Наместник Троицкого монастыря г. Чебоксары с братией совершили Литургию в Неделю о расслабленном и отметили память новомученика Димитрия Воскресенского

23 мая 2021 года в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в Свято-Троицком мужском монастыре г. Чебоксары наместник обители архимандрит Василий (Паскье) возглавил Божественную литургию и молебное пение новомученику и исповеднику земли Чувашской Димитрию Воскресенскому (†1938), празднование памяти священномученика было перенесено с 22 мая.

Отцу Василию сослужили братия обители в священном сане. 

После молебна священномученику Димитрию отец наместник поздравил богомольцев с праздником, и обратился к собравшимся с пастырским словом. 

«Двигаясь от праздника Воскресения Христова и недели Жен-Мироносиц, мы постепенно готовимся к празднику Пятидесятницы. Теперь каждое воскресенье евангельское чтение на Божественной литургии будет связано с водой. Сегодня мы слышали евангельское зачало «О расслабленном» (Ин. 5:1–16). Он среди великого множества больных, слепых, хромых, иссохших, ожидал движения воды. Следующее воскресение мы будем читать «О самаряныне», между ними будет «Преполовение Пятидесятницы», где Господь призывает: «Приидите и почерпите воду безсмертия». Все это напоминает нам обретение Дара Святого Духа.

Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь находился в Иерусалиме на празднике и проходил мимо бассейна, называемого «по-еврейски Вифезда» (дом милосердия, место исцеления). Хорошего там ничего не было. Это купальня для омовения овец перед приношением их в жертву. Было замечено, что там регулярно происходило движение воды; по преданию, «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». Каждый день там толпилось множество людей, ждущих движения воды, в надежде на исцеление.

В тот раз Господь находился среди этих людей. Надо сказать, что внимание Его привлек только один человек, со слов евангелиста Иоанна Богослова, «находившийся в болезни тридцать восемь лет». Тридцать восемь лет страдал!.. Господь подошел к этому человеку и спросил: «Хочешь ли быть здоров?». Мы знаем, что ответил расслабленный: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода». «Нет человека»… Вспоминая евангельский текст, можно подумать: как нет человека? Там сотни людей находятся около этой воды, а еще столько же священников и левитов (диаконов) в храме, совсем рядом, которые могли бы помочь. А больной говорит: «Не имею человека».

Эти слова заставили сегодня меня задуматься.

Я вспомнил известную легенду о Диогене Синопском, древнегреческом философе, жившим в бочке. Однажды Диоген зажег днем фонарь и стал ходить по улицам. На вопрос, что он делает, философ отвечал: «Ищу человека». Даже живущий в неверующем, языческом мире ищет человека. И в нашем случае, около купели, больной тоже ищет человека. В Евангелии есть слова, ясно указывающие на конкретного человека… Понтий Пилат вывел Иисуса после бичевания, в терновом венце и в пурпурной мантии перед толпой, чтобы огласить приговор. Приговор начинался со слов: «Се, Человек…» Вот Тот, Которого и греческий философ, и больной у купальни ждали и искали. Пилат говорит: «Се, человек…» В сегодняшнем Евангелии мы видим, человек ищет человека. А Человек, Христос, настоящий Человек, Который создал по Своему образу человека, также ищет человека. И находит того, кто сказал: «Нет у меня человека». Иисус явился для расслабленного именно Тем Человеком.

Еще есть один похожий отрывок в Евангелии – притча о добром самарянине. Один человек попал в руки разбойников, и лежал у дороги, а мимо проходили и священник, и левит, церковные люди, которые обязаны помогать любому. Но прошли мимо. Самарянин – образ Христа – единственный заметил избитого, нуждающегося в помощи.

И в нынешнем отрывке… Агнец Божий – это и есть Человек, Который встречает другого человека для исцеления.

«Хочешь ли быть здоров?» Конечно, «больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Тогда Господь представил Себя человеком, могущим помочь ему: «Иисус говорит ему: встань». Но до этого есть удивительный момент. Этот больной назвал человека, который подошел к нему, Господом. Расслабленный понял, что пришел к нему Сам Господь. Мы знаем историю, что было дальше. Книжники, фарисеи, первосвященники сразу увидели, что тот послушал Господа, Сына Божьего: «возьми постель твою и ходи», – и выставили беднягу нарушителем закона, накинулись на него: «Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели». Они не хотели видеть чудо исцеления, их интересовало одно: «Кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?». Их не интересовало, Кто Тот, Который исцелил, дал здоровье; они сразу обвиняли: кто заставил в субботу работать? Но бывший расслабленный не поддался иудеям, не согласился с такой интерпретацией. Когда его спросили, кто заставил нарушить закон, «он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Исцеленный не знал имени своего Спасителя, ибо Иисус, не желая вступать в распри с иудеями, «скрылся в народе, бывшем на том месте». Исцеленному нет дела до того, что он в субботу нарушил закон, у него радость, 38 лет он лежал расслабленный, страдал, ждал этого дня, и пришел человек, который сказал: будь здоров, и теперь он здоров, а те обвиняют его, что он работает в субботу. Не видят чуда, сотворенного Сыном человеческим в образе настоящего человека.

…Когда первый человек согрешил, Бог искал его в Раю – «Адам, ты где?» Господь хотел исцелить его. Но тот начал оправдываться, свалил все на жену, а жена на змия, и т. д. А наш расслабленный, может, не меньше грешный, но сказал, я жду человека. А Человек напротив него. И сказал ему, будь здоров, возьми свой одр, иди домой. Именно это спровоцировало раздражение. Все разделились: одни видели Сына Божьего, другие считали Его разрушителем субботы. Вели себя, как идолопоклонники, для них самое важное суббота! Опять в субботу кого-то исцелил, опять нарушил закон. Но не видели, что Господь в субботу исцелил человека, вернул ему здоровье, простил ему грехи. В тот момент Иисус спрятался в толпе. Но все же Господь снова встретил исцеленного в храме и сказал ему Свое имя. Человек тогда сказал Иудеям, что «Исцеливший его есть Иисус».

В этом Евангелии мы узнали человека, который ищет Человека и находит. И хочется верить, что мы, искатели настоящего Человека, образ, Которого мы подобие, образ, Который является образом первого человека, сегодня нашли.

…Мы не только Его нашли, но мы еще знаем Его имя. Имя высшее всех имен, имя, при произнесении которого, все должны преклонить свои колени, имя, которое исцеляет нас, имя которое спасает нас. Суть имени Иисус – Бог спасает.

Пусть Тот, Которого мы нашли, будет для нас не нарушителем заповедей, а Тем, Кто нас исцеляет. И пусть у нас хватит духа сказать перед любыми свидетелями: знаю имя Того, Который меня исцелил – имя Его Иисус. Пусть Он, Которого мы нашли, каждому из нас простит грехи и откроет новую жизнь.

Так же одр расслабленного можно сравнить со словами, сказанными Господом ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Одр, как крест, на котором человек много лет лежал, был позором, а стал знаком победы. Каждый из нас должен нести свой крест не как знак позора, а как знак победы. Исповедовать перед всеми имя Того, Кто меня исцелил и телесно, и духовно, знаю Его – это Иисус. И под Его именем буду жить дальше.

Человек, искавший человека, нашел Его, а также нашел спасение и возвращение в Рай, где Господь и человек находились вместе.

А еще вспомним Евангельскую притчу о самарянине, Господь сказал там о нашем ближнем. Кто для меня ближний, если не Иисус Христос? Самый близкий человек для каждого из нас. И хорошо бы это понимать всем сердцем. Именно Тот, Которого не признали, и назвали даже самарянином, пришел и единственный на меня посмотрел, стал лечить, потрудился отвезти в уютное место и заплатил за меня еще вперед.

Сегодня Господь напомнил исцеленному: «Ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Понятно, что болезни наши связаны с нашим греховным состоянием. Мы грешим и поэтому болеем. Господь же не хочет наших страданий, исцеляет нас. А нам надо признавать, почему я заболел. Если Господь дал мне здоровье, то я не буду жить по-прежнему, а постараюсь больше не согрешать, чтобы мое положение не стало еще хуже, чем до встречи с Иисусом Христом.

Сегодня для нас великий урок. Всем нам предупреждение – грех твой прощен, Я тебя исцелил, больше не согрешай.

С этими словами пойдем домой, рассказывать своим родным: нашел Человека, который дал мне здоровье, теперь возьму свой одр – свой крест, последую за Христом, и постараюсь больше не грешить. Аминь».

После братской трапезы отец Василий по доброй традиции побывал на могиле митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы (Кедрова; † 2020) и совершил панихиду.

Краткая справка

Протоиерей Димитрий Воскресенский родился 7 сентября 1869 года в селе Урусово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Мордовской Республики) в семье священника Василия Воскресенского. Юноша рано остался без родителей, но смог закончить и школу, и Симбирскую духовную семинарию.

В 1895 году рукоположен во священники к селу Полибино Алатырского уезда. Служил в селах Нижегородского края. В 1937 году был арестован в селе Анастасово Курмышского уезда, в котором прослужил 26 лет. 30 декабря 1937 года был приговорен спецтройкой НКВД ЧАССР по статье 58 пункта 10 к 10 годам за контрреволюционную деятельность и заключен в исправительно-трудовой лагерь. 22 мая 1938 года, в день празднования Николы Чудотворца – престольного праздника своего храма, отбывая срок наказания в Алатырской исправительно-трудовой колонии отец Димитрий скончался, по записи врача, от порока сердца и был погребен на кладбище колонии в безвестной могиле.

Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий при­чис­лен к со­бо­ру но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Алек­сия 27 де­каб­ря 2007 го­да.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Успенский нижнеломовский женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь