24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Успенском храме Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь.
Его Преосвященству сослужили клирики монастыря.
За богослужением молились паломники и прихожане обители.
По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским наставлением:
«Во вторую Неделю Великого поста Церковь чтит память святителя Григория Паламы. Человек – существо сложное. Если бы философам, психологам или просто людям дали порассуждать о том, что же такое человек, то мы бы услышали большое количество определений и мнений, но цельного понятия вряд ли кто смог бы дать. Цельное понятие о человеке может дать только наша святая православная вера, наша Святая Православная Церковь. В своем Священном Предании и Священном Писании Церковь открывает, что человек – это образ и подобие Божие. Поэтому он, действительно, велик, но в то же время по своей падшей природе он может своими мыслями, чувствами и делами быть сыном ада и отстоять очень-очень далеко от Бога. Цель жизни каждого человека заключается в том, чтобы откликнуться на призыв Христа, Господа нашего, и освободиться от оков греха. Эти цепи для каждого из нас – наши страсти, которые обладают нами и не дают воссиять в нас образу Божиему. И наоборот, если мы слышим призывы Христа к духовному совершенствованию, видению своей нищеты духовной, плачу о грехах, кротости, милосердию, чистоте сердечной, стремлению к правде, тогда человек уже в этой жизни стяжает в своем сердце безмерное сокровище – Царство Божие. Как евангельский купец, который ищет драгоценную жемчужину и, когда находит ее, продает всё, что у него есть, и покупает эту драгоценную жемчужину. Ради нее, ради стяжания в сердце Царствия Божиего многие люди, которые были грешниками, оставляли свою прежнюю греховную жизнь. Когда человек решается свергнуть с себя бремя греховное и начинает жить по правде Божией, идет этим непростым путем, он обретает силу для борьбы с грехом и радость близости Бога в себе, чувство безмерной любви и милосердия Божиего. По слову преподобного Серафима Саровского, познав любовь Божию, человек готов сидеть в яме с червями, только бы не лишиться того блаженства, которое уже здесь, на земле, открывается ему, а в полном спектре радости откроется в Царствии Божием.
Святитель Григорий Палама как раз и защищал ту непреложную истину, что грешный человек может достигнуть нетварных Божественных энергий и может освятиться настолько, что вместит в себя Божественный свет. Именно этот свет вместил в себя преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым и многие другие святые, такие, как Паисий Святогорец, недавно прославленный, и многие-многие другие, кого мы, может быть, даже не знаем, потому что Церковь не всех святых прославила. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), подвижники в наше время (это он говорил в XIX веке), которые будут истинно работать Богу, благоразумно скроют себя от людей. Их делание будет растворено смирением. Такие люди живут и в миру, и в монастырях, но их духовная жизнь сокрыта от многих и многих людей, чтобы не заразиться тщеславием, этой весьма и весьма заразной болезнью, которая может погубить все труды человека. И сегодня мы славим святителя Григория Паламу, что он открыл и развил в Церкви это учение, защищая пустынников, исихастов, безмолвников в своих «Триадах в защиту священно безмолвствующих». Он открыл эту Божественную истину Церкви, людям, эту высоту, к который должен стремиться каждый человек.
Мы грешные люди, нам сложно порой даже от грубых страстей освободиться, и некоторые недоумевают, как же такое высокое учение нам стяжать. Нам бы хоть немножечко от страстей отстать. Но если бы не было Христа, не было бы православия, если бы мы жили в Ветхом завете, даже если бы не знали десяти заповедей, которые даны Моисею, то мы были бы такими дикими, что даже не понимали бы, что красть – это плохо, что убивать – это плохо, что прелюбодействовать – это плохо. Всё это уничтожает человека в человеке, убивает образ Божий. Многие народы, действительно, этого не знают и живут жизнью, которой живут животные, не понимая тех высоких идеалов, которые дает христианство. У нас такая же природа падших людей, но мы видим идеал, который дал нам сам Господь Спаситель, воплощенный Бог. Он показал нам, каким должен быть человек и к чему нам надо стремиться. Он явил нам чистое святое учение. Слово Божие слаще меда, потому что ум и сердце человеческое испытывают духовную радость от этих слов, чувствуют их истинность, особенно когда человек исполняет эти слова на деле.
Мы все расслаблены грехом, как тот расслабленный телом, о котором сегодня мы слышали в Евангелии. Друзья нас, расслабленных, приносят ко Господу, и мы ждем исцеления. Друзья – это святые, которые молятся за нас и заботятся о нашем духовном преуспеянии и восстании от греховного сна. Человек, который постоянно грешит, находится в духовном расслаблении. Он умом понимает, что нужно сделать что-то доброе, а воля настолько расслаблена грехом, что он не может исполнить то, что умом понимает. Нужно примириться с кем-то, со своими близкими, членами своей семьи – в семьях часто не бывает мира; он это умом понимает, а прощения всё равно не просит, не хочет идти первым просить прощения – пусть она или он, а я уж потом. Вот это духовное расслабление. Если вот так посмотреть на нас, то мы все инвалиды духовные. Но тем не менее мы имеем идеал, мы имеем высокое доброе учение евангельское, святоотеческое, и через пост и молитву мы можем потихонечку от одра вставать и совершать легкие пока еще, очень слабые, медленные, но всё-таки движения, шаги навстречу Богу, которые, освобождая наши души от грехов, помогают нам достигнуть Царства Небесного. Это должно вдохновлять нас и звать к духовной жизни и лучшей участи, чем сейчас мы заслуживаем.
Будем в этом вдохновляться примером жизни и молитвами святителя Григория Паламы и наших многих святых. Постараемся подняться еще на одну ступень, чтобы нам больше не возвращаться к греховным поступкам, а творить дела любви, и Господь, видя стремление наше, вложит в сердце наше любовь к добру. Аминь».