27 сентября 2019 года в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга по благословению игумении Домники, настоятельницы обители состоялась беседа профессора О. Г. Ульянова, заведующего сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с сестрами монастыря на тему «Богословие иконы Пресвятой Троицы и новые открытия в жизни преподобного Андрея Рублева».
Известный искусствовед и опытный церковный археолог, Олег Германович вначале с подробностями рассказал насельницам обители о своей археологической работе в московском Спасо-Андрониковом монастыре.
Во время первых раскопок было открыто, что в советское время в этой обители был устроен первый концлагерь для иностранцев. Дальнейшие работы археологов позволили обрести древние захоронения иноков монастыря эпохи преподобного Андрея Рублева. Интересен был и рассказ о том, как исследователям удалось, сопоставляя некоторые факты из жизни преподобного, известные исторические события и документальные свидетельства, установить точную дату кончины преподобного Андрея.
Вторая часть беседы была посвящена величайшему творению преподобного Андрея – иконе Живоначальной Троицы и богословскому осмыслению этого образа. Знаменитый образ был написан по благословению преподобного Никона Радонежского в 1402 году – к десятилетию кончины преподобного Сергия Радонежского. Представив древне-византийские иконы Живоначальной Троицы, Олег Германович показал, как складывалась иконография этого образа. Говоря о символике иконы, профессор Ульянов обращал внимание слушателей на то, что в ней нет ни одной случайной детали, и подробно объяснял богословское значение иконы святого Андрея Рублева, сравнивая ее с другими памятниками древней византийской иконописи. Беседа сопровождалась показом слайдов – сестры получили редкую возможность увидеть различные византийские миниатюры и древнерусские иконы.
Лектору удалось передать, насколько вдумчиво и осознанно относился преподобный Андрей к Священному Преданию Церкви и насколько убедительно и зримо он сумел воплотить в своей «Троице» православные догматы о Едином Триипостасном Божестве. Глубокая беседа об этой удивительной иконе и ее создателе помогла сестрам по-новому взглянуть на давно знакомый образ.
После лекции Олег Германович посетил иконописную мастерскую монастыря.
Известный искусствовед и опытный церковный археолог, Олег Германович вначале с подробностями рассказал насельницам обители о своей археологической работе в московском Спасо-Андрониковом монастыре.
Во время первых раскопок было открыто, что в советское время в этой обители был устроен первый концлагерь для иностранцев. Дальнейшие работы археологов позволили обрести древние захоронения иноков монастыря эпохи преподобного Андрея Рублева. Интересен был и рассказ о том, как исследователям удалось, сопоставляя некоторые факты из жизни преподобного, известные исторические события и документальные свидетельства, установить точную дату кончины преподобного Андрея.
Вторая часть беседы была посвящена величайшему творению преподобного Андрея – иконе Живоначальной Троицы и богословскому осмыслению этого образа. Знаменитый образ был написан по благословению преподобного Никона Радонежского в 1402 году – к десятилетию кончины преподобного Сергия Радонежского. Представив древне-византийские иконы Живоначальной Троицы, Олег Германович показал, как складывалась иконография этого образа. Говоря о символике иконы, профессор Ульянов обращал внимание слушателей на то, что в ней нет ни одной случайной детали, и подробно объяснял богословское значение иконы святого Андрея Рублева, сравнивая ее с другими памятниками древней византийской иконописи. Беседа сопровождалась показом слайдов – сестры получили редкую возможность увидеть различные византийские миниатюры и древнерусские иконы.
Лектору удалось передать, насколько вдумчиво и осознанно относился преподобный Андрей к Священному Преданию Церкви и насколько убедительно и зримо он сумел воплотить в своей «Троице» православные догматы о Едином Триипостасном Божестве. Глубокая беседа об этой удивительной иконе и ее создателе помогла сестрам по-новому взглянуть на давно знакомый образ.
После лекции Олег Германович посетил иконописную мастерскую монастыря.
Материалы по теме