13 ноября 2021 года митрополит Тверской и Кашинский Амвросий впервые посетил Покровское подворье Николаевского Малицкого мужского монастыря в деревне Отмичи Калининского района Тверской области. Владыка совершил первую Божественную литургию архиерейским чином на монастырском подворье в церкви в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Ему сослужили настоятель монастыря игумен Борис (Тулупов), клирики и братия обители в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнил монастырский русский византийский хор «Аксион Эстин».
Место для строительства Отмицкого подворья было выбрано не случайно – когда-то здесь стоял Покровский Отмицкий (Вотмицкий) монастырь, упоминаемый в летописи в 1524 году. На его территории было два храма: большой летний Покровский храм и малый зимний в честь Бориса и Глеба. После перенесенного литовского нашествия и за годы советской власти в деревне Отмичи ни одной церкви не осталось. Сейчас монастырь возрождается.
В этот день Церковь молитвенно чтит мученический подвиг святых апостолов от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. На богослужении молились местные жители и гости.
После Евангелия митрополит Амвросий произнес проповедь.
На сугубой ектении были помянуты поименно страждущие от различных болезней, произнесены прошения о врачах, вознесены молитвы о прекращении губительного поветрия, о возрождении Покровского храма обители и завершении восстановления Спасо-Преображенского собора Твери.
Архипастырь подписал антиминс для храма в честь князей мучеников Бориса и Глеба в Отмичах.
На Херувимской песни были помянуты о здравии и об упокоении те, о ком на сайте епархии подавались онлайн-просьбы о поминовении.
Игумен Борис (Тулупов) поблагодарил владыку за первую совершённую Божественную литургию архиерейским чином.
Митрополит Амвросий поблагодарил всех пришедших на соборную молитву. Затем благословил всех молящихся в храме и раздал каждому святой антидор и по иконке Преображения Господня с молитвой о благополучном восстановлении Спасо-Преображенского собора Твери и частице антидора.
По окончании Литургии в сопровождении отца игумена глава митрополии осмотрел постройки монастыря и возводящийся храм в честь Покрова Божией Матери, а затем принимал паломников в Николо-Малицком монастыре.
Краткая справка
Устье реки Тьмы – одно из мест древнейшего славянского освоения Тверского края и самой ранней христианизации. Место Отмичи связано с первыми канонизированными русскими святыми – страстотерпцами князьями Борисом и Глебом, а точнее, с младшим из двух братьев – Глебом.
Согласно сведениям тверского патерика, в 1015 году святой князь Глеб (†1015), направляясь в Киев, чтобы проститься с отцом (святым равноапостольным князем Владимиром), незадолго до своей мученической смерти проезжал через Отмичи.
Здесь его конь споткнулся, и князь, упав, потерял золотую гривну, висевшую на его шее. С тех пор на этом месте стали особо почитать святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
В XV веке здесь был основан Покровский Отмицкий монастырь. Это одна из древнейших и в прошлом знаменитейших обителей Тверской земли. Ее настоятелями были святитель Акакий Тверской (†1567), в епископство которого Тверь переживала расцвет духовной жизни; архимандрит Вассиан Кошка (†1568), церковный писатель, сочинения которого содержат ценную информацию по истории Тверского края. Обитель пользовалась особым вниманием тверских князей, которые строили в ней храмы и дарили земельные угодья.
Во время литовского нашествия в нач. XVII века монастырь был разорен. Его единственный храм – Покровский – стал приходским.
Место Отмицкого монастыря постепенно размывало водой, так что к середине XIX века церковь стояла на самом обрыве. Кладбище полностью затопило. В 1860 году после сильного наводнения храм и село было решено перенести на полкилометра выше по реке Тьме, и в 1854 году уже на другом месте был воздвигнут новый величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с пятью престолами. Этот каменный храм немного не достоял до своего столетия. В 20-е годы был закрыт и некоторое время использовался как клуб, где показывали кино. В 1939–1940 годах храм был разрушен, кирпич и щебень были вывезены на баржах на строительство водохранилища на Волге. Место храма запустело.
В 2010 года началось возрождение древней обители, теперь уже в качестве подворья Николаевского Малицкого монастыря.
17 августа 2012 года был заложен фундамент нового храма в честь святых благоверных князей–страстотерпцев Бориса и Глеба. При проектировании монастырского ансамбля было принято решение создавать архитектурные здания в едином неовизантийском стиле.
28 июля 2015 года, в день памяти святого князя Владимира, в храме святых князей Бориса и Глеба состоялась первая Литургия. Первая Литургия в завершенном храме на Отмицком монастырском подворье прошла 1 августа 2016 года.
22 августа 2017 года состоялась закладка храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С весны 2018 года на подворье совершаются регулярные богослужения; появились первые насельники, возобновляется монашеская жизнь.
Летом 2018 года, на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, окрестности села впервые за многие десятилетия были оглашены колокольным звоном.
Сейчас продолжаются строительные работы и роспись храма. На настоящий момент возведены храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба, братский корпус, колокольня и здание трапезной.
Русский византийский хор Николаевского Малицкого монастыря служит укреплению единства мирового Православия.
Миссия хора – нести афонскую традицию византийского пения, дополняя тем самым общий устав Николо-Малицкого монастыря. Игумен Борис (Тулупов) с братией стремятся созидать в монастыре общину святогорского духа. Архитектура, убранство, облачения, сама форма жизни монастыря повторяет древний тысячелетний монашеский уклад. Жизнь обители строится вокруг богослужения, совершаемого по святогорскому чину. Песнопения исполняются на славянском и древнегреческом языках. Хоровой коллектив сложился по инициативе игумена Бориса, который собрал немало певчих, проживших на Святой Горе и впитавших в себя традицию византийского афонского богослужения. Византийское церковное пение объединяет православных христиан всего мира.