Митрополит Нижегородский Георгий совершил Литургию в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода

27 сентября 2021 года, в день отмечаемого Русской Православной Церковью двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий возглавил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Крестовоздвиженского женского монастыря Нижнего Новгорода.

Главе Нижегородской митрополии сослужили благочинный Нагорного округа иерей Иоанн Сорокин, старший священник Крестовоздвиженского монастыря протоиерей Сергий Закунов, первый проректор Нижегородской духовной семинарии иерей Виктор Плаксин, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев и другие клирики Нижегородской епархии.

На богослужении вместе с большим числом прихожан молились настоятельница Крестовоздвиженского монастыря игумения Филарета (Гажу) и сестры этой обители, а также студенты Нижегородской духовной семинарии и Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

По окончании Литургии игумения Филарета (Гажу) выразила управляющему Нижегородской епархией благодарность за совершенное в престольный праздник монастыря богослужение, молитвы и архипастырскую заботу об обители. Настоятельница монастыря поздравила правящего архиерея с престольным праздником и преподнесла владыке Георгию заздравную просфору, крест-Голгофу и часть архиерейского облачения – подсакосник.

Митрополит Георгий поблагодарил матушку игумению и обратился к собравшимся со святительским словом, архипастырь поздравил всех с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

«Традиционно в престольный праздник нашей святой женской обители мы совершаем соборную молитву. Апостол Павел в своем послании говорит, что вера во Христа для эллинов – безумие, а для иудеев – соблазн. Эллины говорили: "Вы исповедуете Богом того, кого распяли на древе. А Бог – это образ силы, могущества, господства, это идеал высшей справедливости". Языческое сознание того времени отказывалось принимать Иисуса Христа как истинного Бога, более того, как нашего Спасителя. Они рассуждали: "О каком спасении идет речь, если Он самого себя не спас".

Для иудеев вера во Христа была соблазном, потому что они ждали мессию, того обетования Божия, которое Господь дал Адаму и Еве, говоря, что пошлет посланника Своего, который восстановит союз Бога с человеком. Почему же они не приняли Христа? Ожидая посланника-мессию, люди хотели видеть в нем земного владыку, который их освободит от римского владычества, превознесет их над Римом и всеми народами. В ответ на это христиане говорили, что Христос добровольно зашел на Голгофу по воле своего Отца Небесного, ради нашего спасения. Он искупил грехи рода человеческого. Он победил смерть, восстал из мертвых.

Современный человек может задаться вопросом: "А что мне из этого?" Господь сказал: кто будет веровать в меня как в истинного Бога и Спасителя, и соблюдать заповеди Мои, тот станет причастником жизни вечной. Действительно, весь род человеческий всегда волновало событие, которого не минет ни один человек – это земная кончина. Если за смертью земною не остается от человека ничего, тогда в чем смысл жизни? Зачем тогда рождаться в этот мир, зачем радоваться и страдать? В ответ на это христиане говорят, что после земной смерти есть жизнь вечная, Царствие Небесное. И в этом наша вера. Мы верим в Господа нашего Иисуса Христа, распятого, умерщвленного, погребенного и воскресшего в третий день по писанию. Поэтому и сегодня наша вера и жизнь сопряжена с тем, что мы идем по пути наследования Царствия Небесного. Поэтому путь крестношения должен быть в жизни каждого человека, и этот крест надо не сбрасывать, а нести», – сказал глава Нижегородской митрополии.

По окончании богослужения всех присутствующих угощали горячим чаем с выпечкой.

Краткая справка

Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь был известен как одна из замечательнейших обителей России по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку. В нем соединены три нижегородские женские обители – Воскресенская, Происхожденская и Зачатьевская, из которых последняя, самая древняя, была основана в 1350-х годах супругой великого князя Нижегородско-Суздальского Андрея Константиновича – великой княгиней Анастасией Ивановной, в иночестве Вассой, в схиме Феодорой, впоследствии причисленной к лику местночтимых святых (память совершается 16/29 апреля).

На современном месте – в границах нынешних Окского съезда, площади Лядова и улицы Красносельской – монастырь находится с начала XIX века. Главный собор Крестовоздвиженского женского монастыря, имеющий форму равноконечного креста (35х35 м), освящен в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в 1823 году. Собор обрамляли корпуса монастыря, в том числе больница, школа и общежитие для сирот, а также рабочие корпуса – златошвейная и образная мастерские, трапезная, жилые помещения. В состав монастыря также входили больничная церковь в честь Скорбящей Божией Матери и кладбищенская Казанская церковь, две часовни. На кладбище при монастыре были погребены священнослужители и насельницы, многие нижегородцы – миряне, известные общественные деятели, в том числе писатель П. И. Мельников (Андрей Печерский).

В советское время – с 1917 года – монастырь был упразднен и использовался сначала как концентрационный лагерь для заключенных, а затем под хозяйственные нужды – в нем располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. Впоследствии большая часть зданий была разрушена.

В 1995 году уцелевшие здания Крестовоздвиженского собора, колокольного и монашеского корпусов были переданы Нижегородской епархии, началось восстановление монастыря. В сентябре 1999 года в соборе состоялось первое богослужение, а с 2004 года в обители возрождена монашеская жизнь.

Материалы по теме

Монастыри

Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижний Новгород
Россия, Нижний Новгород, Окский съезд, 2Б
Крестовоздвиженский женский монастырь г. Нижний Новгород
Россия, Нижний Новгород, Окский съезд, 2Б

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Александро-Ошевенский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь