В Даниловом монастыре Переславля-Залесского создают интерактивный 3D-путеводитель по фрескам Троицкого собора обители

В Переславле-Залесском в Свято-Троицком Даниловом мужском монастыре реализуют уникальный проект – создают интерактивный 3D-путеводитель по фрескам Троицкого собора обители.

Реализация проекта даст возможность познакомиться с известным памятником художественной культуры XVII века всем желающим в самых отдалённых уголках нашей страны. Посетитель интернет-платформы сможет не только рассматривать под прямым углом и с необходимым увеличением все росписи четверика, сводов, барабана и купола собора, но и получит доступ к описаниям фресок, объяснениям сюжетов и аналогиям живописных образов. Особенный акцент сделан на знаменитом цикле фресок с сюжетами из Апокалипсиса.

Расписала Троицкий собор Данилова монастыря костромская артель иконописцев, которую возглавлял Гурий Никитин. Впервые имя мастера упоминается в официальных документах Оружейной палаты в 1659 году, когда его вызвали в столицу на замену одному из заболевших костромских художников старшего поколения. В 1660 году Гурий был аттестован «по первой статье» – высшая оценка мастерства для «городового» иконописца, и оказался в числе пятнадцати костромичей, работавших над росписью кремлевского Архангельского собора. Мастерство, талант и опыт Гурия быстро выдвинули его в первый ряд русских иконописцев того времени. В 1661 году вместе с несколькими известными мастерами Оружейной палаты он писал иконы для сестры государя Алексея Михайловича – царевны Ирины.

Роспись Троицкого собора, выполненная с 1662 по 1668 год, была первой самостоятельной работой Гурия Никитина «с товарищами». К моменту начала работы Гурию было около сорока лет.

Монументальные и в то же время простые формы храма XVI века могли склонить художников к использованию традиционной схемы росписи. Но в данном случае вышло всё иначе. Вероятно, ведущая роль в составлении программы росписи принадлежала келарю Данилова монастыря Савве. Содержание программы стенописей определялось, прежде всего, посвящением собора. В соответствии с традициями предшествующего столетия образ Троицы раскрывается через развернутое изображение «деяний» – в данном случае через подробное повествование о явлении Бога-Троицы Аврааму и о последующих событиях вплоть до жертвоприношения Исаака.

Особое место в росписях собора принадлежит теме Второго пришествия Христа. Она раскрывается не только в цикле иллюстраций Откровения Иоанна Богослова – Апокалипсиса, расположенном, в основном, на западной стене собора, но и в некоторых других сюжетах, которые получают эсхатологическую трактовку. Свою роль, по-видимому, сыграли и исторические реалии XVII века, поскольку создание фресок совпало с моментом ожидания конца света. Многие полагали, что в 1666 году должен был явиться Антихрист, а через три года после этого состояться кончина мира – эти идеи продвигались, среди прочего, в популярных изданиях Московского печатного двора.

Образы Апокалипсиса волнуют воображение и сегодня. Однако, тема конца истории звучит не столько как трагическая неизбежность, сколько как радостное ожидание праведников скорой встречи с Богом: «ей, гряди, Господи Иисусе!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь