В Николо-Малицком монастыре Тверской митрополии отметили престольный праздник

19 декабря православный мир молитвенно чтит день преставления святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Престольный праздник в этот день отмечает древний Николаевский Малицкий мужской монастырь Твери.

Накануне праздничного дня, 18 декабря, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил всенощное бдение (агрипнию) по афонскому уставу в Николаевском Малицком мужском монастыре, который называют Тверским Афоном.

Нынешний Малицкий монастырь, восстановленный после полного разрушения в годы советской власти, придерживается афонского устава, который был составлен древними отцами – святогорцами. По своим внешним правилам он более всего соответствует уставам двух афонских обителей – сербского монастыря Хиландар и Свято-Пантелеимонова Русского монастыря. Можно с достоверностью сказать, что в России едва ли найдется хотя бы несколько монастырей, следующих такому уставу, где соединяется русская и греческая богослужебные традиции. Сохраняя русскую дореволюционную практику, монастырь в основном следует святогорскому чину богослужения, который является неотъемлемой частью афонского устава.

У дверей монастырского храма архипастыря встретил настоятель монастыря игумен Борис (Тулупов). Правящий архиерей облачился в мантию, приложился к праздничной иконе, возжег свечу у чудотворной иконы святителя Николая и занял место в архиерейской стасидии.

За богослужением в монастыре не используется электричество, и вся служба совершается только при свечах. Чем торжественнее церковный праздник, тем больше свечей возжигается на светильниках. Всего в храме 190 свечей и 7 видов светильников, каждый из которых бывает задействован за богослужением в свое время. На праздник в храме развешиваются богатые бархатные пелены, устанавливаются праздничные лампады.

Архиерей благословил вход на вечерне из стасидии. В малом облачении и греческой мантии митрополит прочитал на утрене в алтаре Евангелие. Во время пения хвалитных псалмов и стихир было совершено помазание елеем от лампады у иконы святителя Николая.

Утром 19 декабря, в престольный день, митрополит Амвросий совершил в монастыре Божественную литургию. По афонскому уставу до начала Литургии монах, облаченный в мантию, обошел монастырь и ударами в деревянное било (талантон) созвал всех в храм на молитву. По преданию, таким способом праотец Ной созывал животных в ковчег. Затем монах ударил в железное било (сидерикон), а после прозвучал короткий звон на колокольне, по случаю праздника.

Вдоль стен всего храма в стасидиях расположились монахи и миряне. Благодаря такому распределению в храме поместилось большое количество людей, при этом не было суеты и шума. Стасидия – деревянное кресло с высокими подлокотниками, в котором можно, в зависимости от важности момента службы, сидеть, полусидеть или стоять.

На проскомидии в обители были помянуты о здравии и об упокоении те, за кого через сайт епархии были поданы просьбы о поминовении на год, на полгода, сорокоуст и нынешнюю праздничную литанию. За каждое имя была вынута частица из просфор.

На богослужении возносились особые молитвы о прекращении эпидемии коронавируса, о врачах и больных, о мире и любви среди людей и восстановлении Спасо-Преображенского собора.

В важнейшие моменты Литургии, такие как Херувимская песнь, церковнослужители вручную приводили в движение паникадила, подвесные лампады и хорос – главное украшение Покровского храма. Греческий хорос – огромный десятигранный латунный обруч, скрепленный двуглавыми орлами, свисающий на длинных цепях из-под купола – уставлен свечами, которые возжигаются только по воскресным дням и праздникам. Вращение церковных светильников имеет глубокий духовный смысл, связывающий их с движением звезд в космосе, славящих своего Создателя.

Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придается особое значение.

По заамвонной молитве у иконы святителя Николая Чудотворца митрополит Амвросий совершил освящение колива.

Митрополит Амвросий поздравил насельников и прихожан с престольным торжеством.

Настоятель обители игумен Борис (Тулупов) поблагодарил архипастыря за совместное богослужение в праздничный для монастыря день.

По окончании богослужения митрополит Амвросий раздал каждому антидор. В алтаре храма архиерей поздравил именинников с днем тезоименитства и вручил им по святой просфоре и подарку.

Краткая справка

История возрождения Николаевского Малицкого монастыря на рубеже второго и третьего тысячелетий от Рождества Христова являет собой пример очевидного проявления Божиего Промысла, направляющего деяния очень разных людей, зачастую не ведавших, какому именно делу они служат. Братия монастыря пока еще немногочисленна, но трудников и паломников в монастыре становится всё больше.

Избранный монастырем устав максимально, насколько это возможно в российских условиях и с учетом близости большого города, приближается к уставу афонских монастырей. Здесь регулярно совершается весь суточный круг богослужений: начиная с 6 часов утра последовательно служатся полунощница, утреня и Литургия, а с 17 часов – вечерня и повечерие. Перед большими праздниками совершаются ночные бдения, длящиеся с 22 часов до 4 часов утра.

Нельзя не отметить, что продолжительность и суровость монастырских служб не только не отталкивает прихожан, но, напротив, привлекает многих верующих.

Особое значение придается пению. В 2006 году при возрождающемся монастыре был создан кружок византийского пения. Древние византийские распевы исполнены сурового аскетического духа и заметно отличаются от более чувственного партесного пения. Пение осуществляется не по обычным нотам, а по старинным крюкам или невмам.

Византийский хор при монастыре получил название «Аксион Естин». Миссия хора – нести афонскую традицию византийского пения, дополняя тем самым общий устав Николо-Малицкого монастыря. Поскольку богослужения в обители совершаются по святогорскому чину, песнопения исполняются на славянском и древнегреческом языках. Хоровой коллектив сложился по инициативе игумена Бориса, который собрал немало певчих, в том числе проживших на Святой Горе и впитавших в себя традицию византийского афонского богослужения. Русский византийский хор Малицкого монастыря своим служением вносит малую лепту в укрепление единства мирового Православия.

Возродившийся Николаевский Малицкий монастырь становится весьма заметным духовным центром Тверской епархии, возрождающим древний дух благочестия и строгого монастырского служения.

В монастыре действуют столярная и иконописная мастерские. Круглогодично   проводятся экскурсии для паломников по территории монастыря. Работает благотворительная столовая, которая кормит до 150 человек по воскресным и праздничным дням.

Также обитель помогает зависимым людям вернуться к здоровой жизни, здесь осуществляет работу общество трезвости – социально-реабилитационная группа доверия и помощи «Трезвичи». Проводятся еженедельно молебны, беседы с алко- и наркозависимыми и их родственниками, совершаются выезды на благотворительные мероприятия в г. Тверь, паломнические поездки.

В рамках послушаний Николаевский Малицкий монастырь подготавливает к изданию книги, чтобы помочь современному человеку лучше узнать свои традиции, историю Церкви и величие Православия. Издательская программа обители включает в себя духовные, исторические, научные и художественные издания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Константино-Еленинский женский монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь