Восстановление крупнейших монастырских комплексов и памятников истории Смоленской области стало возможным благодаря поддержке государства. За пять лет объекты истории и культуры федерального значения существенно преобразились.
Непосредственно в Смоленске в реставрации остро нуждались три монастыря: Вознесенский, Троицкий и Авраамиевский. В 2012 году на эту проблему обратили внимание федеральные власти: Минкультуры РФ направило на восстановление исторически важных храмов почти полмиллиарда рублей. Наибольший объем финансирования реставрационных работ пришелся на 2013 год, когда Смоленск праздновал 1150-летие первого упоминания в летописи. Тогда на реставрационные работы было направлено более 244 млн. рублей. Прежде всего средства федерального бюджета пошли на ремонт центральных объектов монастырских комплексов, где пришлось возвращать в былой вид фасады и кровли. Внутренне эти здания тоже заметно «освежились».
В Спасо-Преображенском Авраамиевом мужском монастыре реставрация коснулась нескольких зданий – собора Преображения и монашеских келий.
«Так сложилось, что от девяти первых веков существования Смоленска осталось только восемь памятников культуры, не считая, конечно, находок археологов и немного памятников XVIII века. Один из лучших среди них – собор Авраамиевского монастыря, построенный в 1755 году на пожертвования купца Бориса Пискарева на месте существовавшего ранее деревянного. А сам Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь появился здесь еще в начале XIII века, но в первой половине XVII века всё было утрачено. В 60-е годы того же века была построена деревянная церковь, и только через столетие – этот великолепный храм. В годы Великой Отечественной войны здание, конечно, было очень повреждено, а рядом стоявшая церковь полностью разрушена. Только в 70-е годы силами смоленской реставрационной мастерской этот храм практически удалось восстановить. На фасаде можно увидеть очень красивые барочные элементы: и наличники, и великолепный картуш над входом – восстановить всё это было очень сложно, но основные работы были проведены. В 1970 году здание приспособили под хранилище областной библиотеки, но спустя время историческая справедливость восторжествовала и на этом месте снова монастырь. Кстати, экскурсоводы очень любят показывать туристам неразорвавшееся ядро в стене на восточной стороне собора, которое сохранилось со времен Отечественной войны 1812 года. Это самый лучший памятник барокко в Смоленске, и мы можем гордиться тем, что он восстановлен. На его реставрацию потребовались, конечно, очень большие средства, и сделать это без федерального бюджета было бы просто невозможно. Так что благодаря помощи государства смоляне и гости нашего города могут видеть этот замечательный памятник во всей его красе», – рассказывает заслуженный работник культуры РФ, историк, краевед Антонина Смирнова.
Совсем печальное зрелище представляли монашеские келии. Время и климат не пощадили объекты исторического наследия, и от былого великолепия остались лишь потрескавшиеся стены и двери, старые деревянные рамы и слепые глазницы окон, вокруг которых частично сохранились лепные наличники. Перезагрузка одного из зданий началась в 2016 году. По словам директора автономной некоммерческой организации «Зодчий» (компания, которая занималась ремонтом монастырских комплексов) Бориса Аптекина, работа была проведена колоссальная: «Была проведена огромная работа – здание, за исключением стен, практически полностью пришлось разобрать. Кровлю сняли, заменили перекрытия, заменили окна, двери. Элементы фасада, наличники были наполовину утрачены, но здание удалось отреставрировать в максимально приближенном к первоначальному виде. Если бы не помощь руководства страны, мы бы не "подняли" эти объекты. Радует, что наш проект завершился успехом, и очень надеемся, что удастся возродить и другие объекты комплекса».
Из ансамбля следующего, Свято-Троицкого, монастыря до наших дней сохранились Троицкий собор, церковь Зачатия Анны, колокольня, а вдоль улицы Большой Советской – прекрасная каменная ограда с имитацией бойниц и пышными воротами.
«Это первое каменное здание, построенное в XVII веке. Его строительство возглавлял зодчий приказа каменных дел Иван Калинин. В облике монастыря уже видны черты московской архитектуры. В 1697 году, когда на город обрушился страшный ураган, здание пострадало настолько, что его восстановили только к 1727 году. Наличники, фигурные фронтоны, завершения – это барокко, которое к тому времени уже было хорошо известно на Руси. Стоит отметить и великолепный поребрик, который заметен в середине здания. В пристроенной позже часовне хоронили смоленских митрополитов, а на кладбище, находившемся рядом с монастырем, похоронили воинов, погибших в 1708 году в битве, в результате которой был остановлен шведский король Карл XII», – отмечает историк.
В 1925 году монастырь закрыли. Через четыре года с его глав сняли и отправили на переплавку колокола, а с 1934 года в стенах старинной обители разместился физкультурный техникум.
После Великой Отечественной войны все строения Троицкого монастыря были полуразрушены, но их достаточно быстро восстановили. В послевоенное время в зданиях монастыря находились различные государственные учреждения и даже макаронная фабрика. И только в 2008 году Троицкий монастырь передали Смоленской епархии Русской Православной Церкви.
«К сожалению, за последние сорок лет здесь не было никаких реставраций. Когда нам отдали этот объект – сначала на проектирование, затем на реставрацию, – здесь многое нужно было сделать и исправить. В стенах были трещины, в кровле – протечки, придел был сильно опущен, так как поднялся культурный слой, требовалась замена главок и крестов. Поэтому реставрационные работы, на которые из федерального бюджета выделили почти 78 миллионов рублей, здесь велись несколько лет», – вспоминает директор АНО «Зодчий».
Документированная история другого, Спасо-Вознесенского женского, монастыря начинается с середины 60-х годов XVII века, когда сюда перевели стариц Оршанского Кутеинского монастыря. К концу 80-х годов того же века строения обветшали и было принято решение построить новую церковь, причем каменную.
«Замечу, что это здание не имеет никакого отношения ни к Наталье Нарышкиной, ни к Петру I, который якобы приезжал в Смоленск для казни стрельцов. Эта легенда возникла в XVIII веке», – отметила Антонина Смирнова.
Строительство этого храма было делом государственным – летом 1693 года в Смоленск приехал Осип Старцев с чертежом, который был прислан из Москвы. Он заложил храм, причем на месте, которое, как сказано в историческом документе, мог выбрать сам. И он выбрал прекрасно! Потом Старцева сменил Данила Калинин, который закончил работы в 1697 году.
«К сожалению, ураган разрушил и это здание. Его восстановление затянулось, ведь тогда велась подготовка к войне за выход к Балтийскому морю, потому этот монастырь – памятник своему времени. Если бы было больше средств, то он был бы таким же нарядным, как храмы Москвы того времени, но мы видим здесь очень скромное убранство. Однако именно здесь впервые появились элементы барокко. Это тоже отражение культурной ауры Смоленска, потому что именно на наш город оказывалось особенное влияние западной архитектуры и европейского искусства. Смоленску уже тогда было чем гордиться, и государство понимало важность строительства здесь каменного храма – он мог подчеркнуть незыблемость Православия. Восстановление церкви было закончено в 1704 году, руководил им Кондрат Мымрин. Тогда же было сделано обустройство, причем в украшении храма участвовали смоленские плотники, столяры и кузнецы», – рассказала Антонина Смирнова.
Долгое время в здании располагался выставочный зал музея-заповедника, но всё вернулось на круги своя – здесь снова монастырь, как и должно быть. На его реставрацию в федеральном бюджете было заложено более 83 млн. рублей.
«Это было очень важно для сохранения исторического облика Смоленска, для нас и потомков», – добавила краевед.
Кстати, из-за того, что в храме размещался выставочный зал, восстановление планировки и убранства потребовало значительных усилий и работ.
«Следует упомянуть, что здесь была проведена не просто реставрация – когда храм передали Церкви, требовались значительные изменения во внутренней планировке. Работы были выполнены колоссальные: сейчас внутри богатое убранство, очень красивые гранитные полы, и, естественно, обновлен внешний облик. Кладка и обмазка здания максимально приближена к оригинальной. Здесь не использовалась штукатурка, и, обратите внимание, по-другому "играет" кирпич», – подчеркнул г-н Аптекин.
Руководство страны уделяет особое внимание сохранению объектов культурного наследия. Президент РФ неоднократно говорил о том, что умелое использование культурного наследия, его сохранение, без всякого сомнения, является важнейшим фактором развития государства и его укрепления.
«Сама работа по сохранению историко-культурного наследия имеет, безусловно, огромное эмоциональное, воспитательное значение, укрепляет национальное самосознание народа, помогает каждому человеку, особенно молодому человеку, глубже понять свою личную сопричастность со своим народом и с его великой культурой, безусловно, воспитывать чувство национального самосознания и национальной гордости. Это – крайне важные вещи, крайне важные чувства, которые цементируют и укрепляют нашу страну», – убежден глава государства.