25 февраля 2025 года, в день памяти святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Алексеевском женском монастыре города Углича Ярославской области.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, протоиерей Георгий Живаев, священник Артемий Омельянов, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов.
За веру, милосердие и вклад в развитие тюремного служения Русской Православной Церкви и за многолетние труды в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации медали Синодального отдела Русской Православной Церкви по тюремному служению вмц. Анастасии Узорешительницы II степени были удостоены:
- игумен Николай (Шишкин), настоятель храма вмц. Анастасии Узорешительницы при ФКУ ИК №3 г. Углича;
- протоиерей Георгий Живаев, руководитель Отдела по тюремному служению Переславской епархии, окормляющий священник ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
Дорогая матушка Ольга, отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси!
Как вы все прекрасно знаете, в этом году день памяти святителя Алексия пришёлся на Сырную седмицу, на те дни, в которые Церковь с сугубым тщанием готовит нас к наступлению Великого поста, и по этой причине на текущей неделе нам предлагаются очень непростые и крайне важные евангельские чтения. Так, сегодня во время Литургии мы услышали рассказ апостола и евангелиста Луки о Гефсиманском молении Спасителя, о предательстве Иуды, о взятии Спасителя под стражу, об отречении Петра и о суде над нашим Господом. О всем этом можно говорить и размышлять бесконечно, мне хотелось бы предложить подумать о Гефсиманской молитве, и о некоторых связанных с ней вопросах.
Евангелие свидетельствует, что Спаситель знал: в скором времени Ему придется пройти через Страдания и Смерть. Он нуждался в молитвенном утешении, ради этого Господь ушел со Своими учениками в уединенное место и там молился. Все евангелисты сохранили слова этой молитвы, у апостола и евангелиста Луки она звучит так: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42).
К этим словам возникает масса вопросов, самый важный из которых можно сформулировать так: о какой такой Своей воле сказал Христос, если по Его же собственным словам, Он «и Отец – одно» (Ин. 10, 30)? И как можно допустить, что внутри Святой Троицы есть различные воли?
Ответу на этот вопрос посвящены целые библиотеки, более того, различия в ответах привели к церковному расколу, который до сих пор дает о себе знать. Впрочем, мы не станем сейчас углубляться ни в церковную историю, ни в догматическое богословие, мы сосредоточимся лишь на самом евангельском тексте и попытаемся сделать из него те же самые выводы, которые сделала Церковь.
Для этого нам стоит вспомнить, что Христос и Бог, и Человек. Он в полном и совершенном смысле Бог, в таком же смысле Он и человек. Сложно подобрать какую-либо аналогию такого соединения, ведь оно абсолютно уникально, но вместе с этим можно вспомнить, что любой человек одновременно существует в нескольких, так сказать, ипостасях. К примеру, мы одновременно и дети по отношению к своим родителям, и родители по отношению к детям, ну а не имеющие детей монахи в один и тот же момент должны ощущать себя в полной мере живыми и вместе с этим уже умершими. Однако стоит повторить ещё раз: эти аналогии очень отдаленные и весьма приблизительные, они не способны описать то, как мыслил и чувствовал Воплощённый Бог, они нужны лишь для того, чтобы показать сложность попыток рационального анализа следствий соединении в одной Личности Бога и Человека.
Не менее сложно отделить действия Христа как Бога от Его же действий как Человека. То же самое можно сказать и про Его слова. Но в отношении Гефсиманской молитвы сделать это, всё же, возможно. Для этого нам стоит вспомнить о существовании двух воль: воли божественной и воли человеческой. В случае обычного человека эти две воли после грехопадения пребывают в борьбе друг с другом, в случае Христа никакого конфликта не было, однако было нежелание физического естества подвергаться мукам и смерти, именно это нежелание и нашло своё отражение в Гефсиманской молитве Спасителя, это же нежелание влекло за собой и человеческую волю Христа. Спаситель сумел победить в этой напряжённой внутренней борьбе, и тем самым Он показал, что любой человек может одержать такую же победу, любой человек способен подчиниться воле Божией о себе самом, и через это соединиться с Богом в вечности.