19 марта 2020 года, в четверг 3-й седмицы Великого поста, в Свято-Введенском Толгском женском монастыре состоялись монашеские и иноческие постриги.
Митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил постриги в мантию монахинь Адриану, Иулитту, Наталию и Маркеллу. Иночество приняли инокини Зиновия, Иеремия, Анна и Надежда.
По совершении постригов Высокопреосвященнейший владыка обратился с назидательным словом к насельницам монастыря:
«Сегодня наш монашеский чин пополнился новыми сестрами. Каждый раз, когда слышишь "объятия отча отверсти ми потщися", перед нами встает образ отца, убеленного сединами, который проглядел глаза свои, истоптал ноги, выходя на дальнюю дорогу, дабы увидеть заблудшего сына, который бы по пыльной дороге шел к отеческому дому.
Этот евангельский образ для всех нас является столь красноречивым и столь желанным, что каждый из нас хотел бы оказаться на месте того блудного сына, чтобы устремиться в объятия Отца. Объятия Отца, а значит, объятия Божии. Объятия Отца, а значит, объятия счастья. Объятия Отца, а значит, Эдем райский. Объятия Отца – блаженство и вечная жизнь. Вот что сулит нам образ "объятия отча". И к ним мы устремляем свои стопы. И сегодня вы сделали первые свои шаги в этом направлении, устремившись в объятия Отца.
Я не буду говорить вам высоких и возвышенных слов. Все вы довольно образованны и довольно долго уже пребываете в стенах этой святой обители, которая славится и своим просвещением, и своим усердием в молитве, и своими многими добродетелями, которые для нас являются известными добродетелями монашескими. Это и целомудрие, это и воздержание, это и молитва, это и пост и многое другое.
Но есть среди них и некая добродетель, о которой я хотел бы сказать вам несколько слов и поделиться своими соображениями. Эта добродетель – послушание. Нередко наши недоброжелатели и люди, не понимающие природу Церкви, часто говорят, что послушание – это некое порабощение духа человека, некое его подвержение унижению, подавление воли его, подавление его самости, разумного бытия, подавление его личности. Это далеко не так.
Мы с вами, размышляющие о домостроительстве человеческого спасения, знаем, что явилось причиной глубочайшей трагедии всего человечества. Этой причиной явилось непослушание воле Отца Небесного. Именно до той поры, пока наши с вами прародители, Адам и Ева, пребывали в райских обителях, до той поры, пока они слушали Отца Небесного, они были наследниками Рая. Они были счастливы, слушая научение Божие. Они были счастливы, потому что слышали голос Божий, потому что были окружены любовью и заботой Божией. Они были научаемы в различного рода добродетелях и совершенстве, и для них это представлялось совершенным счастьем. И всё то, что их окружало, служило им. Но знаем мы, что по наущению дьявольскому человечество не устояло и не послушалось воли Отца Небесного. Всё им было позволено – была лишь одна заповедь дана не вкушать от дерева познания добра и зла. И вот здесь дьявол и поймал их таким образом, что они впали в искушение и согрешили, не послушав волю Отца Небесного. И мы знаем, что за этим последовало.
Я хочу лишь напомнить те слова, которые сказал Господь, когда даровал человеку ту возможность, когда он в поте лица своего будет созидать хлеб и что жизнь его станет смертной и многотрудной. Он вместе с тем даровал человечеству и некую надежду – семя жены сотрет главу змея. Именно этим семенем жены и явился Христос Спаситель, пришедший в мир. И пришел он не обычным образом, а через воплощение от Преблагословенной Девы Богородицы, которая в противовес нашей прародительнице явила полное послушание воле Божией. Она, не ведающая мужа, услышала о том, что от Нее родится Сын Божий, который спасет человечество. И Она сказала только одно, наверное, до конца и не осознав, да и осознать всё величие услышанного было невозможно: "Се раба Господня – да будет мне по глаголу Твоему" (Лк. 1:38). Вот этим послушанием воле Божией и спасено было человечество.
И мы сегодня слышим об этом и вспоминаем эти слова и, вспоминая, понимаем, что они и доныне для нас актуальны. И особенно это проявляется для тех, кто вступил в лик иночествующих, в лик монашествующих, где, по сути дела, послушание является весьма важной заповедью.
Послушание – это послушание прежде всего воле Отца Небесного, послушание голосу Божию, послушание тому, что заповедал совершать нам Христос Спаситель. Послушание – это то, что заповедали нам отцы Церкви, которые донесли до нас истины Божии о спасении человечества, где важную роль имеют послушание, сокрушение о своих согрешениях, о том, чтобы волю свою подчинить воле Отца Небесного, шествию по тому пути, который уготовал Господь, когда говорил: "Я есмь путь, и истина, и жизнь" (Ин. 14:6). И это наш путь – путь иноческий. Аминь».