое; радуйся, таин Божиих верный строителю.
Радуйся, паству твою в вере и благочестии соблюдаяй; радуйся, со святыми сликования в Небесном Царствии сподобивыйся.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 8
Странствие земное богоугодне совершив, святителю отче Феодосие, свято и праведно почил еси о Господе сном смерти, яже бысть тебе прохождение от трудов на покой вечный; приял бо еси от Христа Бога венец славы нетленный и водворился еси со святыми воспевати Ему вечно хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Весь еси любовь неоскудевающая, святителю Божий Феодосие; якоже бо в житии сем, тако и по преставлении к Богу чад твоих не оставляеши; на всех, к тебе верою притекающих, милостивне призираеши, болящим исцеление подавая, скорбящих утешая, от бед избавляя. Сего ради, благодарни суще, воспеваем ти сице:
Радуйся, нищету духовную от юности возлюбивый; радуйся, Христу в меньших братиях Его верно послуживый.
Радуйся, двери милосердия Божия нам отверзающий; радуйся, гнев Божий, праведно на ны движимый, на милость прелагающий.
Радуйся, по отшествии твоем к Богу с нами пребывающий; радуйся, умерщвленныя грехами души благодатию Христовою оживляющий.
Радуйся, источниче сострадания к людем приснотекущий; радуйся, омраченных заблуждениями благостный просветителю.
Радуйся, с небесных высот на скорби наши призирающий; радуйся, всех нас любовию твоею объемлющий.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 9
Вси людие черниговстии прославиша Бога, егда услышаша о преславном явлении твоем, святителю Феодосие, преемнику твоему архиепископу Иоанну, егоже от недуга тяжка исцелил еси, являя дерзновение твое ко Господу. Сего ради и потщася гроб твой благоукрасити и подобие лица твоего над ним поставити, зовый дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии не возмогут восхвалити тя по достоянию, вечныя славы достойнаго, святителю отче Феодосие; и кто может поведати многая и преславная чудеса твоя, яже источил еси от нетленных мощей и икон твоих святых; о сем убо радующеся и Бога, святых Своих прославляющаго, славяще, вопием ти сице:
Радуйся, в пресветлых райских чертозех обитающий; радуйся, нетлением мощей твоих зарю общаго воскресения нам предпоказующий.
Радуйся, в видениих во благо верующим являющийся; радуйся, в сониих на молитву к твоему ходатайству призывающий.
Радуйся, слезы и воздыхания скорбящих с любовию утоляющий; радуйся, прошения труждающихся и обремененных скоро исполняющий.
Радуйся, от внезапныя смерти верных избавляющий; радуйся, данныя Богу обеты исполняти побуждающий.
Радуйся, слепым прозрение, глухим слышание подающий; радуйся, отче чадолюбивый, якоже кокош под криле, духовная чада твоя у гроба твоего собирающий.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 10
Спасение вечное унаследовал еси, святителю Феодосие, и светло ныне ликуеши со Ангелы и всеми святыми, присно созерцая пресветлое лице Христа Бога нашего, Егоже молити не престай за ны грешныя, да твоим заступлением сподобимся купно с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.
Икос 10
Стена ограждения в Церкви Православней являешися, святителю Божий, множеством дивных чудес твоих верныя утверждающая и явлением силы Божиея вся еретическая мудрования отражающая; наставников бо раскола нетлением мощей твоих зело удивил еси и исповедати истину православия возбудил еси. Темже со страхом и благоговением вкупе с верными взываху ти сице:
Радуйся, прославлением мощей твоих всех нас радости исполнивый; радуйся, нетлением телесе твоего неверие глаголемых старообрядцев в веру претворивый.
Радуйся, ересь штунды чудесы преславными посрамивый; радуйся, жену от люторовы ереси крестное знамение православне полагати научивый.
Радуйся, младенцу слепому у мощей твоих внезапу прозрение даровавый; радуйся, немотствующий язык помазанием елея от лампады твоея разрешивый.
Радуйся, тем же елеем струпы неисцельныя исцеляяй; радуйся, близ смерти сущих болящих к жизни возвращаяй.
Радуйся, яко лишеннии разума у мощей твоих благодатию Христовою исцеляются; радуйся, яко и пелены от гроба твоего чудодействуют.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 11
Пение молитвенное не умолкаше у мощей твоих, святителю Феодосие, от дне погребения даже до дне прославления твоего со святыми, егда собор святителей Церкве Российския со славою из пещеры мощи твоя изнесе и в соборней церкви града Чернигова на общее поклонение честне положи. Приими убо и наше смиренное пение хвалебное и помози нам покаянием очиститися, да во исполнении заповедей Христовых преуспевающе и тобою наставляеми, с тобою благодарственне вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светильник благодатный быв в житии твоем, святителю Феодосие, тихим светом смирения и любве на свещнице Церкве Христовы сияющий, и по преставлении твоем возсиял еси, яко солнце, предивными чудесы мглу раскола и ересей разгоняя и верных сердца к Богу обращая. Темже, с любовию празднующе святую память твою, вопием ти:
Радуйся, звездо лучезарная, над землею черниговскою возсиявшая; радуйся, и всю страну Российскую светом своим озарившая.
Радуйся, града Чернигова славо и ограждение; радуйся, всея земли нашея страже неусыпный и теплый молитвенниче.
Радуйся, у Престола Царя царствующих за царя нашего предстательствующий; радуйся, яко имя твое по всей стране нашей от конца в конец прославляется.
Радуйся, яко явлении твоими неверныя в веру православную обращаеши; радуйся, яко чудесы твоими инославныя к православию наставляеши.
Радуйся, яко с небесными силами присно Богу воспеваеши; радуйся, яко на небесех выну славу Его созерцаеши.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 12
Благодати Божией сосуд избранный был еси, святителю Феодосие; благодать Божию и в помощь немощи нашей испроси у Господа, да сею благодатию спасаеми, присноборющия ны страсти победим, и тою укрепляеми, Подателя всех благ Господа Иисуса всегда с тобою прославляем, зовуще Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще многая и преславная чудеса твоя и прославляюще великия подвиги твоя, святителю отче наш Феодосие, со умилением сердца славим, хвалим и величаем возвеличившаго тя Господа, в тебе явльшаго нам новое знамение Своего благоволения к Церкви Православней, яко вечному столпу и утверждению истины; тебе же, яко теплому предстателю нашему пред Богом, возглашаем сицевая:
Радуйся, в вертограде Господни от утра до вечера жизни твоея добре потрудивыйся; радуйся, в радость Господа своего, яко раб благий и верный, вшедый.
Радуйся, житием твоим путь в обители небесныя нам показавый; радуйся, венцем безсмертия и славы небесныя увенчанный.
Радуйся, неба церковнаго звездо пресветлая; радуйся, земли Российския похвало пречудная.
Радуйся, яко со всеми святыми в горних обитаеши; радуйся, яко и нас грешных на земли любовию посещаеши.
Радуйся, имже Христос прославися; радуйся, имже сатана посрамися.
Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный.
Кондак 13
О, великий угодниче Божий и чудотворче, святителю отче наш Феодосие! Приими сие малое моление наше, в похвалу тебе, аще и недостойне, обаче с любовию сыновнею приносимое, и умоли Господа Бога избавитися нам от всяких бед, скорбей и напастей, от междоусобныя брани и внезапныя смерти, и от мучений вечных в будущем веце, и сподобитися в вечней жизни с тобою воспевати Ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел во плоти …» и 1-й кондак «Избранный чудотворче …».
Молитва
О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих (или: иконе твоей). Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою, и недостойни есмы толикаго отца и ходатая. Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу, испроси предстательством твоим у Всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его, на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Божия наследником быти, идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Почитание святого в Бузулукском Тихвинском Богородицком женском монастыре
В 1897 году при игумении Валентине по благословению преосвященного Гурия устроен придел во имя святителя Феодосия Черниговского чудотворца в теплом Троицком храме на левой стороне, который и освящен Гурием, епископом Самарским 13 сентября 1897 года, в пятидесятую годовщину существования монастыря.