12 декабря 2019 года в Нижегородском Благовещенском мужском монастыре состоялось заседание секции XIV Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии «Древние монашеские традиции в условиях современности».
Утром участники заседания молились за Божественной литургией в Благовещенском соборе монастыря. Богослужение возглавил его настоятель архимандрит Александр (Лукин). Его Высокопреподобию сослужили руководитель Отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, и.о. настоятеля Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Феодосий (Какуркин) и братия Благовещенского монастыря в священном сане.
В заседании секции приняли участие настоятели и настоятельницы, насельники и насельницы обителей Нижегородской епархии.
В начале работы секции собравшихся поприветствовал настоятель Благовещенского монастыря. Он отметил, что XIV Рождественские образовательные чтения Нижегородской митрополии проходят по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.
Затем председатель организационного комитета Чтений настоятель Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) выступил с докладом «Отечество небесное и Отечество земное. Патриотизм в духовной жизни монашествующих».
Отец Тихон отметил, что истинный патриотизм неразрывно связан с духовной жизнью человека. Недаром в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам».
В докладе прозвучала мысль русского религиозного философа Ивана Ильина, который говорил об обретении Родины как об акте духовного самоопределения. Настоятель Печерского монастыря привел также слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8), – и напомнил, что в Послании к Ефесянам апостол писал о том, что всякое земное Отечество есть образ Отечества небесного.
Настоятельница Свято-Николаевского женского монастыря Арзамаса игумения Филарета (Шевченко) рассказала о подвиге в жизни монаха, назвав борьбу со страстями войной в мирных условиях.
Доклад преподавателя Нижегородской духовной семинарии иеромонаха Лаврентия (Собко) назывался «Служение Христу в условиях военных действий: роль монашествующих в Великой Победе. Незабываемые уроки Великой Отечественной войны (на примерах монашествующих – подвижников благочестия XX века)».
В частности, отец Лаврентий рассказал о судьбе псковского священнослужителя Феодора Пузанова, участвовавшего в Первой мировой войне и получившего три Георгиевских креста, а затем – в Великой Отечественной. После нее отцу Феодору была вручена медаль «Партизану Отечественной войны».
Но может ли священник брать в руки оружие? Этот вопрос тоже прозвучал в докладе. Отец Лаврентий отметил, что защита своей земли и монашеское делание в древности были двумя сторонами одного служения. Пока князья или дружинники могли держать в руках оружие, они защищали земное Отечество от внешних врагов. Когда же приходила старость или люди, например, получали увечье и не могли продолжать воинскую службу, они уходили в монастыри, чтобы молиться, в том числе, и за земное Отечество.
В завершение состоялось обсуждение докладов.
Утром участники заседания молились за Божественной литургией в Благовещенском соборе монастыря. Богослужение возглавил его настоятель архимандрит Александр (Лукин). Его Высокопреподобию сослужили руководитель Отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин, и.о. настоятеля Арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря игумен Феодосий (Какуркин) и братия Благовещенского монастыря в священном сане.
В заседании секции приняли участие настоятели и настоятельницы, насельники и насельницы обителей Нижегородской епархии.
В начале работы секции собравшихся поприветствовал настоятель Благовещенского монастыря. Он отметил, что XIV Рождественские образовательные чтения Нижегородской митрополии проходят по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия.
Затем председатель организационного комитета Чтений настоятель Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) выступил с докладом «Отечество небесное и Отечество земное. Патриотизм в духовной жизни монашествующих».
Отец Тихон отметил, что истинный патриотизм неразрывно связан с духовной жизнью человека. Недаром в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится: «Православный христианин призван любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам».
В докладе прозвучала мысль русского религиозного философа Ивана Ильина, который говорил об обретении Родины как об акте духовного самоопределения. Настоятель Печерского монастыря привел также слова апостола Павла: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8), – и напомнил, что в Послании к Ефесянам апостол писал о том, что всякое земное Отечество есть образ Отечества небесного.
Настоятельница Свято-Николаевского женского монастыря Арзамаса игумения Филарета (Шевченко) рассказала о подвиге в жизни монаха, назвав борьбу со страстями войной в мирных условиях.
Доклад преподавателя Нижегородской духовной семинарии иеромонаха Лаврентия (Собко) назывался «Служение Христу в условиях военных действий: роль монашествующих в Великой Победе. Незабываемые уроки Великой Отечественной войны (на примерах монашествующих – подвижников благочестия XX века)».
В частности, отец Лаврентий рассказал о судьбе псковского священнослужителя Феодора Пузанова, участвовавшего в Первой мировой войне и получившего три Георгиевских креста, а затем – в Великой Отечественной. После нее отцу Феодору была вручена медаль «Партизану Отечественной войны».
Но может ли священник брать в руки оружие? Этот вопрос тоже прозвучал в докладе. Отец Лаврентий отметил, что защита своей земли и монашеское делание в древности были двумя сторонами одного служения. Пока князья или дружинники могли держать в руках оружие, они защищали земное Отечество от внешних врагов. Когда же приходила старость или люди, например, получали увечье и не могли продолжать воинскую службу, они уходили в монастыри, чтобы молиться, в том числе, и за земное Отечество.
В завершение состоялось обсуждение докладов.
Материалы по теме