Епископ Арсений возглавил престольный праздник в Свято-Юрьевом монастыре Великого Новгорода

6 мая 2018 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянине, день памяти св. вмч. Георгия Победоносца, епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, возглавил престольный праздник в Свято-Юрьевом мужском монастыре Великого Новгорода.

Накануне вечером Владыка отслужил всенощное бдение.

В сам день праздника за Божественной литургией в Спасском соборе обители Его Преосвященству сослужили благочинный монастыря иеромонах Григорий (Побожин), насельник обители иеромонах Сергий (Шардаков).

Богослужение сопровождалось пением смешанного хора Юрьева монастыря под руководством регента Ольги Вересовой.

По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг обители и славление с молитвой перед иконой святого великомученика Георгия в Георгиевском соборе монастыря.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил, что сегодняшнее Евангелие повествует о беседе Христа с самарянкой:

«Христос ждал у колодца близ самарянского селения. Когда к колодцу подошла женщина, то Он попросил у нее пить. Женщина была сильно удивлена, потому что узнала в Нем иудея. Она задала Ему вопрос, почему Он, иудей, просил пить у нее, самарянки, ведь между иудеями и самарянами была вражда еще со времен VIII века до Рождества Христова. После разрушения в то время Израилького царства Ассирией жители этой земли смешались с язычниками и также смешали веру в Единого Бога с языческими верованиями. Впоследствии иудеи, вернувшиеся из плена и сохранившие свои обычаи, стали презирать самарян.

Но Христос не просто отвечает самарянке на вопрос – Он возвещает благую весть: "Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4:10). Но женщина подумала, что это некая волшебная вода, избавляющая от жажды, и Христос, чтобы направить ее мысли к правильному пониманию, просит привести ее мужа. Когда она ответила, что не имеет мужа, то Господь обнаруживает ей, что Он Всевидец: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе" (Ин. 4:17–18). Тогда она чувствует, что это не просто человек, а пророк, и не спрашивает Его о своем будущем, но задает самый главный вопрос в своей жизни – жизни, хотя и не чуждой греха, но в которой живет открытая любовь к Богу: "Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4:20). И Христос отвечает ей: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине" (Ин. 4:23).

После этого самарянка исповедует веру своего народа в пришествие Мессии, Который придет и научит их всему, – веру, которая была даже живее, чем у иудеев, ведь последние ждали царя, полководца, освободителя, а самаряне – великого пророка. В ответ она слышит еще более поразительные слова: "Это Я, Который говорю с тобою" (Ин. 4:26). Очень редко мы можем встретить в Евангелии подобные слова Христа, прямо свидетельствующие о Его мессианском достоинстве. Тогда самарянка побежала в свой город Сихарь, там возвестила жителям, что видела Христа, и горожане тоже уверовали в Него, став, по сути, одними из первых христиан.

В этом евангельском чтении очень много важных смыслов, но особенно сильно звучит тема "воды живой". Тема воды начинается еще с предыдущей Недели о расслабленном, затем это день Преполовения, когда Христос в Иерусалимском храме во время обряда освящения воды говорит: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей.  Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Ин. 7:37–38). И далее говорит евангелист: "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Ин. 7:39). В следующее воскресенье Церковь будет вспоминать исцеление слепца, умывшегося в Силоамской купели, но исцеление происходит не от воды, а силой Духа Святого, Которого Господь подает верующим.

Этот Дух, или "вода живая", оживотворяет каждого человека, приходящего к вере через воды Крещения, в Таинствах Церкви, совершая путь его спасения, что называется на языке святых отцов "обожением", то есть причастием Святому Духу. Многие праведники, многие мученики, новомученики последующих времен были исполнены этой "воды живой", которая вела их по жизни. "Нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне изнутри: иди к Отцу", – эти слова написал в начале II века епископ Игнатий на пути в Рим, где его должны были казнить на арене цирка.

Этим же Духом, вдохновлялся и святой Георгий, о котором было известно как о талантливом полководце, ставшем одним из командиров императорской гвардии, которому открывалось блестящее будущее. Но "вода живая", Дух Святой, сущий в нем, как когда-то в святом Игнатии, взывает: "Иди к Отцу". Когда началось гонение на христиан в Никомидии в 303 году, то святой Георгий открыто возмущается этим несправедливым законом Рима, открыто исповедует себя христианином и становится великомучеником. А мученики и в древней Церкви, и в последние времена – это свидетели Воскресения Христова, свидетели Его победы над смертью; мученик – это тот, кто соумирает со Христом и воскресает с Ним.

Вся история Церкви, по сути дела, является таким свидетельством. Не всегда это свидетельство в условиях гонений, но всегда были святые люди, искренне преданные Христу, которые были Его свидетелями своей жизнью, делами милосердия, верой, своим отношением к Богу и людям. Такими верными свидетелями Господа призваны быть сегодня и мы все, ибо говорит Христос: "Вы соль земли... Вы свет мира" (Мф. 5:13–14)».

В завершении своего слова владыка Арсений призвал верующих серьезно подумать об этих словах и отнести их к своей жизни в Церкви и вне ее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь