В Архангельске прошел региональный этап XXV Рождественских образовательных чтений

8 декабря 2016 года в Архангельске открылись IV областные Рождественские образовательные чтения «1917–2017: уроки столетия для Архангельского Севера» (региональный этап XXV Рождественских образовательных чтений). На открытии форума с приветственным словом к участникам и гостям обратился митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Его Высокопреосвященство отметил, что тема чтений связана с событиями 1917 года, и ответил на вопрос, что нужно делать, чтобы история не повторилась. «Великим народ делает его внутреннее содержание. Русские люди всегда обращались к Богу и были велики, – сказал Владыка. – Однако за прошедшие сто лет они сильно изменились».

Далее митрополит Даниил напомнил о процессах, которые происходили в российском образовании в переломный для российской истории момент – 1990-е годы: «Тогда нашим преподавателям говорили, что не их дело воспитывать детей, – они должны передавать сумму знаний. И вот сейчас мы пожинаем плоды этой разрушительной политики». Архипастырь подчеркнул, что в самые трудные времена Россия спасалась молитвой, общением с Богом: «С Господом можно выдержать всё. Мы должны учить детей быть на связи с Творцом. Когда мы с Ним, то идем правильным путем, даже если не знаем дороги».

Завершая выступление, митрополит Даниил призвал участников и гостей Чтений быть патриотами и христианами, почитающими лучшие традиции своих отцов.

Участниками форума стали известные деятели образования и духовного просвещения: профессора Московской Духовной академии Алексей Светозарский и Владимир Кириллин; зав. кафедрой теории, истории культуры и этнологии Педагогического института Вологодского государственного университета Александр Камкин, а также настоятель московского храма Прп. Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов.

Кроме того, на чтениях были награждены победители регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» 2016 года.

9 декабря Чтения продолжили свою работу.

В рамках секции «Стратегическая роль монастырей в освоении Русского Севера» протоиерей Александр Абрамов предложил совершить крестный ход Москва – Кий-остров с подлинником Кийского креста.

В своем докладе священник отметил, что даже большевики ясно и четко понимали значение кийской святыни как важнейшего оберегающего христианского символа на северных рубежах России.

«Крест был перемещен из закрытого в 1922 году Кийского монастыря на Соловки в антирелигиозный музей с тем, чтобы впоследствии тщанием П.Д. Барановского оказаться в Москве, – сказал отец Александр. – Газета "Карело-Мурманский край" отреагировала на существование на Соловках Кийского креста. За подписью некоего Иванова содержится такое сообщение: "Один из наиболее ценных экспонатов Соловецкого музея – это так называемый Никоновский крест, с тремястами частицами нетленных мощей". Дальше описывается, какие мощи входят в состав креста.

В 1990 году милостью Божией и силами Ю.М. Соломина, сейчас руководителя Малого театра, а тогда министра культуры России, крест был спасен от вывоза на Запад. Он был найден в коробке под лестницей разрубленным, в виде лома, подготовленным к списанию с целью продажи по цене серебра».

Завершил свое выступление отец Александр констатацией уникальности Кийской святыни: «Мне кажется, очень важным было бы во благовремении, как говорил Патриарх Алексий II, совершить крестный ход с подлинником Кийского креста из Москвы через Иверскую обитель и далее на Север таким же образом, как он шел 1656–57 годах с тем, чтобы на местах срубались копии и оставались как освященные напоминания не только о великой истории, но и о великом будущем».

Другой участник секции «Стратегическая роль монастырей в освоении Русского Севера» историк Сергей Шаляпин рассказал о расцвете монастырских центров Поморья в XV–XVII веках. По словам докладчика, беломорский монастырь устоялся как явление где-то к середине XVI века.

Также в работе секции принял участие профессор Московской Духовной академии Алексей Светозарский.

Участникам встречи был представлен фильм Максима Гуреева «История одного паломничества».

В завершение работы секции состоялись презентации журнала серии «Православные храмы России», посвященного Кий-островскому Крестовоздвиженскому монастырю, и книги протоиерея Александра Абрамова «Воскресение Христово видевше. Беседы на Воскресные Евангельские чтения». 

Материалы по теме

Публикации

Протоиерей Михаил Дудко
Протоиерей Михаил Дудко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Петропавловский мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы