17 марта 2019 года епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое освящение Никитского собора Никитского мужского монастыря Переславской епархии.
Во время Божественной литургии Его Преосвященство рукоположил в сан пресвитера Алексия Табашникова и во диакона Георгия Зотова.
По окончании торжественного богослужения владыка Феоктист обратился к духовенству, прихожанам и паломникам со словами архипастырского наставления:
«Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с освящением этого храма. Все вы прекрасно знаете, что Никитский монастырь самый древний на нашей земле. Этот храм также один из древнейших.
Мы с вами сегодня слышали евангельское чтение от Иоанна Богослова. Оно не связано с темой Недели Торжества Православия, потому что эти воскресные чтения появились гораздо раньше, чем было установлено празднование в первое воскресенье Великого поста. И поэтому сегодняшнее чтение имеет отношение совсем к другой теме. Я бы сказал, к теме даже гораздо более великопостной, чем Неделя Торжества Православия. Там приводится краткий диалог Христа Спасителя с Нафанаилом. Вообще язык евангелиста Иоанна Богослова и в Евангелии, и в Посланиях отличается бедностью. Более того, язык любимого ученика Господа самый бедный из всех авторов Нового Завета.
У исследователей по этому поводу были разные мысли. Кто-то говорил о том, что он плохо знал греческий, будучи евреем. Но, вероятнее всего, и мы, православные восточные христиане, придерживаемся этой точки зрения – апостол Иоанн использует скромный лексический запас намеренно. Тем самым он подражает кенозису Христа Спасителя, то есть умалению Сына Божия, Который пришел, стал человеком и пострадал как человек. Апостол Иоанн, вознося нас на самые вершины, или, как сказал один современный греческий богослов, в стратосферу богословия, пользуется очень простым языком, как бы нарочно умаляя значение своего слова.
Он приводит диалог Христа с Нафанаилом, который состоит буквально из нескольких слов. Христос, обращаясь к Нафанаилу, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства". Нафанаил сомневается, говоря: "Почему Ты знаешь меня?" "Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя", – говорит Христос. Нафанаил ему в ответ: "Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев". Как видим, это краткий диалог – две фразы со стороны каждого собеседника.
Нам, бывает, жизни не хватает, чтобы сказать то же самое в отношении ко Христу: "Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев". Каким-то народам не хватает всей их исторической судьбы, чтобы сказать то же самое. А Нафанаил через две фразы уверяется в том, что перед ним стоит Христос, Спаситель мира. В чем здесь секрет? Конечно, не в каком-то особенном языке Христа и абсолютно точно не в языке Иоанна Богослова.
Секрет в том, что, как говорят толкователи и гласит Предание Церкви, Нафанаил молился под смоковницей и Христос его там видел. А молился он там о скором пришествии Мессии. Буквально через небольшой промежуток времени он увидел перед собой Мессию, который слышал его молитвы. А это говорит о том, что Бог к нам очень близко. Стоит только обратиться, чтобы Он пришел. Может, не всегда Он реагирует быстро, но тем не менее он реагирует всегда. Иногда молчание Бога – это Его ответ. Бог говорит с нами по-разному.
Сегодня, когда мы молились за освящением этого храма, я обратил внимание на слова последней молитвы этого чина, в которой архиерей просит, чтобы Бог простил грехи тех людей, которые обустраивали этот храм, трудились здесь, жертвовали силы, время, средства для его благоукрашения. Но в этой молитве мы возносим еще одно очень важное прошение, которое, пожалуй, не встречается ни в каких других молитвословиях. Мы просим о том, чтобы Бог возобновил благодать Святого Духа в этих людях.
Я очень надеюсь, что по молитвам нашим Господь, в первую очередь, подаст архимандриту Димитрию, настоятелю этого монастыря, особую благодать для несения его послушания, для служения Матери-Церкви, а также обильно изольет благодать Святого Духа на тех людей, которые помогали ему. Понятно, что всё это делалось усилием очень многих людей. Я надеюсь, что все эти люди, почувствовав благодать в своем сердце, не будут останавливаться в этом благом делании. Сами понимаете, есть куда прилагать усилия, есть куда идти дальше. И единственная причина, по которой можно заставить человека что-то делать, это пребывание в благодати Божией и богообщении. А это огромное и ни с чем несравнимое счастье!»
В завершение владыка Феоктист отметил труды настоятеля обители архимандрита Димитрия (Храмцова) и в связи с 20-летием назначения на эту должность вручил Его Высокопреподобию медаль прп. Даниила Переславского I степени.
Кроме того, архиерейскими грамотами были награждены три благодетеля монастыря.