На выставке в Эрмитаже впервые представлена картина из Александро-Невской лавры

1 марта 2019 года в Николаевском зале Эрмитажа открылась выставкa «Якоб Йорданс (1593–1678). Картины и рисунки из собраний России». Она организована совместно с музеями Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Перми. Впервые в экспозиции представлена картина из Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.  

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил наместника лавры епископа Кронштадтского Назария и присутствовавшего духовника обители архимандрита Виталия (Радомысльского).

По словам Михаила Пиотровского, выставка «русского Йорданса» посвящена 100-летию пребывания картин фламандского художника в собраниях России. Представлен широкий спектр жанров, в которых писал Йорданс, в том числе шедевры на библейские темы. Выставка – результат совместной работы культурных институций. Благодаря соглашению между Эрмитажем и Александро-Невской лаврой центральным экспонатом стала картина «Оплакивание Христа», принадлежащая Свято-Троицкому собору. Это жест культурного взаимодействия в деле сохранения и популяризации культурного наследия.

История полотна в России начинается в 1764 году после его покупки императрицей Екатериной II. Картина вошла в первую крупную царскую коллекцию, положившую начало эрмитажному собранию. В 1794 году в числе других произведений на библейские сюжеты она была подарена новопостроенному Свято-Троицкому собору лавры.  

По словам архимандрита Виталия (Радомысльского), промыслительно, что картина «Оплакивание Христа» станет центральным экспонатом выставки в дни Великого поста.

«Картина призвана совершать миссионерское служение на выставке, безмолвно проповедовать Христа умершего и воскресшего. Мы должны приходить сюда не как туристы, а как паломники по пути движения к святыне, ведь каждый посетитель выставки придет посмотреть на традиционную фламандскую живопись, а с первых минут окажутся перед картиной, посвященной одному из переломных моментов, описанных в Евангелии, – отметил отец Виталий. – Что посетитель увидит на картине? Христос как Сын Человеческий уже умер. И каждый, кто смотрит на картину, становится невольным сопричастником Его оплакивания. Мы оказываемся лицом к лицу с Господом. Он только что был снят с креста и умер как человек, но только крест как древо жизни вечной указывает нам на небо. Это особый момент в жизни и судьбе человечества – Христос уже умер, но как обетованный Мессия еще не воскрес. Это момент тишины и начало трехдневного ожидания Воскресения Христова. 

Композиция построена так, что, глядя на картину, человек становится не просто внешним созерцателем, но участником. Ведь тот факт, что евангельские персонажи на картинах Йорданса одеты в традиционные фламандские одежды, свидетельствует не об искажении истории, а о глубоком сопереживании и проникновении в сюжеты Священного Писания. Перенесение реалий, современных той эпохе, в композицию на евангельский сюжет – это во многом религиозный акт, свидетельствующий о желании стать соучастником этих событий, быть рядом со Христом. Палитра цветов и особая композиция картины, как бы стремящаяся вверх от умершего Иисуса на земле через крест к небу, предваряет последующее торжество Воскресения, давая надежду через скорбь на преображение человеческой жизни».

Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра
Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь