К 500 летию Антониево-Сийского монастыря в Архангельске организована выставка «Древности Сийской обители»

Некогда, в допетровское время, за Сийской обителью закрепился статус крупнейшего духовного центра Севера, монастырю было уготовано сыграть заметную роль в русской истории и культуре. Но в известное время монастырь был закрыт и разорен.

Отсчёт новой истории обители ведется с 1992 года. По свидетельствам новых насельников, которых возглавил первый настоятель возрожденной обители Трифон (Плотников), от былого величия северной жемчужины в венце Православной Церкви оставалось немного – голые стены древних построек. От икон, библиотеки и церковной утвари не осталось и следа.

Однако почти сразу с восстановлением обители стали поступать, как говорят монахи, дары. Паломники отовсюду привозили и привозят по сей день в монастырь иконы, кресты, церковные книги, а также предметы, некогда использовавшиеся в крестьянском быту. В результате при монастыре открылся церковно-археологический кабинет, в котором ныне насчитывается более двух тысяч раритетов.

Некоторые из раритетов можно будет увидеть, как только позволит наше непростое время, на выставке «Древности Сийской обители», что располагается в Усадебном доме Екатерины Плотниковой в Архангельске. Выставка была готова еще до всеобщего карантина, видеосюжет о ней был показан на сайте музея изобразительных искусств во время недавней акции «Ночь музеев».

По словам куратора выставки Татьяны Кольцовой, заведующей Отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», на выставке представлено около 50 предметов-даров Сийской обители. Некоторым требовалась реставрация. Многие десятилетия иконы хранились в семьях жителей Архангельска, Москвы, Холмогорского района, иные – в укромных уголках крестьянского подворья.

Срочным укреплением красочного слоя и частичной реставрацией предметов к выставке занялась художник-реставратор Ирина Светоносова из музея деревянного зодчества «Малые Карелы». Оформить столь разнообразную выставку, иконы которой отличаются по времени, стилю, размерам, взялся архангельский художник Анатолий Коптяков. Ему же принадлежит идея, как разместить сложные предметы, требующие двустороннего обзора. Например, на оборотной стороне икон дарители иногда подписывают имена родственников, чтобы их помянули на богослужениях в монастыре. На одной из икон имеется надпись, что она принадлежала архангельскому художнику Ивану Архипову, который купил ее в Каргополе в начале 1960‑х годов и передал в дар Сийскому монастырю в 1993 году.

Не все экспонируемые на выставке иконы родом из Сийской обители, но многие написаны северными мастерами, как определяют специалисты. Датируются они серединой XVII – началом XX веков. Самый ранний памятник, показанный на выставке, – массивное «Учительское Евангелие» середины ХVI века, написанное иноком Антониево-Сийского монастыря Даниилом, о чем он оставил запись в конце книги. Привезли Евангелие из Подмосковья в Сийскую обитель сразу, как только в семье, где хранилась старинная книга, узнали о возрождении монастыря.

Некоторые иконы поступили на выставку по благословлению наместника Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря игумена Феодосия (Нестерова) непосредственно из церкви Трех святителей, а также из Благовещенского храма, который временно закрыт на ремонт. Иконы, кресты и книги тщательно подготовил к выставке Александр Карушев, руководитель церковно-археологического кабинета Антониево-Сийского монастыря.

По предварительным данным, музеи Архангельска откроют двери для посетителей в начале июня. Не пропустите выставку «Древности Сийской обители». Возможно, к этому времени появится и буклет выставки, который давно готов к изданию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ