В Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга начался пресс-тур для журналистов, инициированный представителями ведущих СМИ, которые попросили рассказать широкой общественности о том, что делается обителью по восстановлению и сохранению объектов культурного и исторического наследия, и, в том числе, как идут работы по реконструкции Успенской церкви.
Группе журналистов в ходе пресс-тура продемонстрировали восстановленные и восстанавливаемые объекты культурного наследия Ново-Тихвинского монастыря, а также рассказали о технических особенностях и тонкостях хода реконструкций. Обычно о том, как проходит восстановление храмов, никто не знает, кроме специалистов, потому что сестры не рассказывают о своих подвигах. Между тем обителью уже воссозданы несколько храмов и храмовых комплексов.
Монастырский комплекс в Зеленой роще постепенно преображается: восстановлены 4 дореволюционных корпуса, которые были переданы просто руинами.
Чтобы возродить Александро-Невский собор, монастырь применял сложнейшие технологии. Например, специально для реставрации был изготовлен подъемный кран, который мог въехать в храм через двери. С помощью этого крана были удалены железобетонные перекрытия, разделявшие храм на 5 этажей. Кран держал железобетонную балку, а специальное устройство с алмазными наконечниками отрезало балку от стен, сантиметр за сантиметром. Эти работы проводились в течение нескольких месяцев. Всего над реставрацией собора потрудились более 5000 человек: архитекторов, строителей, ювелиров, иконописцев и других.
Монастырь заканчивает реставрацию еще одного старинного храма – в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (краткое название – Скорбященский). Он был построен в 1832 году. Когда храм передали монастырю, это был просто ветхий кирпичный куб без апсиды (выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом) и купола. Храм пришлось восстанавливать от фундамента. Реставрацию сестры начали с того, что поставили посреди храма аналой с иконой Божией Матери и стали молиться. «По молитвам Пресвятой Богородицы всё устроилось, мы потихоньку начали восстанавливать храм. Там где был один фундамент – теперь стоит храм», – говорят сестры. Особенность Скорбященского храма – фрески, выполненные в сине-голубых тонах, посвященные исключительно Божией Матери. Большинство сюжетов взяты с фресок древнерусского Ферапонтова монастыря кисти знаменитого Дионисия.
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь раскрыл также некоторые подробности реставрации Успенского храма.
Успенский храм – один из старейших в городе, он известен с XVIII века. В советское время он пострадала больше всех монастырских храмов. Военный госпиталь, которому передали храм, использовал его как кухню, в нем устроили туалеты, в алтарной части оборудовали мясной цех, провели канализацию. Часть стен в храме грубо разрушили.
В 2016 году специалистами-реставраторами было проведено обследование храма и сделано официальное заключение о его неудовлетворительном состоянии. Наружные кирпичные стены повреждены на глубину до 30 см, состояние чердачных перекрытий и кровли было признано угрожающим для жизни и здоровья людей. Кирпич в кладке местами был настолько хрупким, что разрушался от одного прикосновения.
Сейчас монастырь проводит противоаварийные работы. Был укреплен исторический фундамент здания. Стены пришлось восстанавливать, заменяя разрушающуюся кладку, с использованием дореволюционного кирпича. К настоящему моменту стены отреставрированы по всему периметру, исторические формы здания сохранены. Храм-памятник, перестроенный в советское время до неузнаваемости и наполовину разрушившийся, теперь приобретает свой первоначальный исторический вид.
«Для монастыря это самый значимый храм, потому он будет особенно благоукрашен. Этот храм будет звездой среди храмов», – говорят сестры монастыря.
Монастырь имеет большой опыт реставрации храмов. Он воссоздал уже несколько храмов и храмовых комплексов (в Екатеринбурге, Меркушино, Костылева), которые являются культурным и духовным достоянием Урала. К реставрационным работам монастырь привлекает опытных архитекторов, специализирующихся на восстановлении храмов. Реставрация памятников ведется полностью за счет пожертвований прихожан и благодетелей.