2 февраля 2020 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, о Закхее, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил Божественную литургию в Богородице-Смоленском Новодевичьем женском монастыре Москвы.
Его Высокопреосвященству в Успенском храме обители сослужили митрополит Берлинский Германский Марк, епископ Северобайкальский Сосново-Озерский Николай и духовенство обители.
За Литургией владыка рукоположил диакона Иоанна Бузулуцкого во пресвитера.
По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Возлюбленные братья архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры! Горячо и сердечно поздравляю вас с праздником, причастников и причастниц – с принятием Святых Христовых Таин!
Сегодня у нас большая радость, которую можно сравнить с радостью грешного мытаря Закхея, который принимал у себя дома Спасителя мира (см.: Лк. 9, 1–10). В Новодевичьей обители – два архипастыря, которые вместе с нами совершили Божественную литургию. Я горячо и сердечно приветствую вас, дорогой владыка Марк, дорогой владыка Николай, и надеюсь, что, когда вы будете приезжать в Москву, в нашей обители вы будете находить и духовное прибежище, и гостеприимство.
Для нас большая честь услышать сегодня архипастырское слово владыки Марка, митрополита Берлинского и Германского. Прошу Вас, дорогой владыка, обратиться к нашей пастве».
Затем митрополит Марк произнес приветственное слово перед молящимися:
«Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я благодарю Бога за то, что Он внушил владыке Ювеналию собрать нас сегодня с Востока и Запада, потому что оба мы, гости, несем свое служение в разных концах мира. Я особенно привязан к владыке Ювеналию: помню, с какой большой радостью и любовью он принял нас, когда мы приехали с нынешним Первоиерархом нашей Зарубежной Церкви, чтобы просить у Священного Синода возможности вступить в переговоры по объединению Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей. Владыка взял меня в свои объятия, и я сразу понял, что у нас есть близкие в этой Церкви, что мы здесь не чужие.
Мы несем свое служение в далеком зарубежье и не можем служить так просто, как вы: Апостол и Евангелие у нас читаются на двух языках, а проповедь переводится. Раньше мне приходилось говорить две проповеди: одну в начале Литургии, другую – в конце, на разных языках. А потом люди стали жаловаться: "Владыка, Вы говорите одно этим людям, а нам говорите другое!" – потому что частично понимали, о чем я говорил. И тогда я решил: "Не могу два раза говорить одну и ту же проповедь!" – и начал искать переводчиков, чтобы было легче. Но это только в последнее время у нас появились такие прихожане, которые способны переводить с одного языка на другой.
Особенно быстро осваивают новый язык дети. Я очень радовался сегодня, когда видел, что здесь поет детский хор. Дети требуют нашего особенного внимания. К сожалению, в наших условиях они очень быстро забывают русский язык, и мы должны настаивать, чтобы они, помимо Закона Божиего, у нас в школе занимались еще русским языком. К сожалению, родители не всегда это поддерживают. Я иногда говорю: "Разве не смешно, что я, немец, должен просить вас, русских, сохранять ваш язык?"
Мы служим на разных континентах, и поэтому среди нашего епископата есть два американца, француз – я немец. Так Господь собрал нас в единой Русской Церкви. Могу сказать, что нет ни одной другой Поместной Церкви, которая имеет иностранных, "не своих" епископов. А в нашей Церкви это естественно, в этом сказываются широта русского сердца, русская многонациональная культура, которая никогда не смущалась и не стеснялась людей, которые, так сказать, "не свои". Для нас нет чужих – мы все свои, раз мы в Боге едины. Главное для нас – сохранить свои способности, таланты, чтобы мы, как говорит апостол, не нерадели "о пребывающих в нас дарованиях" (см.: 1 Тим. 4, 14). Все дарования наши от Бога, а ничего нашего доброго нет. Мы только приносим грех, а Господь нам дает дарования, которые нам надлежит развивать.
Я желаю всем вам, и прежде всего владыке Ювеналию, владыке Николаю и всем нашим пастырям, чтобы вы сохраняли эту русскую культуру, русское православие, которое требует подвига. Без подвига у нас не может быть никакой правды, никакой истины. Подвиг всегда требуется для того, чтобы мы сохраняли то богатство, которое оставил нам Господь».
В завершение были возглашены уставные многолетия.